Организация деятельности репертуарных театров и антрепризы  

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:15, реферат

Краткое описание

Театр - живой организм, в котором все постоянно меняется, в том числе и исполнители ролей, и даже главных, происходят вводы новых актеров, меняются составы. Зрители даже специально ходят посмотреть сначала на один состав, потом на другой, и могут сравнивать. У нас, например, спектакль «Затмение» в одном составе идет на 15 минут дольше, чем в другом. Это никак не отражается на качестве спектаклей, во всяком случае, не должно отражаться. В профессиональном, тем более репертуарном театре это просто недопустимо. Мне кажется, что репертуарный театр – основа театральной деятельности, вообще.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. Понятие театра……………………………………………………………... 5
2. Деятельность репертуарного театра………………………………………. 7
3. Антреприза – проектный театр……………………………………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 18

Файлы: 1 файл

Организация деятельности репертуарных театров и антрепризы.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности репертуарных театров и антрепризы

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

  1. Понятие театра……………………………………………………………...

5

  1. Деятельность репертуарного театра……………………………………….

7

  1. Антреприза – проектный театр…………………………………………….

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

18


 

ВВЕДЕНИЕ

Театр - живой организм, в  котором все постоянно меняется, в том числе и исполнители  ролей, и даже главных, происходят вводы  новых актеров, меняются составы. Зрители  даже специально ходят посмотреть сначала  на один состав, потом на другой, и  могут сравнивать. У нас, например, спектакль «Затмение» в одном  составе идет на 15 минут дольше, чем  в другом. Это никак не отражается на качестве спектаклей, во всяком случае, не должно отражаться. В профессиональном, тем более репертуарном театре это  просто недопустимо. Мне кажется, что  репертуарный театр – основа театральной  деятельности, вообще. Некое основание, фундамент, от которого могут расходиться, расти какие-то новые формы. В  таком театре, в его репертуаре есть набор постоянных спектаклей, которые как бы выражают определенную идею, носителем которой является данный театр. Эта идея может быть ярко выражена, как, например, в Малом  театре, а может быть и несколько  завуалирована.

 Постоянный репертуар,  постоянная труппа, своя постановочная  часть, свои композиторы, сценографы, осветители и звукооператоры. Свое  здание, свой режиссер или художественный  руководитель. Очень слаженный механизм. Это – дом, актерский храм, если хотите. Здесь свои правила,  иногда, довольно жесткие. И не  всех сюда допускают, и не  все сюда захотят прийти! Если  ты работаешь в таком театре, ты его правила должен безоговорочно  принимать. И ты не совсем  свободен! Это важно понимать!1

Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня  в связи с глубокой дифференциацией  общественного производства и продолжающимся углублением профессиональной специализации, очевидно, что современное в экономическом  отношении государство в принципе может эффективно функционировать  только при наличии как технически грамотного, так и продвинутого в  культурном отношении населения. В  этой связи, безусловно, нуждается в  уточнении роль искусства в жизни  современного общества.

Кроме того, формирующийся  театральный рынок, предъявляя свои требования к театральному процессу, обусловил появление новых элементов  своей инфраструктуры, к которым, прежде всего, следует отнести антрепризы, продюсерские центры, агентства но трудоустройству работников театральных профессий, театральные ярмарки. Это, несомненно, требует соответствующего осмысления. При этом, очевидно, что в условиях театрального рынка и каждому театральному коллективу необходимо понять, на какого зрителя он работает, и тем самым найти на рынке своё место.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Дайан А., Дмитриевский В.Н., Котлер Ф., Левшина Е., Зыкова Н. С. и др.

Целью данной работы является раскрытие темы «Организация деятельности репертуарных театров и антрепризы» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие  театра;

- Исследовать деятельность репертуарного театра;

- Изучить антрепризу как проект театра.

Структура данной работы состоит  из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы. 

  1. Понятие театра

Слово «театр» имеет несколько  значений. Во-первых, это место, здание, где происходят зрелища (спектакли, концерты, выступления). Ни одна страна не обходится без театральных  заведений. Восточному театру, как и  всему восточному, присуще сохранение старинных традиций, европейские  здания театров также стараются  в своей архитектуре содержать  классические элементы, например, практически  обязательный атрибут любого театрального здания – это огромные колонны.

Другое значения слова  «театр» - это само зрелище, форма  исполнительского искусства. Действие всегда происходит на сцене, на возвышении, благодаря которому зрители могут  видеть спектакль с любого конца  зала. Главные исполнители – актеры, певцы или декламаторы.

Актер – это необязательно  живой человек, это может быть кукла, главное, чтобы выразительность  действия была донесена до зрителя, давая  ему возможность проявить накопленные  эмоции, ведь именно за этим люди идут в театр. Эмоции могут быть самые  разные, от печали до радости, от слез до бурного веселья, от спокойствия  до гнева. Но, в отличие от кинематографа, обычно ни один зритель не остается равнодушным, это достигается магией живого общения зрителя и актера.

Театром в целом называют не только актерскую труппу, но и  всех работников заведения. Режиссеры, гримеры, осветители, декораторы, реквизиторы, художники, рабочие сцены, гардеробщики, билетеры, кассиры – все это театр.2

Театр как исполнительское  искусство возник из древних народных ритуалов, празднеств, игрищ, песен, танцев, маскарадов. Поначалу это всегда было массовое искусство, но постепенно из толпы стали выделять отдельных  исполнителей, актеров или певцов, зрелища стали проводится регулярно, произошло разделение артистов и  публики. Кроме того, театр стал формой заработка, появились специальные профессии (актер, режиссер, сценарист, продюсер, импресарио и пр.) и учебные заведения, выпускающие специалистов этих профессий.

Существует множество  жанров театральных спектаклей. Это  драма, комедия, мюзикл и пр. Но балет  заслуживает отдельного упоминания. Этот вид театрального искусства  объединяет в себе танец, музыку, сюжет, драматургический замысел. Балет требует  от своих исполнителей огромной выдержки и выносливости, постоянной работы над собой, способность через  танец передавать эмоции своих персонажей, т.е. обладать искусством пантомимы.

Музыкальный театр требует  от своих исполнителей высоких вокальных  или инструментальных способностей. В таких театрах даются спектакли-оперы  и оперетты, в которые может  быть добавлен элемент балета.

Театры по жанру и направленности могут быть детскими, кукольными, пародийными, оперными. Существуют также театры зверей, пантомимы, сатиры, теней, эстрады, света и т.д3.  

  1. Деятельность репертуарного театра

Репертуарный театр (от англ. repertory theater) — форма организации театрального дела, при которой театр имеет постоянный (или медленно обновляемый) репертуар. Репертуарный театр со своим зданием («стационарный») типичен для России и стран Восточной Европы, поэтому в русском языке для обозначения такой организации обычно применяют просто слово «театр» без уточнения «репертуарный». В других странах зачастую более популярны другие типы театров (например, повторяющие постановку только одного спектакля, пока он приносит хорошие кассовые сборы). Для репертуарных театров характерно наличие постоянной труппы, хотя, как и другие театры, они иногда нанимают актёров на конкретные спектакли.

В отличие от театров, ставящих один и тот же спектакль, до тех пор, пока он делает сборы, репертуарный театр имеют в своем репертуаре одновременно несколько постановок. Первыми репертуарными театрами в Англии были Мемориальный театр в Стратфорде-он-Эйвон (открыт в 1879) и лондонский "Независимый театр" (1891-97; впервые поставил в Англии пьесы Г. Ибсена и Б. Шоу).

Ведущий репертуарный театр Англии- "Олд Вик" (1894-1963), в труппе которого собраны лучшие актеры страны. Обширным репертуаром, сыгранностью актерского ансамбля отличался театр "Корт", руководитель X. Гренвилл-Баркером (Лондон, 1904-07). В первом десятилетии 20 в. были созданы репертуарный театр в Дублине (1903), Манчестере (1908), Глазго (1909), Ливерпуле (1911), Бирмингеме (1913). Однако в годы 1-й мировой войны деятельность большинства этих театров прекратилась. Единств. репертуарный театр в период между двумя мировыми войнами оставался "Олд Вик".

В 60-е гг. в Англии функционирует  более 100 Р. т. Большинство из них  возникло после войны в провинции, а в 50-60-х гг.- в Лондоне. Мн. из этих театров не имеют постоянного помещения и ведут передвижную работу, разъезжая по стране. К Р. т. примыкают клубные театры, пользующиеся правом постановки пьес, запрещенных цензурой, и имеющие узкий контингент зрителей членов клуба. Крупнейший из них - театр "Юнити" в рабочей части Лондона (осн. в 1937), на сцене которого I выступали П. Робсон, П. Скофилд, П. Брук. Наиболее значительные репертуарные театры: театры Бристоля, ; Бирмингема, Оксфорда, Ковентри, Королевский шекспировскпй театр в Стратфорде-он-Эйвон, а также театры I Лондона -театр "Уоркшоп" (осн. в 1945, рук. Дж. Литл- вуд и Ю. Маккол); труппа "Инглиш стейдж компани" (осн. в 1956, рук. Дж. Девин), впервые показавшая пьесы Дж. Осборна и А. Уэскера; театр "Мермейд" (осн. в 1959, рук. Майлс), ставящий пьесы Б. Брехта, Ш. 0'Кейси; филиал Королевского шекспировского театра "Олдуич" (осн. в 1960). Многолетняя борьба английских театров общественности за создание национального государственного репертуарного театра завершилась организацией в 1963 на основе труппы т-ра "Олд Вик" (и в его помещении) первого гос. театра Англии - "Национальное театральное обществово" (рук. Л. Оливье)4.

Деятельность репертуарного театра способствует воспитанию молодых актеров. Здесь формируются актерские ансамбли, получает развитие режиссерское искусство. Репертуарный театр стремятся влиять на формирование художеств вкусов и идейное воспитание зрителя, развивать лучшие традиции английского театра. К английским репертуарным театрам относятся также оперный театр "Ковент-Гарден" и балетная труппа "Королевский балет". Репертуарный театр имеют также распространение в США, Италии, Австралии и др.

Репертуарный театр —  это давно известная система  управления театром, которая в Советском  Союзе была принята как единственно  возможная, как флагман сталинской культурной идеологии. Принцип был  прост: единая и неделимая труппа управляется единой художественной волей и играет разные спектакли  по 2–3 раза в месяц. Сегодня такая  театральная модель подразумевает  еще одну, самую важную деталь: репертуарный театр — это театр государственный, дотируемый согласно штатному расписанию. Почему с распадом империи внезапно закончилось или приостановилось процветание этой в общем-то неплохой театральной модели, обеспечивавшей в советское время определенный художественный уровень жизни театра?

Ценности репертуарного  театра были поставлены под сомнение альтернативными театральными системами: антрепризным движением и расцветом  проектного театра, фестивализацией театральной жизни, постепенно узнаваемым нами западным опытом, внедрением мюзикловых технологий, появлением открытых площадок. Оказалось, что репертуарный театр — это атрибут плановой экономики, где государственная дотация покрывает лишь минимальные потребности его жизнедеятельности, но не влияет на его уровень, по сути не являясь тем, чем должна являться, — знаком качества.

В репертуарном театре стали  менее всего ценить и даже замечать уникальные возможности создать  «театр-дом», «театр-семью», творческую сосредоточенность и внятную  репертуарную политику и все больше обращать внимание на недостатки: инертность, закрытость, немобильность, комплексы иждивенца и самое страшное — самодержавие, пожизненные посты худруков, директоров, артистов. Это, безусловно, связано и с культурной политикой государства, почти не поменявшей свои ориентиры: государственное финансирование выделяется только по линии репертуарных театров, государство словно и не замечает другие формы организации театрального пространства. Выходит, зачастую государство поддерживает не столько искусство, сколько штатное расписание — вне зависимости от качества. Дотация в таком случае оказывается не более чем пожизненным социальным пособием5.

Возможно, это было бы совсем неплохо, если бы за пределами дотируемых театров не выстраивалась очередь  молодых художников, которым некуда прийти, потому что все места заняты. Особенно тяжко это выглядит в  регионах, где столичные возможности  частного финансирования фактически отсутствуют, а зависимость театра от денег государства порой оказывается проблемой физического выживания. Сегодня можно констатировать, что эффективность больше присуща негосударственным театрам или театрам, так или иначе реформировавшим репертуарную систему. А косность и невосприимчивость к современному ритму все чаще становятся атрибутами государственных «театров с колоннами».

Где-то примерно 20–30% московских театров живут в условиях тотальной  капиталистической конкуренции, ощущают  ее, сами себя подстегивают, соответствующим  образом строят свою репертуарную политику, рассчитывают, просчитывают, перекупают артистов, режиссеров, менеджеров, соответствуют  тенденциям, следят за мировой театральной  картой, борются за зрителя, обучают  себя и своих сотрудников. Они остро нуждаются в критиках, прессе, анонсах, фестивалях, акциях, событиях, гастролях, своем присутствии где-либо вообще. Жизнь в бешеном ритме, ежедневном стрессе.

Информация о работе Организация деятельности репертуарных театров и антрепризы