Особенности культуры Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:27, доклад

Краткое описание

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.docx

— 38.12 Кб (Скачать)

В Древней Греции и Древнем Риме в жизни общины (полиса, Рима) обнаруживалась ее тесная связь с богами и героями, как  бы членами общины, пекущимися о  ее делах, подающими знаки своей  воли, требующими скорее уважения и  почитания, чем истового поклонения. В других древних обществах боги, более грозные, установившие вечный социальный порядок, тоже могли помогать в делах (хотя чаще наказывать), но как  бы извне, со стороны, свыше. В Риме, как и в Греции, жречество не сложилось в особое сословие или  касту, не претендовало на власть в  государстве. В религиозных верованиях античности, в отношении к ним  людей оказалась возможной относительная  свобода. Во всяком случае, религия  практически не мешала свободному поиску мысли, становящейся науке, философии. Свобода, как реализуемая ценность, проявлялась и в особенностях политической борьбы и правовых отношений. И для Греции и для Рима стали характерными открытые публичные “схватки” политиков, открытые судебные процессы, стимулировавшие развитие ораторского искусства и логики доказательств.

Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций  и культур, они, как уже было отмечено, существенно разнились. Рим с  самого начала своего существования  вел, в общем успешные, войны с  соседями, варварами. И если греки  создавали мифы о происхождении  мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам  Рим, его героический победоносный народ, его героические представители. Достаточно напомнить римскую легенду  о Муции Сцеволе (левше), который  демонстрировал мужество и стойкость  римлянина, держа руку в огне жертвенника  во время разговора с царем  варваров Порсенной (с которым Рим вел трудную войну). Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить.

Римляне были в  гораздо большей степени воинами, чем греки, разве что, исключая спартанцев. Колоссальные военные успехи Александра Македонского, при всей их значимости, - это все же частность, отдельный  всплеск. Римляне вели войны практически  постоянно на протяжении истории  Рима. Войны же требовали развития железной дисциплины и “добродетелей” воина: мужества, стойкости, верности, суровой непреклонности, гордого достоинства, не допускавших и в мирной жизни шумного “детского” веселья. И в мирной жизни, как и на войне, важнее всего оказывался долг: долг гражданина, долг отца, долг старшего. Римляне были в целом и суровее и прагматичнее, нежели греки. И это сказывалось на всех сторонах жизни, в том числе и жизни религиозной.

Римская религиозная жизнь  и культура

Для Рима, с его  серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков. В семейной и гражданской жизни  римляне высоко ценили старших. Власть отца семейства (т. е. фамилии - большой  семьи) была на протяжении длительного  исторического периода полной и  пожизненной. Лишь постепенно государство  ограничило эту власть. Умершим старшим  поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас - изображения), которые хранились в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Римляне чтили семейных божеств, или как бы божеств, духов. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер - громовержец стал подобным Зевсу, Марс - Аресу, Юнона - Гере, Венера - Афродите, Вулкан - Гефесту, Артемида - Диане, Меркурий - Гермесу, и т. д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха - бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.

При всей внешней  схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги - живые, человекоподобные (личностные?), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная - искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны. Римская религиозность в целом - более прагматична. И ее окультуривающее воздействие на жизнь, на поведение людей - более формализовано, чем в Греции. Собственно духовная составляющая римской религиозности - несколько приземлена.

Ее прагматичность, по-видимому, содействовала тому, что  чужое в сфере верований усваивалось  довольно легко. Чужие боги входили  в римский пантеон, менялись имена  своих богов, распространялись варварские культы. И скептическое отношение  к религии (от эллинов пришедшее) распространялось тоже без особых затруднений. Многобожие в Риме начало расшатываться  в гораздо большей мере, чем  в Греции. Шло интенсивное соединение культов. И религия начала сливаться, или с философией или с мистикой. Постепенно появилась и стала  утверждаться вера в бессмертие души и в зависимость ее посмертного  существования от поведения человека на земле, вера близкая в ряде моментов к зарождающейся христианской.

Сам интерес  к поведению человека в этой земной жизни, к его оценкам - был не случайным. В период кризиса Римской империи  действия людей в отношении друг к другу становились просто кошмарными. Прежде всего - в среде аристократии, ожесточенно боровшейся за власть и  свое выживание. Аристократы и олигархи Рима, римские чиновники вовлекали  в эту борьбу толпы римского населения, армию. Все это делало остроактуальными нравственные проблемы. Разваливающийся  политеизм не мог стать никакой  основой для их решения. И у  римских философов-стоиков и у  первых христиан именно нравственная проблематика недаром заняла центральное  место.  

Развитие  нравственности и  нравственных ценностей 

Нравственная  жизнь римского общества, его нравственные ценности прошли сложный путь развития. В республиканском Риме, по свидетельствам историков, жизнь и поведение  каждого гражданина в общем строго и точно определялась старинными формами и приличиями. Действовали традиции нравственной жизни, нравственной оценки деяний и поступков. Римлянин, как считалось, должен был, ведя свои дела, поддерживать строгую отчетность, хорошо исполнять все свои гражданские обязанности и любить родину.

Р. Ю. Виппер писал  о том, что древние римляне  отличались простотой нравов в до республиканский и ранний республиканский  периоды . Даже вожди, военачальники были весьма скромны в быту и золото не имело над ними власти. В республиканском Риме у его граждан и сохранялись и развивались нравственные добродетели, достойные восхищения. Это и трудолюбие, и непреклонная честность, и обостренное чувство справедливости и несправедливости, верность долгу и клятвам. Республиканская римская армия еще не была наемной, она защищала интересы родины. Юношей воспитывали на примерах доблестных предков и современников. Всячески поощрялось соблюдение исконных обычаев, традиций. Нечестно нажитые богатства, взятки, подкупы, хищения казны - все это бывало, но осуждалось и преследовалось. Римляне при расцвете республики становились именно гражданами, не противопоставлявшими себя обществу, государству. Общество, государство не были ориентированными на угнетение своих граждан.

Изменения в  этом плане происходили постепенно. Высокомерие и заносчивость продуцировались  трудными, длительными, но победоносными  войнами. Завоевания приводили к  росту состояний, давали возможности  римлянам приобретать деньги, вещи и множество рабов. Оживлялась деловая  жизнь, требующая смекалки, инициативы. Росли потребности и возможности  их удовлетворения. Усиливалось расслоение общества. Количественно выросшее население  стало превращаться в массу, толпу. Нравственные устои явно расшатывались.

С начала I века до н. э. римский мир принизало властолюбие. В борьбе за власть аристократы, диктаторы использовали чернь. Правда, простые люди императорского Рима были разными. Римское общество слоилось. В нем были представлены и торговцы и ремесленники. Они, особенно последние, ценили в людях доброту и справедливость, честность. Они, как и военные, в массе своей были людьми энергичными, ценящими труд и радости земной жизни.

У императоров  и их дворов была другая жизнь и  иные ценности. Уже у Юлия Цезаря (еще не императора) девизом было: если уж право нарушить, то ради господства, а в остальном надлежит соблюдать  справедливость. Хотя до садизма и  мелочной жестокости Цезарь не опускался, но шел на нарушение законов и  порядков, был ради власти готов  поступиться любыми нравственными  нормами. Позже, при Октавиане Августе, и особенно после него, все, даже по видимости республиканские, учреждения в государстве переродились. Сенат раболепствовал. Император Тиберий, покидая его заседание, промолвил: О, люди, созданные для рабства! Император Калигула уже требовал, чтобы ему поклонялись как богу и говорил: пусть ненавидят, лишь бы боялись. Император Нерон был по-звериному жесток, нагло лицемерен. И императорские дворы вполне соответствовали безнравственности властителей. Соперничество, жестокость, убийства, интриги, вероломство, разврат, непомерная роскошь - все это характерно для верхов позднеримского общества.

Как бы в оппозицию  этому, в сознании некоторых римлян зреет иное. Сначала возникает  философское учение стоицизма с  его идеалами духовной свободы (но не произвола), равенства всех перед  лицом неумолимой судьбы, ее неизбежностью, неотвратимостью. Стоики, такие как  придворный Нерона, философ Сенека, император Марк Аврелий, раб Эпиктет, - выступили с призывом к человеку, который, по их мнению, даже в самых страшных условиях, вопреки им, должен стремиться к нравственному совершенству. Человек, беспомощный перед коварством и злобой себе подобных, игрушка судьбы, - мог и должен был, по убеждению стоиков, найти опору в самом себе, в своем разуме. Опору столь мощную, что его внутреннюю свободу - никто не в силах отнять. И эта свобода позволяет человеку самому стать добродетельным и активно утверждать в жизни добро.

Наряду со стоицизмом, в Риме постепенно расширяет свое влияние христианство, появившееся  в римских провинциях. Ранее христианство, как мировоззрение, оказалось во многом близким к стоицизму. Но стоицизм был все же несколько аристократичным, обращенным к разуму. Христианство же не является философией, это религия, основанная на вере. Оно возникло как массовое явление, распространенное поначалу в низах общества, уже потом захватывая и его верхи. Христианство принесло нечто совершенно необычное в нравственность и привлекло к себе представителей самых разных социальных слоев. Нравственность христианская оказалась одновременно и индивидуализованной, личностной и всечеловеческой. Нравственное совершенство и несовершенство каждого человека и человечества оказались связанными с жизнью вечной, важными для той или иной продолженности земного бытия в небесном, потустороннем, истинном бытии.

Нравственная  культура и нравственные ценности в  древнеримский период реализовывались, таким образом различно, на разных уровнях культуры. Добро и добродетель на низшем уровне явно связывались с их полезностью для общества, общины, Рима, а поэтому и для каждого гражданина. Но в Риме очень рано, и все более уверенно, добродетель начала проявлять себя и как норма, в связи с долженствованием добра, во всех его ипостасях. Римляне ведь были убеждены в том, что служение Риму (и в войнах, и в других делах) есть нравственный долг гражданина, долг, который выше его личных интересов, дороже самой жизни каждого. Как норма поведения гражданина рассматривались и мужество, стойкость, верность, честность, справедливость.

То, что творилось  в императорском Риме, выглядело поэтому как кошмарный кризис нравственности, ее упадок. Но, как ни парадоксально, именно в кризисное время вызрело движение культуры к уровню возвышенных нравственных идеалов, при сознании личной ответственности человека за происходящее. Добро и добродетель, не переставая быть должными, становились страстно желаемыми в связи со стремлением к Богу, освященными верой, верой по существу человечной. Римское общество не избежало нравственного обескультуривания, но при этом появилась возможность (только возможность) выхода на самый высокий уровень культуры, к собственно культуре. Возможность, обнаружившаяся в пределах римской империи, порожденная в римских провинциях в условиях взаимодействия и взаимопересечения различных культур, заимствований, переосмыслений.  

Эстетическая  и художественная культура Древнего Рима

Эстетическая  и художественная культура древнеримского периода античности также развивается  в условиях активного диалога  своего и чужого, взаимопроникновений, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами. Для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше - на Восток и в средневековую, возрожденческую и послевозрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что “наработала”в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества.

Информация о работе Особенности культуры Древнего Рима