Общие сведения об авангардизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Авангардизм - одно из современных направлений искусства, которое характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за классические рамки, с внедрением новаторских средств выражения. Данный жанр аналогичен модернизму, ведь оба термина обозначают направления в искусстве связанные с ориентацией на современные достижения и веяния, а не на классические традиции.

Оглавление

1. Общие сведения об авангардизме…………………………………..
2. История авангардизма……………………………………………….
3. Развитие авангардизма……………………………………………….
4. Противоречивая природа авангардизма…………………………….
5. Представители художественного авангардизма……………...........
6. Литературный авангардизм………………………………………….
7. Авангард — порождение абсурда…………………………………...
8. Авангардное искусство в настоящее время…………………...........
9. Список использованных источников……………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по культурологии.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

     Содержание

1. Общие сведения об авангардизме………………………………….. 3
2. История авангардизма………………………………………………. 3
3. Развитие авангардизма………………………………………………. 4
4. Противоречивая  природа авангардизма……………………………. 7
5. Представители художественного авангардизма……………........... 8
6. Литературный  авангардизм…………………………………………. 10
7. Авангард —  порождение абсурда…………………………………... 11
8. Авангардное искусство  в настоящее время…………………........... 14
9. Список использованных источников………………………………. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     АВАНГАРДИЗМ - (франц. avantgardisme от avant — передовой  и garde — отряд) — обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым.

     Авангардизм - одно из современных направлений  искусства, которое характеризуется  экспериментальным подходом к художественному  творчеству, выходящим за классические рамки, с внедрением новаторских  средств выражения. Данный жанр аналогичен модернизму, ведь оба термина обозначают направления в искусстве связанные  с ориентацией на современные  достижения и веяния, а не на классические традиции.

     Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна. Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX веков.

     Искусству авангарда присуща своя романтическая  мифология. Романтической и даже религиозной является главная авангардистская  идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного  произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в  котором раскрывается «истинная  реальность». В этом, прежде всего, проявляется  преемственность самых крайних  форм авангардного искусства от символизма периода Модерна. Вместе с тем, опасным  надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели». Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой... и не может являться одним из направлений искусства только XX века». Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное — непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.

     Как и предварившие его направления  модернизма, авангард был нацелен  на радикальное преобразование человеческого  сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические  стратегия и тактика были гораздо  более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

       Авангардизм возник во Франции,  затем распространился в Германии, Италии, России и др. странах. Участники  этого движения стремились разрушить  все общепринятые нормы, правила,  идеалы. Молодые бунтари призывали  «выбросить на свалку истории»  не только отжившие традиции, но и все художественное наследие. Идеолог итальянского футуризма  Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте  огонь в библиотечные полки!  Отведите течение каналов, чтобы  затопить склепы музеев. О, пусть  плывут по ветру и по течению  знаменитые картины». Выступления  авангардистов часто сопровождались  скандалами. Выпускались дерзкие  манифесты (сборник стихов В.  В. Маяковского, А. Е. Крученых, В. Хлебникова и братьев В.  Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощечина  общественному вкусу», 1912). Художники  сознательно дразнили публику.  Шокирующим было все: раскрашенные  лица, морковки и расписные ложки  в петлицах их костюмов; названия  групп («Ослиный хвост», «Бубновый  валет»); способы привлечения публики  («бубнововалетцы» подражали скоморохам, итальянские футуристы разбрасывали  листовки с колоколен). Однако  за дерзкими выходками скрывалась  серьезная работа над созданием  принципиально новой художественной  системы. Каждая из группировок  - в полемике со всеми остальными - отстаивала свой творческий  метод, свое видение дальнейшего  развития искусства.

         Преобразования охватили все  виды творчества, но изоискусство  постоянно выступало инициатором  новых движений. Мастера постимпрессионизма  предопределили важнейшие тенденции  авангарда; его ранний фронт  наметился групповыми выступлениями  представителей фовизма и кубизма.  Футуризм укрепил интернациональные  контакты авангарда, ввел новые  принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В  1900-10-е годы новые направления  рождаются одно за другим в  широком географическом диапазоне  — от России до Нового Света  (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком  и другими центрами, которые все  решительнее оспаривают ведущую  роль Парижа как законодателя  художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм — с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике — обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля. Однако оба начала постоянно сочетаются в сфере художественного эксперимента, захватившего также литературу (приемы «автоматического письма», «потока сознания», зауми), музыку (атональная музыка, додекафония), театр, дизайн и другие виды творчества.

     Впрочем, авангардное искусство можно  отнести к крайне степени модернизма. Оба течения, по мнению самих творцов, воплощают не идеалы художественной традиции, а идеалы индивидуальности и свободы. Также характерна агрессия, цель которой эпатаж и шокирование  зрителя; в то время как модернизм  является более спокойным и умеренным  направлением.

     Всё это выливается в твёрдый отказ  от традиции - авангардисты игнорируют все, что было наработано веками в живописи, музыке, скульптуре, литературе; происходит отказ и от технических, и от стилистических решений. Следует полагать, что авангардное искусство является интернациональным, поскольку происходит выход и за рамки национальной традиции и культуры. Также авангардисты утверждают свой либерализм, как средство протеста против нелюбимых ими условностей и канонов современной (и традиционной) культуры. Отсюда следует нахождение авангарда вен культуры, как таковой.

     Авангардисты, зачастую, идут путём сочетания несочетаемых элементов, и стремление всячески шокировать публику проявляется в специфичности  средств выражения. В качестве весьма заслуженных примеров можно привести столовые приборы, обтянутые мехом, и позолоченные фекалии. На этой почве  всё и произрастает: есть скандал - есть популярность. Отсюда же следует, что фекалии в золоте можно  создать единожды, повторно они не вызовут скандала, да и авангардом считаться уже не будут.

     В авангардизме существует направление, когда грубо переделанный аналог традиционного произведения искусства считается произведением авангардного искусства. Сюда, допустим, можно отнести навозное изваяние копии Венеры Милосской. И это вновь подтверждает стремление авангарда и авангардистов идти наперекор традиционному искусству и выбиться из него куда-то вовне.

     Противоречивая  природа авангардизма обозначилась в тяготении одних его направлений  к формализму (победа словесной образности и символики над содержанием  в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность  в живописи, атональность и какофония  в музыке), а других, наоборот, - к  отрицанию эстетической сути искусства  и утилитаризму (слияние искусства  с производством, бытом и политической публицистикой). В своих крайних  формах смыкается с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма начала 20 века (футуризма, имажинизма, конструктивизма и др.), которые последовательно придерживались прогрессивного мировоззрения, смогли преодолеть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями.

     В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма, который интенсивно развивался в период 1905–1930-х гг. как в России, так и в Европе (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм).

     По  своей сути авангардизм – продукт, возникший в результате многих противоречий в западной культуре того времени, где  творили мастера с разными  эстетическими позициями, общественными  взглядами и непохожими судьбами. В самой противоречивости авангардизма нашли свое проявление социальные противоречия того времени. В нем нашли отражение  духовный упадок западной цивилизации  начала века, кризис многих жанров искусства. Сам страх человека, его неуверенность  и растерянность перед возникновением новых социальных катастроф и  возможных революций. А так же тех революционных событий, которые  уже происходили в Европе того периода (достаточно назвать революцию 10917г. с России) – проявились в  новом художественном течении. Необходимо сказать, что авангардизм нашел  свое проявление не только в живописи, но и в литературе, музыка, театральном искусстве, в культуре в целом.

     Мастера, работавшие в жанре авангардизма, с одной стороны стремились в  своем творчестве отразить бунтарский дух эпохи. С другой – при их несколько наивных мечтаниях  о будущем они очень болезненно воспринимали пороки общества, упадок в культуре. Одни из них отображали в своих произведениях хаос в  личных, субъективных переживаниях, другие – доходят да полного анархизма  и ниспровержения всего, что создано  прежде. Их картины часто передают зрителю настроение тревоги, протеста, безысходности и болезненных  переживаний. В ином случае они как  бы абстрагируются от реальной жизни, уходя в своих произведениях  в иллюзорный мир субъективных личностных настроений и переживаний. Впрочем, обе тенденции могут и сосуществовать в одном произведении.

     Одним из представителей авангардизма был В. Кандинский (1866–1944). Имя художника связано с зарождением абстракционизма. Он был его основоположником. Свои пейзажи он писал крупными пятнами, ограничивая каждое темным контуром. В работах усилена декоративность, плоскостность, фрагментарное изображение. Художник стремится обрести способность свободного выражения чувств. Но обычная привязанность к предмету мешает ему. Однажды он понял, что цвет, линии, складывающиеся в различные ритмические фигуры, сами по себе рождают эмоции, создают настроение. Он ставит перед собой задачу: «Духовным взором проникнуть в глубину мироздания». Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разрабатывает три типа абстрактных картин:

Информация о работе Общие сведения об авангардизме