Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:27, доклад
Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан.
В Древней Греции
и Древнем Риме в жизни общины
(полиса, Рима) обнаруживалась ее тесная
связь с богами и героями, как
бы членами общины, пекущимися о
ее делах, подающими знаки своей
воли, требующими скорее уважения и
почитания, чем истового поклонения.
В других древних обществах боги,
более грозные, установившие вечный
социальный порядок, тоже могли помогать
в делах (хотя чаще наказывать), но как
бы извне, со стороны, свыше. В Риме,
как и в Греции, жречество не
сложилось в особое сословие или
касту, не претендовало на власть в
государстве. В религиозных верованиях
античности, в отношении к ним
людей оказалась возможной
Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они, как уже было отмечено, существенно разнились. Рим с самого начала своего существования вел, в общем успешные, войны с соседями, варварами. И если греки создавали мифы о происхождении мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, его героические представители. Достаточно напомнить римскую легенду о Муции Сцеволе (левше), который демонстрировал мужество и стойкость римлянина, держа руку в огне жертвенника во время разговора с царем варваров Порсенной (с которым Рим вел трудную войну). Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить.
Римляне были в
гораздо большей степени
Римская религиозная жизнь и культура
Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков. В семейной и гражданской жизни римляне высоко ценили старших. Власть отца семейства (т. е. фамилии - большой семьи) была на протяжении длительного исторического периода полной и пожизненной. Лишь постепенно государство ограничило эту власть. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас - изображения), которые хранились в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Римляне чтили семейных божеств, или как бы божеств, духов. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).
В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер - громовержец стал подобным Зевсу, Марс - Аресу, Юнона - Гере, Венера - Афродите, Вулкан - Гефесту, Артемида - Диане, Меркурий - Гермесу, и т. д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха - бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.
При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги - живые, человекоподобные (личностные?), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная - искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны. Римская религиозность в целом - более прагматична. И ее окультуривающее воздействие на жизнь, на поведение людей - более формализовано, чем в Греции. Собственно духовная составляющая римской религиозности - несколько приземлена.
Ее прагматичность,
по-видимому, содействовала тому, что
чужое в сфере верований
Сам интерес
к поведению человека в этой земной
жизни, к его оценкам - был не случайным.
В период кризиса Римской империи
действия людей в отношении друг
к другу становились просто кошмарными.
Прежде всего - в среде аристократии,
ожесточенно боровшейся за власть и
свое выживание. Аристократы и олигархи
Рима, римские чиновники вовлекали
в эту борьбу толпы римского населения,
армию. Все это делало остроактуальными
нравственные проблемы. Разваливающийся
политеизм не мог стать никакой
основой для их решения. И у
римских философов-стоиков и у
первых христиан именно нравственная
проблематика недаром заняла центральное
место.
Развитие нравственности и нравственных ценностей
Нравственная жизнь римского общества, его нравственные ценности прошли сложный путь развития. В республиканском Риме, по свидетельствам историков, жизнь и поведение каждого гражданина в общем строго и точно определялась старинными формами и приличиями. Действовали традиции нравственной жизни, нравственной оценки деяний и поступков. Римлянин, как считалось, должен был, ведя свои дела, поддерживать строгую отчетность, хорошо исполнять все свои гражданские обязанности и любить родину.
Р. Ю. Виппер писал о том, что древние римляне отличались простотой нравов в до республиканский и ранний республиканский периоды . Даже вожди, военачальники были весьма скромны в быту и золото не имело над ними власти. В республиканском Риме у его граждан и сохранялись и развивались нравственные добродетели, достойные восхищения. Это и трудолюбие, и непреклонная честность, и обостренное чувство справедливости и несправедливости, верность долгу и клятвам. Республиканская римская армия еще не была наемной, она защищала интересы родины. Юношей воспитывали на примерах доблестных предков и современников. Всячески поощрялось соблюдение исконных обычаев, традиций. Нечестно нажитые богатства, взятки, подкупы, хищения казны - все это бывало, но осуждалось и преследовалось. Римляне при расцвете республики становились именно гражданами, не противопоставлявшими себя обществу, государству. Общество, государство не были ориентированными на угнетение своих граждан.
Изменения в
этом плане происходили постепенно.
Высокомерие и заносчивость продуцировались
трудными, длительными, но победоносными
войнами. Завоевания приводили к
росту состояний, давали возможности
римлянам приобретать деньги, вещи
и множество рабов. Оживлялась деловая
жизнь, требующая смекалки, инициативы.
Росли потребности и
С начала I века до н. э. римский мир принизало властолюбие. В борьбе за власть аристократы, диктаторы использовали чернь. Правда, простые люди императорского Рима были разными. Римское общество слоилось. В нем были представлены и торговцы и ремесленники. Они, особенно последние, ценили в людях доброту и справедливость, честность. Они, как и военные, в массе своей были людьми энергичными, ценящими труд и радости земной жизни.
У императоров и их дворов была другая жизнь и иные ценности. Уже у Юлия Цезаря (еще не императора) девизом было: если уж право нарушить, то ради господства, а в остальном надлежит соблюдать справедливость. Хотя до садизма и мелочной жестокости Цезарь не опускался, но шел на нарушение законов и порядков, был ради власти готов поступиться любыми нравственными нормами. Позже, при Октавиане Августе, и особенно после него, все, даже по видимости республиканские, учреждения в государстве переродились. Сенат раболепствовал. Император Тиберий, покидая его заседание, промолвил: О, люди, созданные для рабства! Император Калигула уже требовал, чтобы ему поклонялись как богу и говорил: пусть ненавидят, лишь бы боялись. Император Нерон был по-звериному жесток, нагло лицемерен. И императорские дворы вполне соответствовали безнравственности властителей. Соперничество, жестокость, убийства, интриги, вероломство, разврат, непомерная роскошь - все это характерно для верхов позднеримского общества.
Как бы в оппозицию этому, в сознании некоторых римлян зреет иное. Сначала возникает философское учение стоицизма с его идеалами духовной свободы (но не произвола), равенства всех перед лицом неумолимой судьбы, ее неизбежностью, неотвратимостью. Стоики, такие как придворный Нерона, философ Сенека, император Марк Аврелий, раб Эпиктет, - выступили с призывом к человеку, который, по их мнению, даже в самых страшных условиях, вопреки им, должен стремиться к нравственному совершенству. Человек, беспомощный перед коварством и злобой себе подобных, игрушка судьбы, - мог и должен был, по убеждению стоиков, найти опору в самом себе, в своем разуме. Опору столь мощную, что его внутреннюю свободу - никто не в силах отнять. И эта свобода позволяет человеку самому стать добродетельным и активно утверждать в жизни добро.
Наряду со стоицизмом, в Риме постепенно расширяет свое влияние христианство, появившееся в римских провинциях. Ранее христианство, как мировоззрение, оказалось во многом близким к стоицизму. Но стоицизм был все же несколько аристократичным, обращенным к разуму. Христианство же не является философией, это религия, основанная на вере. Оно возникло как массовое явление, распространенное поначалу в низах общества, уже потом захватывая и его верхи. Христианство принесло нечто совершенно необычное в нравственность и привлекло к себе представителей самых разных социальных слоев. Нравственность христианская оказалась одновременно и индивидуализованной, личностной и всечеловеческой. Нравственное совершенство и несовершенство каждого человека и человечества оказались связанными с жизнью вечной, важными для той или иной продолженности земного бытия в небесном, потустороннем, истинном бытии.
Нравственная культура и нравственные ценности в древнеримский период реализовывались, таким образом различно, на разных уровнях культуры. Добро и добродетель на низшем уровне явно связывались с их полезностью для общества, общины, Рима, а поэтому и для каждого гражданина. Но в Риме очень рано, и все более уверенно, добродетель начала проявлять себя и как норма, в связи с долженствованием добра, во всех его ипостасях. Римляне ведь были убеждены в том, что служение Риму (и в войнах, и в других делах) есть нравственный долг гражданина, долг, который выше его личных интересов, дороже самой жизни каждого. Как норма поведения гражданина рассматривались и мужество, стойкость, верность, честность, справедливость.
То, что творилось
в императорском Риме, выглядело
поэтому как кошмарный кризис нравственности,
ее упадок. Но, как ни парадоксально, именно
в кризисное время вызрело движение культуры
к уровню возвышенных нравственных идеалов,
при сознании личной ответственности
человека за происходящее. Добро и добродетель,
не переставая быть должными, становились
страстно желаемыми в связи со стремлением
к Богу, освященными верой, верой по существу
человечной. Римское общество не избежало
нравственного обескультуривания, но
при этом появилась возможность (только
возможность) выхода на самый высокий
уровень культуры, к собственно культуре.
Возможность, обнаружившаяся в пределах
римской империи, порожденная в римских
провинциях в условиях взаимодействия
и взаимопересечения различных культур,
заимствований, переосмыслений.
Эстетическая и художественная культура Древнего Рима
Эстетическая и художественная культура древнеримского периода античности также развивается в условиях активного диалога своего и чужого, взаимопроникновений, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами. Для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше - на Восток и в средневековую, возрожденческую и послевозрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что “наработала”в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества.