Особенности культуры Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:27, доклад

Краткое описание

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.docx

— 38.12 Кб (Скачать)

Но, во-первых, из богатейшего арсенала древнегреческой  художественной культуры римляне брали  в основном то, что соответствовало  настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо, связана с римской традицией изготовления “имагинас”, точных скульптурных изображений умерших старших. Во всяком случае, реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя.

К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления  в жизни вызывают в изобразительном  искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой  безвкусной, декоративности.

Наряду с изобразительным  искусством, в Риме мощно, хотя и  сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н. э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов “игр” во время празднеств. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Менандр), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Они, во всяком случае, Плавт, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи.

Римская проза  в ее становлении оказалась существенно  связанной с ораторским искусством, красноречием и историческими сочинениями (Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, позже Тацит, и др.).

В I-II вв. н. э. в  Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый “античный  роман”, с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками (“Сатирикон” Петрония и “Золотой осел” Апулея). Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей. Впрочем, это были уже стихотворные сатиры, появившиеся тогда, когда поэзия достигла в Риме своего расцвета, начавшегося в I в до н. э. Одним из первых поэтов этого периода был Катулл. Лирика Катулла, особенно любовная, связанная с любовью к женщине под вымышленным именем “Лесбия”, - до сих пор вызывает восхищение. И. М. Тронский напоминал, что Катулла любил и переводил А. С. Пушкин. В ХХ веке, используя стихи Катулла, немецкий композитор Карл Орфф создал музыкальный шедевр “Катулли Кармина” (песни Катулла). Римская поэзия достигла своих высот в так называемый “век Августа”, “золотой век” римской литературы. Известный Меценат был другом принцепса (фактически императора) Августа. К кружку Мецената принадлежали такие поэтические знаменитости как Вергилий и Гораций. Примерно в то же время разворачивается творчество Овидия, певца любви и любовного томления. Римские поэты используют многое из того, что было создано их предшественниками - греками: сюжеты, мотивы, жанры, и т.д. Но они достаточно своеобразны, чтобы развивать далее само поэтическое искусство и теоретически осмыслять это развитие, как это делал Гораций в своем сочинении “Об искусстве поэзии”.  

В сравнении  с греческой поэзией римская более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна. Она вроде бы несколько менее ориентирована на некоторые сферы жизненной практики, не выступает столь откровенно в качестве военной, политической. Она, пожалуй, более направлена на получение от нее чисто художественного наслаждения, рассчитана на успех у читателей, организована для этого, мастерски “выполнена”, и в этом смысле вполне классична.

В целом римское  искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой  жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно  высоко. Для Рима была характерной  все более пышная театрализованность праздников, церемоний, правда, тяготеющая к безвкусице, фальшивому блеску. Римляне уважали и ценили торжественность и спокойную пластичность движений и одеяний, украшали свои жилища мозаиками и росписями.

И все же греки  были более озабочены красотой и  ценили ее выше, тяготея к мере и  гармонии во всем. У римлян же скорее проявлялась тенденция к безмерности, грандиозности, вычурности, хотя в лучших художественных творениях им давалась классическая строгость, иногда, впрочем, излишне рассудочная, холодноватая. Греческая гармоничность (даже каноны) - была более природно-естественной, ориентированной на человеческий масштаб. В Риме стремились все свести к  нормам, правилам: и в жизни и  в искусстве. Римская культура уже  не видела в красоте высшей ценности. То есть, красота для римлян, в  отличие от греков, не совмещалась  с Благом, красота имела как  бы более внешний смысл. В Риме и в его провинциях недаром  намечается подозрительное отношение  к красоте, которое станет характерным  для Средневековья.

Вообще же, в  становлении религиозной жизни, права, нравственности, искусства, римская  культура реализует себя, развивая человечность отношений (вырабатывая  цивилизованные формы этих отношений), как бы вопреки реальным жестоким условиям, жестким взаимодействиям  между людьми.

Список используемой литературы:

1. Боннар А. Греческая цивилизация от Илиады до Парфенона. М., 2003

2. Круглов В.  Л. Эстетическое сознание Древней  Греции. Основные характеристики  мифологемы. Учебно-метод. пособие. г.Астрахань, 2003

3. Моммзен Т.  история Рима. СПб.: Лениздат, 2000

4. Культура Древнего  Рима. М.: Наука, 1985

5. Виппер Р.  Ю. История древнего мира. М.: Республика, 2003

6. Федорова Е.  В. Люди императорского Рима. М.: МГУ, 2003.

7. Тронский И.  М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 2002

Информация о работе Особенности культуры Древнего Рима