СОДЕРЖАНИЕ
I. Мир Ислама……………………………………………1-6
II. Ислам: теория и практика:…………………………….6-13
1) Толкование Корана.
2) Мечети и школы.
3) Исламские обряды.
4) Праздники в исламе.
5) Коран и современность.
Заключение…………………………………………………………..15
Особенности культуры
Ислама
1 . Мир Ислама.
Для многих из нас
ислам ассоциируется с актами
экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами,
униженным положением женщин
в «парандже», многоженством, экзотикой
сказок «Тысяча и одна ночь»,
судьбой английского писателя
индийского происхождения С.Рушди,
автора «Сатанинской поэзии», и религиозным
фанатизмом. Такой набор стереотипов не
способствует взаимопониманию разных
народов как в самой России, так и в мире
вообще. Исламская культура своеобразна
и неповторима.
Возникнув в начале
VII века нашей эры в Аравии, ислам является
последней из мировых религий. Сложившаяся
на стыке древних европейской и ближневосточной
цивилизаций, впитавшая в себя элементы
христианства и иудаизма, греческой философии
и римского права, административной структуры
древнеперсидских империй и мистико-метафизических
спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная
система оказалась сложным итогом многостороннего
синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская
арабская культура, арабский этнос и его
очень слабо развитая государственность.
На обширной территории
Ближнего Востока арабы из
небольшой и не очень развитой
группы семистских племен именно
в результате исламизации превратились
в многочисленную этнокультурную
общность с мощной политической
структурой и высокоразвитой
цивилизацией. Быстрыми темпами
складывающаяся арабо-исламская
религиозно-культурная традиция
подчиняла себе завоеванные страны
и народы, большая часть которых,
включая и древние центры мировой
цивилизации, была не только
исламизирована, но и ассимилирована
арабами. Образно говоря, арабо-исламская
волна за короткий срок захлестнула огромное
количество соседний с Аравией и отдаленных
от нее стран и практически растворила
в себе многие обитавшие там этносы, подчас
имевшие древние собственные традиции.
Эта мощная ассимиляционная
волна породила не менее заметный
ответный вал, результатом которого
было обогащение арабо-исламской
традиции за счет многочисленных
инокультурных воздействий на
нее – в Египте, Месопотамии,
Индии, Иране, Средней Азии, Африке,
Испании и т.д.
Все эти влияния
придали развивавшейся быстрыми
темпами арабо-исламской культуре
весьма мощные потенции для
дальнейшего развития. Они создали
основу для того, чтобы средневековая
арабо-мусульманская культура стала
на некоторое время во главе
мировой цивилизации. В средние
века европейская культура вступила
в полосу заметного упадка. И
хотя и в это время христианизированная
европейская культура как в
католической Западной Европе, так
и в православной Византии
продолжала существовать и развиваться,
блестящий расцвет арабо-исламской
цивилизации затмевал ее.
Успехи и достижения
арабской культуры воздействовали
на многие страны, в числе которых
были и культурные центры средневековой
Европы. Это проявилось в математике
(арабскими называются заимствованные
арабами из Индии цифры, которыми
мы пользуемся), в химии, в философии.
Через мусульманскую Испанию
(Кордовский халифат), бывшую в
VIII-XII вв, видным центром развития
арабо-исламской культуры, европейские
университеты знакомились с работами
таких мыслителей, как Авиценна,
Аверроэс, аль-Газали.
Особняком в последующей
истории исламской мысли стоит
фигура Ибн Хальдуна, разностороннего
мыслителя, сопоставимого с гигантами
европейского Ренессанса, его современниками.
Он выдвинул концепцию закономерного
прогресса человеческого общества
от низшей стадии до наивысшей
через преобразование производительной
деятельности людей, развитие
производства, эволюции неорганического
и органического мира.
Позже, в связи с
распадом Кордофского халифата
в Испании и общим упадком
арабской государственности и
цивилизации, уровень развития
арабской культуры, ее влияние
на другие народы стали падать.
С XVIII века развитие капитализма
в Европе быстро преобразовывало
все сферы жизни общества, в
исламском мире наблюдались тенденции
обратного порядка. Мусульманское
общество становилось слабее, шла
на убыль его культурная активность,
сужались интеллектуальные горизонты,
теряла силу центральная власть
и усиливалось влияние родовой
системы. Это породило колониальную
зависимость исламских стран
от христианского Запада, отрезанность
от современной культуры вплоть
до послевоенного национального
возрождения, поставившего в число
первоочередных проблему веротерпимости.
Однако, что вошло в ислам, превратилось
со временем в фактически неотъемлемый
его элемент, став обязательным
религиозно-культурным компонентом
во всех, даже самых отдаленных
районах, куда проникал ислам,
где читали и изучали написанный
на арабском языке Коран, где
имели хождение хадисы Сунны.
И именно в этом смысле следует
говорить об огромном влиянии
арабо-исламской культуры (богословие,
этика, обычаи, нормы семейной
жизни и т.п.) на все те страны
и народы, где распространен ислам.
Попытки модернизировать,
изменить ислам начинаются в
XIX-XX веках. Они являлись следствием
влияния европейской, христианской
цивилизации. Начался период «Нахда»
(Возвышения), где главную роль
играли реформаторы мусульманской
идеологии, шариадского законодательства
и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин
аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец
Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить
былое могущество арабской нации на основе
соединения достижения западной и восточной
культур.
Движение за модернизацию
ислама с рационалистических
позиций постепенно распространялось,
особенно в первой половине XX
в. Несмотря на яростное сопротивление
со стороны защитников незыблемости
ислама, реформы с начала XX в. следовали
повсюду одна за другой. Коран и ислам
примирялись с жизнью: проведи-хутбы и
решения–фетвы начинали транслироваться
по радио, причем на языке слушателей.
Устаревшие нормы шариата то здесь, то
там решительно пересматривались и отходили
на задний план под нажимом более современного
заимствованного у европейцев судопроизводства.
Пример наиболее радикальных
реформ в этом направлении
показала Турция, где после кемалистской
революции суды шариата потеряли
свое былое значение, уступив
место санкционированным государством
конституционным нормам, основанным
на принятых в Европе юридических
принципах. Резко изменилось положение
женщины, которая освобождалась
от затворничества и включалась
в активную общественную жизнь.
В ряде наиболее передовых
стран, как, например, в Турции,
в законодательном порядке была
введена моногамия. Была резко
упрощена обрядность ислама, облегчились
условия поста, женщин начали
допускать к мечети. Наконец, в
отдельных странах ( и в той
же Турции) мусульманство со всеми
его религиозными обрядами и
нормами было даже отдельно
от государства, деятельность
которого стала иметь сугубо
светский характер.
С 50-х годов процесс
модернизации ислама стал проявлять
себя в наиболее развитых арабских
странах – в Египте, Сирии,
Ираке. В этих государствах
встал вопрос о реформах, направленных
на ограничение собственности,
национализацию крупных предприятий,
предоставления всем, включая женщин,
широких прав и свобод.
Попытки согласовать
нормы ислама с радикальными
преобразованиями еще более усилились
в 70-е годы XX века, чему способствовало
резкое усиление экономических
и политических позиций некоторых
ведущих исламских стран в
связи с проблемой нефти. Превращение
этих стран во влиятельную
силу в современном мире по-новому
поставило вопрос об исламе.
Ислам, пожалуй, наиболее
сильная из религий мира. Духовная
жизнь в исламских странах
не только всегда была под
контролем ислама – она просто
протекала в рамках ислама. И
хотя мусульманские мыслители
свободно оперировали философскими
категориями, не имевшими ничего
общего с ним, - все равно ислам
был тем фундаментом, на котором
стояли и от которого отталкивались
правоверные. Вписавшись в современную
структуру, даже в меру признав
авторитет науки, ислам продолжает
давить на поступательное развитие
общества своими тысячелетними
традициями.
2. Ислам: теория
и практика
Люди из других стран,
с которыми мы встречаемся,
живут в соответствии со своей
системой ценностей и выражают
свои мысли на языках, являющихся
носителями другой цивилизации,
нюансы которых нам порой непонятны.
Наше общение с этими людьми
обычно остается поверхностным,
мы судим о них на основании
собственных культурных стереотипов
и подчас плохо понимаем особенности
их социальной, экономической и
политической жизни. И среди
важнейших факторов, определяющих
лицо цивилизации, нельзя забывать
о религии. Феномен религии
занимает очень важное место
в жизни человечества и оказал
глубокое влияние на культуру
всех народов.
Трудно найти религию,
которая бы так моделировала
общество, как ислам. Очень часто
достаточно посмотреть несколько
кадров фильма, чтобы понять, что
страна, в которой он снят, - мусульманская:
это и одежда мужчин и женщин,
и минарет мечети, и арабское
письмо, и множество признаков,
не оставляющих места сомнениям.
Печать ислама на
обществе объясняется тем, что
это тотальная религия, которая
затрагивает все моменты личной
и общественной жизни. С этой
точки зрения ислам можно сравнить
с христианством того периода,
когда законы и нравы ориентировались
исключительно на вероучение
церкви. Сегодня все мусульманские
страны ориентируются на ислам,
даже если между ними существуют
значительные различия в трактовке того,
что они берут за образец.
Поэтому вполне очевидно,
что ислам чувствует себя хорошо
только тогда, когда он господствует
в стране, где внедрился. Около
75% мусульман живут в 36 странах,
где ислам преобладает. В Азии
находятся наиболее крупные группировки,
т.к. почти половина мусульман
мира живет в четырех странах:
Индонезии, Пакистане, Бангладеш
и Индии.
Ислам дает этим
народам чувство принадлежности
к одной общине, которая объединяет
верующих несмотря на различия
их культур.
Чтобы принять ислам,
необходимо выполнить простые
формальности: вступающий очищается
путем омовения (например, принимает
душ) и произносит со всей
искренностью фразу, выражающую
символ веры, которая называется
«шахада».
Однако выйти из
ислама намного труднее. По
Корану, тот, кто отрекается от
ислама, заслуживает смерти. По-видимому
известный стих из Корана: «Нет
принуждения в отношении религии»
- означает лишь то, что нельзя
насильно обращать неверных. Но
это не значит, что не мусульманин
в стране ислама является таким же гражданином,
как другие. Иногда ему более или менее
заметно дают почувствовать аномальный
и прискорбный характер его положения.
Ситуация значительно
меняется в зависимости от
страны. В Северной Африке (Марокко
и Тунисе), принципы непринуждения
строго соблюдаются. В ваххабитских
странах (Саудовская Аравия и
Катар), наоборот, не может быть
и речи о том, чтобы допустить
наличие церкви или синагоги.
Нетерпимость доходит до запрета
рождественской еды в ресторанах.
1) Толкование Корана
Ислам характеризуется большой
простотой принципов: Бог, единый и
всемогущий, ниспослал людям текст-
Коран, который Он передал с помощью
человека по имени Магомет.
Признать всемогущество
Бога – значит повиноваться его
воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение».
Повиновение Богу заключается в
том, чтобы повиноваться Его слову,
то есть строго соблюдать предписания
Корана.
Наиболее фундаментальные
из этих предписаний - «пять
столпов ислама»: символ веры
(шахада), молитва пять раз в
день, пост, милостыня (закят) и
паломничество (хадж). Однако благочестивый
мусульманин должен хорошо знать
весь Коран, так как вся его
общественная и частная жизнь
должна соотносится с ним. Коран
рекомендует верующим рассказывать
его всякий раз, когда это
возможно. Тысяча верующих знают
его наизусть от корки до
корки.
Если прибегнуть к
юридическому сравнению, Коран
- это закон, исходящий от высшей
власти, а хадисы - юриспруденция,
то есть метод трактовки закона.
Верование мусульман
касается всего, что написано
в Коране.
Как и другие религии
ислам не призывает к активному
социальному переустройству. Напротив,
он учит смирению и послушанию.
Частная собственность священна
– на этот счет указания
Корана строги и недвусмысленны,
а законы шариата строго карают
преступников (вору отрубают кисть
правой руки).
Как и Библия, Коран
призывает человека трудиться
– этим в первую очередь
он обеспечит себе царство
небесное. Человек должен быть
скромен и терпелив, мужественно
сносить все невзгоды этого
мира и уповать на спасение
в загробной жизни.