Основные структурные элементы культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

В обыденном представлении понятие "культура" существует прежде всего как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной стороны, как определенный образ жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий. В них объединяются понятие "культурность", область социального бытования культуры и т.п.

Оглавление

Введение
1.Основные структурные элементы культуры
2.Материальная культура как предмет культурологического анализа
3.Структура и ценности духовной культуры
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.62 Кб (Скачать)

Следовательно, норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство.

Социокультурные нормы как  элемент общественного сознания несут прескриптивную информацию, т.е. включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.

Однако социальные нормы  – не единственные регуляторы взаимодействия человека с обществом и другими  людьми. В роли таких факторов выступают  ценности, общественные идеалы, жизненные  принципы. Именно в них заключается  возможность зарождения и опережающего развития новых, более прогрессивных  норм общественной жизни.

В некоторых сферах общественного  сознания, например в морали, нормы и принципы могут совпадать. Моральные принципы могут выступать в виде наиболее общих моральных норм. Хотя, разумеется, не все нравственные нормы есть моральные принципы.

Третьим важным компонентом  культуры являются верования. Несмотря на все попытки представить основной вопрос философии об отношении сознания и материи, бытия и мышления, природы  и духа несущественным, вряд ли можно  отрицать, что верования как особая форма мировоззрения, а значит, и  культуры прочно занимают свое место  и в сознании, и в социальной практике человека.

Чем больше современный человек  познает мир, тем больше возникает  белых пятен, которые пока нельзя объяснить. Тем самым увеличиваются  основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его  социальных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В религиозном сознании именно Бог  становится тем опосредующим фактором, который регулирует взаимоотношения  между людьми. Вера, а значит, и  верования являются формой проявления религиозной культуры конкретного  народа.

Практически нет ни одного общества или народа, у которого отсутствовали бы люди, базизующие свои жизненные ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Значит, для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью. Поэтому соблюдение религиозных норм для истинно верующих является не трудностью, а скорее основанием для удовлетворенности своей жизнью.

Если дать верованиям социокультурную  оценку, то можно сказать, что в  них заключена наиболее глубинная  сущность общечеловеческих ценностей  и норм жизни. Поэтому для сохранения мировой культуры, в том числе и материальной (в виде храмов, монастырей), религия и верования играют одну из первостепенных ролей, если не основную.

Язык как компонент  культуры неразрывно связан с сознанием  и жизнедеятельностью общества. Представляя  собой систему фонетических символов, язык является важнейшим средством  человеческого общения (коммуникации). Он хранит и передает информацию из поколения в поколение, играет большую  роль в социализации индивидов. Овладение  языком само по себе необходимо для  большей части последующего обучения, а значит, профессиональной деятельности. Он – основной носитель культуры, и  рост словаря человека может служить  показателем повышения его культурности.

Язык необходим для  развития человеческого «Я», как  это убедительно доказано в работах  американского социолога, философа, психолога Дж. Мида, в связи с тем, что речь играет важнейшую роль в нравственном воспитании детей, в осуществлении социального контроля. Наконец, речь представляет собой средство выражения индивидуальности.

Существуют исторически  сложившиеся разновидности языка (русский, английский, немецкий и т.д.), которые как раз и отражают социокультурную специфику формирования данной общности, ее характер общения, представление о символах, эстетических оборотах, заложенных в языковой культуре.

Фундаментальным, обобщенным элементом культуры являются обычаи. Например, способ приготовления пищи, одежда, манеры поведения, осуществление  различных обрядов, система воспитания детей, отношение к старикам, религиозные  верования и т.д. выражают стиль  жизни данного народа. В обычаях  отражен способ видения социальной реальности в целом: природы, общества, сферы священного. Обычаи определяют поведение в целом, а потому только в минимальной степени совпадают  с моральным порядком общества.

В современном российском обществе обычаи и традиции регулируют в основном бытовую неформальную сферу жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере, образовании, организованном воспитании действуют  социальные институты и соответственно институциональные ролевые позиции.

В условиях распространения  массовой культуры многие обычаи и  традиции уходят в прошлое или  существенно деформируются. Однако для определенной части общества, особенно населения азиатского региона, традиции и обычаи все еще играют доминирующую роль в регулировании  общественных, даже профессиональных отношений. Часто возраст человека дает ему больше прав в решении  проблем, чем его социально-профессиональный статус.

В условиях урбанизации и  массовых миграционных процессов все  больше распространяется, особенно в  городах, массовая культура, связанная  с обычаями так называемого престижного потребления. Описанный Т. Вебленом феномен «показного потребления» объяснял поведение человека желанием обрести социальный статус через приобретение определенного рода вещей. Такое приобретение связано не с жизненными потребностями, а с соображением подражания социальному кругу лиц, который является референтным для человека. Это может касаться не только материальных вещей, но и форм проведения досуга, воспитания детей и т.д., например, стремление родителей дать детям музыкальное образование часто вопреки отсутствию у них музыкального слуха и желания или поголовная «джинсомания», при которой джинсы из рабочей одежды американских фермеров превратились чуть ли не в праздничный наряд для молодежи.

Универсализация обычаев  в значительной степени приводит к утрате национальной самобытности общества. Однако давать этому однозначно отрицательную оценку, вероятно, нельзя, так как социально-экономический  процесс вносит свои существенные коррективы в потребности человека и всего  сообщества. Эти потребности в  первую очередь ориентированы на социальный комфорт, а потому имеют  больше утилитарное, чем какое-либо другое значение.

Важным элементом культуры является техника, а шире – материальная культура. Она соответствует способностям, творческому гению и уровню цивилизации  данного народа. Каждая культура имеет  в своем арсенале целую серию  технических навыков. По ним можно  составить представление о принадлежности к какой-либо культуре, уровне научно-технического развития общества, эстетических ценностей  и т.д.

На базе основополагающих компонентов культуры: ценностей, норм, верований, обычаев, языка и техники  каждый народ развивает остальные  аспекты культуры: искусство, науку, философию, политику, литературу и др.

Уровни культуры.Культура любого современного общества представляет собой комплексную структуру, элементами которой являются образцы прошлых эпох, инновационные культурные формы, в том числе, заимствованные у других народов, многообразное соотношение общего, особенного и индивидуального.

Наконец, культура светская и религиозная, пронизывающая все  сферы духовного мира через обряды, традиции, обычаи. Такое переплетение культур существует с древних  эпох, когда стали разделяться  религиозная и светская культуры, сельская и городская, национальные культуры, культура элиты и народная и т.д.

Если рассмотреть отдельные  социокультурные подсистемы, то все  они в той или иной степени  обладают некоторыми общезначимыми  для данной культуры ценностями, особенно нравственными. Эти наиболее стабильные образования являются как бы фундаментом, на котором базируется культурное многообразие.

Распространение письменности и особенно средств массовой коммуникации привело к процессам культурной интеграции, которая может быть представлена в различных формах, вплоть до культурной агрессии.

Проблема развития культур, их социальных изменений, заключается  в приспособлении различных традиционных социальных институтов к нововведениям. Эта проблема анализируется в  терминах «культурные отставания»  или «культурный разрыв», в развитии связей между социокультурными подсистемами. Наиболее видными представителями  концепций «социокультурного отставания»  являются немецкие ученые А. Фиркандт (1867-1953), В. Келлер (1887-1967), а также А. Вебер (1868-1958).

В теории культурного отставания О.Ф. Огберна отмечается, что культурные элементы сохраняются, в основном, благодаря двум причинам: они могут обладать практической полезностью или удовлетворять психологическую потребность. Между этими позициями можно провести разграничение, хотя иногда они могут и совпадать.

Огберн утверждал, что накопление новых элементов культуры происходит в постоянно нарастающем темпе, различные сферы современной культуры развиваются с неодинаковой скоростью, одни – быстрее, другие – медленнее. Поскольку существует корреляция и взаимозависимость частей, быстрые изменения одной области культуры требуют приспосмобления других.

Например, материальная культура развивается относительно быстро, а  «адаптивная» - медленнее. Отсюда следуют  значительные культурные отставания в  духовной сфере жизни.

Итак, культурные отставания происходят из-за предполагаемой неспособности  адаптивной культуры идти в ногу с  развитием материальной культуры, особенно в современных обществах. В теории американского культуролога и антрополога  Л. Уайта (1900-1975) проблема культурного  отставания связана с чрезмерным развитием экономического института  и его подсистем науки и  техники по сравнению с политическими, религиозными, семейными, образовательными и другими институтами, что приводит к нарушениям равновесия в развитии социальных институтов общества.

В концепции П. Сорокина культурные отставания возникают из-за того, что  материальная культура развивается  недостаточно быстро, чтобы способствовать развитию научной, образовательной, этической  и других систем, т.е. духовной культуры общества. Таким образом, в различных  теориях высказывают порой противоречивые взгляды на проблему культурного  отставания. Однако все ученые связывают  воедино материальную и духовную культуры как взаимодействующие  подсистемы общего культурного процесса.

Нельзя не согласиться  с идеей Сорокина о том, что  экономический фактор оказывает  существенное влияние на возможности  общества развивать духовную культуру: науку, искусство, образование, воспитание и т.д. Достаточно обратить внимание на состояние культуры народов стран  «третьего мира».

Результатом культурного  взаимодействия являются и субкультуры (т.е. подкультуры), представляющие собой культурные образцы, используемые субъектами (группой), общностями как антипод господствующим в обществе ценностям. Поэтому в субкультуры включаются и контркультуры, например, преступного мира.

Наиболее наглядным примером субкультуры является молодежная культура, которая возникла как протест, направленный на значимые персоны и организации  мира взрослых, в частности на школу  и родителей с их настойчивыми требованиями к детям. Именно здесь  следует искать источники «молодежной  культуры».

Внутренняя дифференциация современных обществ делает возможным  образование различных культурных группировок, фокусирующихся на альтернативных ценностях и отличающихся друг от друга непохожими стилями жизни. Эти различия могут быть связаны  не только с полом, возрастом, но и  с профессиями, регионами проживания, этнической и религиозной принадлежностью  и даже вкусами человека или группы. В процессе жизни человек постоянно  вступает в контакт с такими субкультурами, в которых проявляется своеобразие  функционирования данной культуры.

Многообразие субкультур характерно практически для всего  современного цивилизованного мира. В значительной мере через это  многообразие осуществляется культурное развитие общества, выкристаллизовываются  доминантные ценности, нормы, образцы  поведения, удовлетворяются потребности  людей в духовной и материальной сферах жизни .

 

Вывод

Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет  определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или  культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными  образованиями, но и с идеально-образными  сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение  отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе  религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию  человека.Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

Культура, таким образом, выступает в качестве ключевого  предмета исследования культурологи как  науки.

 

 

 

Список литературы

1.Гуревич П.С. Культурология.  М., 1999.

2.Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч.1.

3.Кравченко А.И. Культурология.  М., 2002.

4.Культурология. Под ред.Г.С. Драча. Ростов-на-Дону, 2005.

5.Панкратов В.С. Лекции  по культурологи. М., 1997.


Информация о работе Основные структурные элементы культуры