Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:59, курсовая работа
Авангардизм - одно из современных направлений искусства, которое характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за классические рамки, с внедрением новаторских средств выражения. Данный жанр аналогичен модернизму, ведь оба термина обозначают направления в искусстве связанные с ориентацией на современные достижения и веяния, а не на классические традиции.
1. Общие сведения об авангардизме…………………………………..
2. История авангардизма……………………………………………….
3. Развитие авангардизма……………………………………………….
4. Противоречивая природа авангардизма…………………………….
5. Представители художественного авангардизма……………...........
6. Литературный авангардизм………………………………………….
7. Авангард — порождение абсурда…………………………………...
8. Авангардное искусство в настоящее время…………………...........
9. Список использованных источников……………………………….
Содержание
1. | Общие сведения об авангардизме………………………………….. | 3 |
2. | История авангардизма……………………………………………… |
3 |
3. | Развитие авангардизма……………………… |
4 |
4. | Противоречивая
природа авангардизма………………………… |
7 |
5. | Представители
художественного авангардизма…… |
8 |
6. | Литературный авангардизм…………………………………………. | 10 |
7. | Авангард — порождение абсурда…………………………………... | 11 |
8. | Авангардное искусство в настоящее время…………………........... | 14 |
9. | Список использованных источников………………………………. | 16 |
АВАНГАРДИЗМ - (франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) — обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым.
Авангардизм
- одно из современных направлений
искусства, которое характеризуется
экспериментальным подходом к художественному
творчеству, выходящим за классические
рамки, с внедрением новаторских
средств выражения. Данный жанр аналогичен
модернизму, ведь оба термина обозначают
направления в искусстве
Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна. Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX веков.
Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология. Романтической и даже религиозной является главная авангардистская идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность». В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода Модерна. Вместе с тем, опасным надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели». Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой... и не может являться одним из направлений искусства только XX века». Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное — непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.
Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.
Авангардизм возник во Франции,
Преобразования охватили все
виды творчества, но изоискусство
постоянно выступало
Впрочем, авангардное искусство можно отнести к крайне степени модернизма. Оба течения, по мнению самих творцов, воплощают не идеалы художественной традиции, а идеалы индивидуальности и свободы. Также характерна агрессия, цель которой эпатаж и шокирование зрителя; в то время как модернизм является более спокойным и умеренным направлением.
Всё это выливается в твёрдый отказ от традиции - авангардисты игнорируют все, что было наработано веками в живописи, музыке, скульптуре, литературе; происходит отказ и от технических, и от стилистических решений. Следует полагать, что авангардное искусство является интернациональным, поскольку происходит выход и за рамки национальной традиции и культуры. Также авангардисты утверждают свой либерализм, как средство протеста против нелюбимых ими условностей и канонов современной (и традиционной) культуры. Отсюда следует нахождение авангарда вен культуры, как таковой.
Авангардисты,
зачастую, идут путём сочетания несочетаемых
элементов, и стремление всячески шокировать
публику проявляется в
В авангардизме существует направление, когда грубо переделанный аналог традиционного произведения искусства считается произведением авангардного искусства. Сюда, допустим, можно отнести навозное изваяние копии Венеры Милосской. И это вновь подтверждает стремление авангарда и авангардистов идти наперекор традиционному искусству и выбиться из него куда-то вовне.
Противоречивая
природа авангардизма обозначилась
в тяготении одних его
В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма, который интенсивно развивался в период 1905–1930-х гг. как в России, так и в Европе (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм).
По
своей сути авангардизм – продукт,
возникший в результате многих противоречий
в западной культуре того времени, где
творили мастера с разными
эстетическими позициями, общественными
взглядами и непохожими судьбами.
В самой противоречивости авангардизма
нашли свое проявление социальные противоречия
того времени. В нем нашли отражение
духовный упадок западной цивилизации
начала века, кризис многих жанров искусства.
Сам страх человека, его неуверенность
и растерянность перед
Мастера,
работавшие в жанре авангардизма,
с одной стороны стремились в
своем творчестве отразить бунтарский
дух эпохи. С другой – при их
несколько наивных мечтаниях
о будущем они очень болезненно
воспринимали пороки общества, упадок
в культуре. Одни из них отображали
в своих произведениях хаос в
личных, субъективных переживаниях, другие
– доходят да полного анархизма
и ниспровержения всего, что создано
прежде. Их картины часто передают
зрителю настроение тревоги, протеста,
безысходности и болезненных
переживаний. В ином случае они как
бы абстрагируются от реальной жизни,
уходя в своих произведениях
в иллюзорный мир субъективных личностных
настроений и переживаний. Впрочем,
обе тенденции могут и
Одним из представителей авангардизма был В. Кандинский (1866–1944). Имя художника связано с зарождением абстракционизма. Он был его основоположником. Свои пейзажи он писал крупными пятнами, ограничивая каждое темным контуром. В работах усилена декоративность, плоскостность, фрагментарное изображение. Художник стремится обрести способность свободного выражения чувств. Но обычная привязанность к предмету мешает ему. Однажды он понял, что цвет, линии, складывающиеся в различные ритмические фигуры, сами по себе рождают эмоции, создают настроение. Он ставит перед собой задачу: «Духовным взором проникнуть в глубину мироздания». Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разрабатывает три типа абстрактных картин: