Особенности культуры ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.

Оглавление

I. Мир Ислама……………………………………………1-6
II. Ислам: теория и практика:…………………………….6-13
1) Толкование Корана.
2) Мечети и школы.
3) Исламские обряды.
4) Праздники в исламе.
5) Коран и современность.
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

особенности культуры ислама.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.                  Мир Ислама……………………………………………1-6

II.               Ислам: теория и практика:…………………………….6-13

1)     Толкование Корана.

2)     Мечети и школы.

3)     Исламские обряды.

4)     Праздники в исламе.

5)     Коран и современность.

Заключение…………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности   культуры Ислама           

 

1 . Мир Ислама.     

  

 Для многих из нас  ислам ассоциируется с актами  экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин  в «парандже», многоженством, экзотикой  сказок «Тысяча и одна ночь»,  судьбой английского писателя  индийского происхождения С.Рушди,  автора  «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.       

 Возникнув в начале  VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.        

 На обширной территории  Ближнего Востока арабы из  небольшой и не очень развитой  группы семистских племен именно  в результате исламизации превратились  в многочисленную этнокультурную  общность с мощной политической  структурой и высокоразвитой  цивилизацией. Быстрыми темпами  складывающаяся арабо-исламская  религиозно-культурная традиция  подчиняла себе завоеванные страны  и народы, большая часть которых,  включая и древние центры мировой  цивилизации, была не только  исламизирована, но и ассимилирована  арабами.  Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседний с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.        

 Эта мощная ассимиляционная  волна породила не менее заметный  ответный вал, результатом которого  было обогащение арабо-исламской  традиции за счет многочисленных  инокультурных воздействий на  нее – в Египте, Месопотамии,  Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д.      

 Все эти влияния  придали развивавшейся быстрыми  темпами арабо-исламской культуре  весьма мощные потенции для  дальнейшего развития. Они создали  основу для того, чтобы средневековая  арабо-мусульманская культура стала  на некоторое время во главе  мировой цивилизации. В средние  века европейская культура вступила  в полосу заметного упадка. И  хотя и в это время христианизированная  европейская культура как в  католической Западной Европе, так  и в православной Византии  продолжала существовать и развиваться,  блестящий расцвет арабо-исламской  цивилизации затмевал ее.      

 Успехи и достижения  арабской культуры воздействовали  на многие страны, в числе которых  были и культурные центры средневековой  Европы. Это проявилось в математике (арабскими называются заимствованные  арабами из Индии цифры, которыми  мы пользуемся), в химии, в философии.  Через мусульманскую Испанию  (Кордовский халифат), бывшую в  VIII-XII вв, видным центром развития  арабо-исламской культуры, европейские  университеты знакомились с работами  таких мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.      

 Особняком в последующей  истории исламской мысли стоит  фигура Ибн Хальдуна, разностороннего  мыслителя, сопоставимого с гигантами  европейского Ренессанса, его современниками. Он выдвинул концепцию закономерного  прогресса человеческого общества  от низшей стадии до наивысшей  через преобразование производительной  деятельности людей, развитие  производства, эволюции неорганического  и органического мира.      

 Позже, в связи с  распадом Кордофского халифата  в Испании и общим упадком  арабской государственности и  цивилизации, уровень развития  арабской культуры, ее влияние  на другие народы стали падать. С XVIII века развитие капитализма  в Европе быстро преобразовывало  все сферы жизни общества, в  исламском мире наблюдались тенденции  обратного порядка. Мусульманское  общество становилось слабее, шла  на убыль его культурная активность, сужались интеллектуальные горизонты,  теряла силу центральная власть  и усиливалось влияние родовой  системы. Это породило колониальную  зависимость исламских стран  от христианского Запада, отрезанность  от современной культуры вплоть  до послевоенного национального  возрождения, поставившего в число  первоочередных проблему веротерпимости. Однако, что вошло в ислам, превратилось  со временем в фактически неотъемлемый  его элемент, став обязательным  религиозно-культурным компонентом  во всех, даже самых отдаленных  районах, куда проникал ислам,  где читали и изучали написанный  на арабском языке Коран, где  имели хождение хадисы Сунны.  И именно в этом смысле следует  говорить об огромном влиянии  арабо-исламской культуры (богословие, этика, обычаи, нормы семейной  жизни и т.п.) на все те страны  и народы, где распространен ислам.            

 Попытки модернизировать,  изменить ислам начинаются в  XIX-XX веках. Они являлись следствием  влияния европейской, христианской  цивилизации. Начался период «Нахда»  (Возвышения), где главную роль  играли реформаторы мусульманской  идеологии, шариадского законодательства  и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить былое могущество арабской нации на основе соединения достижения западной и восточной культур.               

 Движение за модернизацию  ислама с рационалистических  позиций постепенно распространялось, особенно в первой половине XX в. Несмотря на яростное сопротивление  со стороны защитников незыблемости  ислама, реформы с начала XX в. следовали повсюду одна за другой. Коран и ислам примирялись с жизнью: проведи-хутбы и решения–фетвы начинали транслироваться по радио, причем на языке слушателей.  Устаревшие нормы шариата то здесь, то там решительно пересматривались и отходили на задний план под нажимом более современного заимствованного у европейцев судопроизводства.           

 Пример наиболее радикальных  реформ в этом направлении  показала Турция, где после кемалистской  революции суды шариата потеряли  свое былое значение, уступив  место санкционированным государством  конституционным нормам, основанным  на принятых в Европе юридических  принципах. Резко изменилось положение  женщины, которая освобождалась  от затворничества и включалась  в активную общественную жизнь.  В ряде наиболее передовых  стран, как, например, в Турции, в законодательном порядке была  введена моногамия. Была резко  упрощена обрядность ислама, облегчились  условия поста, женщин начали  допускать к мечети. Наконец, в  отдельных странах ( и в той  же Турции) мусульманство со всеми  его религиозными обрядами и  нормами было даже отдельно  от государства, деятельность  которого стала иметь сугубо  светский характер.       

 С 50-х годов процесс  модернизации ислама стал проявлять  себя в наиболее развитых арабских  странах – в Египте, Сирии,  Ираке. В этих государствах  встал вопрос о реформах, направленных  на ограничение собственности,  национализацию крупных предприятий,  предоставления всем, включая женщин, широких прав и свобод.      

 Попытки согласовать  нормы ислама с радикальными  преобразованиями еще более усилились  в 70-е годы XX века, чему способствовало  резкое усиление экономических  и политических позиций некоторых  ведущих исламских стран в  связи с проблемой нефти. Превращение  этих стран во влиятельную  силу в современном мире по-новому  поставило вопрос об исламе.      

 Ислам, пожалуй, наиболее  сильная из религий мира. Духовная  жизнь в исламских странах  не только всегда была под  контролем ислама – она просто  протекала в рамках ислама. И  хотя мусульманские мыслители  свободно оперировали философскими  категориями, не имевшими ничего  общего с ним, - все равно ислам  был тем фундаментом, на котором  стояли и от которого отталкивались  правоверные. Вписавшись в современную  структуру, даже в меру признав  авторитет науки, ислам продолжает  давить на поступательное развитие  общества своими тысячелетними  традициями.

 

2. Ислам: теория  и практика      

 Люди из других стран,  с которыми мы встречаемся,  живут в соответствии со своей  системой ценностей и выражают  свои мысли на языках, являющихся  носителями другой цивилизации,  нюансы которых нам порой непонятны.  Наше общение с этими людьми  обычно остается поверхностным,  мы судим о них на основании  собственных культурных стереотипов  и подчас плохо понимаем особенности  их социальной, экономической и  политической жизни. И среди  важнейших факторов, определяющих  лицо цивилизации, нельзя забывать  о религии. Феномен религии  занимает очень важное место  в жизни человечества и оказал  глубокое влияние на культуру  всех народов.      

 Трудно найти религию,  которая бы так моделировала  общество, как ислам. Очень часто  достаточно посмотреть несколько  кадров фильма, чтобы понять, что  страна, в которой он снят, - мусульманская:  это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское  письмо, и множество признаков,  не оставляющих места сомнениям.       

 Печать ислама на  обществе объясняется тем, что  это тотальная религия, которая  затрагивает все моменты личной  и общественной жизни. С этой  точки зрения ислам можно сравнить  с христианством того периода,  когда законы и нравы ориентировались  исключительно на вероучение  церкви. Сегодня все мусульманские  страны ориентируются на ислам,  даже если между ними существуют значительные различия в трактовке того, что они берут за образец.      

 Поэтому вполне очевидно, что ислам чувствует себя хорошо  только тогда, когда он господствует  в стране, где внедрился. Около  75% мусульман живут в 36 странах,  где ислам преобладает. В Азии  находятся наиболее крупные группировки,  т.к. почти половина мусульман  мира живет в четырех странах:  Индонезии, Пакистане, Бангладеш  и Индии.      

 Ислам дает этим  народам чувство принадлежности  к одной общине, которая объединяет  верующих несмотря на различия  их культур.    

 Чтобы принять ислам,  необходимо выполнить простые  формальности: вступающий очищается  путем омовения (например, принимает  душ) и произносит со всей  искренностью фразу, выражающую  символ веры, которая называется  «шахада».      

 Однако выйти из  ислама намного труднее. По  Корану, тот, кто отрекается от  ислама, заслуживает смерти. По-видимому  известный стих из Корана: «Нет  принуждения в отношении религии» - означает лишь то, что нельзя  насильно обращать неверных. Но  это не значит, что не мусульманин в стране ислама является таким же гражданином, как другие. Иногда ему более или менее заметно дают почувствовать аномальный и прискорбный характер его положения.       

 Ситуация значительно  меняется в зависимости от  страны. В Северной Африке (Марокко  и Тунисе), принципы непринуждения  строго соблюдаются. В ваххабитских  странах (Саудовская Аравия и  Катар), наоборот, не может быть  и речи о том, чтобы допустить  наличие церкви или синагоги. Нетерпимость доходит до запрета  рождественской еды в ресторанах.

 

1) Толкование Корана

Ислам характеризуется большой  простотой принципов: Бог, единый и  всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который Он передал с помощью  человека по имени Магомет.

Признать всемогущество  Бога – значит повиноваться его  воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в  том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания  Корана.     

 Наиболее фундаментальные  из этих предписаний - «пять  столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в  день, пост, милостыня (закят) и  паломничество (хадж). Однако благочестивый  мусульманин должен хорошо знать  весь Коран, так как вся его  общественная и частная жизнь  должна соотносится с ним. Коран  рекомендует верующим рассказывать  его всякий раз, когда это  возможно. Тысяча верующих знают  его наизусть от корки до  корки.     

 Если прибегнуть к  юридическому сравнению, Коран  - это закон, исходящий от высшей  власти, а хадисы - юриспруденция,  то есть метод трактовки закона.      

 Верование мусульман  касается всего, что написано  в Коране.      

 Как и другие религии  ислам не призывает к активному  социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Частная собственность священна  – на этот счет указания  Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата строго карают  преступников (вору отрубают кисть  правой руки).      

 Как и Библия, Коран  призывает человека трудиться  – этим в первую очередь  он обеспечит себе царство  небесное. Человек должен быть  скромен и терпелив, мужественно  сносить все невзгоды этого  мира и уповать на спасение  в загробной жизни.    

Информация о работе Особенности культуры ислама