Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и изучить наиболее важные аспекты развития Древнеегипетского государства.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение причин и условий возникновения Древнеегипетского государства;
- анализ государственного и общественного строя Древнего Египта;
- характеристика политического режима "Восточная деспотия;
- рассмотрение развития права в Древнеегипетском государстве.
Введение
Возникновение Древнеегипетского государства
Общественный и государственный строй Древнего Египта
2.1 Общественный строй Древнего Египта
2.2 Государственный строй Древнего Египта
Характеристика политического режима "Восточная деспотия"
Развитие права в Древнем Египте
Заключение
Список литературы
В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет.
В совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ - составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон.
Во все периоды истории Древнего Египта его главой был царь, которого мы вслед за древними греками называем фараоном.
Египтяне предпочитали не называть ни имени фараона, ни даже его титула. Они говорили: "во дворце решили", "во дворце сказали" и т. д.
Религия, которая была в Древнем Египте государственной, то есть общеобязательной, причисляла его к богам. Как глава культа, как "сын бога" фараон считался посредником между землей и небесами: жрецы отправляли свои обязанности по его поручению.
"Божественное происхождение" давало фараону право на особый ритуал и здесь, вероятно, начало всех прочих исторических церемоний.[16, с.37]
Наследование престола осуществлялось в пределах одной и той же царствовавшей фамилии (от отца к старшему сыну). Вполне законным (легитимным) считался только тот фараон, который родился от брака между принцем и принцессой царствующего дома.
Брак с единоутробной сестрой был в Древнем Египте обыкновенным делом. Царицы были почти всегда родными сестрами своих мужей.
Власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась она через чиновников.
Центральное управление возглавлялось сановником, которого принято называть (по-арабски) "визирем" (древнеегипетское наименование - "джати"). Один из визирей Древнего царства так перечисляет свои обязанности: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), творить суд и осуществлять высшие полицейские функции, Особо упоминается о том, что визирь являлся также председателем шести судебных палат.
Инструкция визирю, составленная в период Нового царства, рисует нам бюрократический ритуал: визирь сидит на седалище со спинкой, в своей особой зале, по бокам его сановники, направо начальник его приемной, слева стоит докладчик, рядом - секретарь и т. д.
Степень централизации власти огромна. Визирю докладывают все начальники, он должен знать обо всем, что "имеет доступ во дворец", об открытии и закрытии в урочное время запоров, о состоянии крепостей; он отводит земельные участки; он посылает окружных чиновников "проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране"; у него хранятся завещания, он рассматривает жалобы на беззакония; он должен знать о каждом аресте; он ведает внесением быков в податные списки и т. д.
Помимо визиря источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея ("заведующего всем, что дает небо, земля и воздух"). Затем идет "начальник работ", обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с ними стоит сановник, управляющий "домом оружия" (комплектование и снабжение армии).
Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, ванна, халифа). Глава государства обладал как светской (законодательной, исполнительной, судебной, военной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным он был "рабом порядка", религии, традиций. Восточная деспотия – следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач – создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но и она же тормозила раскрепощении личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены) и была одной из причин "застойного" характера развития стран Древнего Востока.[9, с.28]
Египетская история знакомит нас с целым рядом исконных форм всякой бюрократии: иерархия чиновников и порядок прохождения службы, внеочередные прохождения ступеней, присвоение званий и титулов, связанное с награждениями землей и крестьянами, приемы и доклады, специальные одеяния (форма), цепи на шее (знак отличия) и т. д. - с трудом верится, что все это имело место много тысяч лет тому назад.[7, с.19]
В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания (вроде военного совета), объезды областей (в том числе царские объезды), переписи населения, податные списки. Особые инструкции предписывали правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей, устанавливали ответственность за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб.
Инструкция визирю, относящаяся ко времени Среднего царства, является своего рода образцом бюрократической мудрости и опытности, наиболее безопасно действовать по инструкции; просителю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, за чем он пришел; царь любит скорее опасливого, чем дерзкого.
Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами страны продолжают набирать ополченцев. В период Нового царства, почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектуются из иностранцев.
Древний Египет был страной весьма развитого полицейского аппарата. Египетские правители заметили всю недостаточность одной полиции. Были созданы полиции явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, поставленные наблюдать за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители).[16, с.39]
Мы мало знаем о классовой борьбе в Древнем Египте. Но один документ, каким бы ни было его происхождение, - "Речение Ипусера" (по иному чтению, Ипувера) - свидетельствует о том, что картины всесокрушительной народной революции не были чужды египетской литературе, а значит, и действительной истории. Есть основания думать, что восстание, о котором говорится в указанном документе, произошло около 1700 года до н. э. Восставшие захватывали города и имения, землю и скот, уничтожали податные списки, сжигали судебные дела, разрушали присутственные места, расправлялись с ненавистными чиновниками.[12, с.37]
"Воистину чиновники убиты. Взяты их документы... писцы по учету урожая, списки их уничтожены... свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках... Бедные люди всходят и входят в великие дворцы... Царь захвачен бедными людьми... притуплено к лишению царя царской власти немногими людьми, не знающими закона".
Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.
Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников. Положение номов было в разное время различным. В иные периоды, например в период Среднего царства, каждый из них был государством в миниатюре во главе с номархом, сосредоточившим в своих руках административную и судебную власти, а также высшее руководство делами местного культа. Каждый ном имел своего особого бога-покровителя, свое провинциальное чиновничество, свои публичные работы, подати, войско.[16, с.39]
4. Развитие права в Древнем Египте
Известные ученые-египтологи считают основными источниками права в Древнем Египте обычай, возникший ранее остальных, а затем с развитием государственных институтов - законодательную деятельность фараонов. Дошедшие до нас самые первые законы были якобы написаны Менесом (Миной), основателем первой династии фараонов. Имеются данные, что фараоны составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти памятники права не сохранились.
Наличие сводов законов косвенно подтверждается в "Речении Ипусера", видном источнике древнеегипетской истории. Верховный сановник фараона Тутмоса III (ХУ1-ХУ вв. до н. э.) во время официальных приемов держал перед собой "сорок кожаных свитков (с законами)". Они были начертаны не на папирусе, а на коже, т. е. были рассчитаны на длительное хранение. В "Речении Ипусера" говорится: "Свитки законов судебной палаты выброшены и по ним ходят на перекрестках..." Ипусер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого он был, до основания разрушило весь государственный правовой механизм.[11, с.21]
К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша слабая информированность об особенностях египетской правовой системы.
Право верховной собственности на весь земельный фонд Древнего Египта было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований. В Египте существовали такие виды земельных владений, как государственные, храмовые, частные и общинные.
Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи, которые могли совершать любые сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие личной собственности шло медленно, поскольку община как коллектив выступала сдерживающим фактором для индивидуализации собственности,
Движимое имущество (рабы, скот, инвентарь) могло находиться в личной и иной собственности и быть предметом сделок.
Древнеегипетскому праву были известны такие виды договоров, как: договор займа; договор найма; договор купли-продажи; договор аренды земли; договор поклажи и договор товарищества.
Из-за особой ценности земли в Египте был создан строгий порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:
3) ввод
покупателя во владение, т. е. передача
права собственности на землю.[
Брак в Египте заключался на основе письменного договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также закреплялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю: закон в некоторой мере охранял имущественные интересы женщины.[13, с.34]
Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.
В наследственном праве с древнейших времен существовал принцип майората – единонаследия недвижимого имущества (земля, строения) старшим сыном. Но существовала и завещательная свобода для главы семьи. Воля завещателя озвучивалась перед тремя свидетелями или письменно. Дети обоего пола имели равное право на наследство, кроме старшего сына, который получал недвижимость
Религия и право требовали от детей безусловного подчинения воле отца как главы семьи.
В богатых домах распространено многоженство, но первая жена именовалась "хозяйкой дома" и имела преобладающее положение перед другими женами.[3, с.25]
В Древне Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу "сестрой", а она его "братом". В отличие от греков египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Законы и обычаи Древнего Египта фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить жену палкой, а брат – сестру, однако "в разумных пределах", так как увечья наказывались. Виновный должен был доказать, что больше не тронет свою жену, иначе он мог получить 100 палочных ударов и лишиться прав на совместное проживание и приобретенное имущество. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралось смертью. В одной из надписей на саркофаге говорится, что жена, которая обманывала и поедом ела мужа, была сожжена. Женитьба, размеры приданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в Доме жизни – деловом центре. При всех этих актах должны были присутствовать свидетели.[7, с.56]
Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно условно разделить на следующие группы:
Кроме того, в числе преступлений упоминаются: неповиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограбление, взяточничество, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности, и др. В начале Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, но позднее эта функция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность.[13, с.36]
Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от социального положения преступника и тяжести преступления. Виновный в краже имущества фараона, кроме штрафа, подвергался телесному и членовредительскому наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамзес I издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, предварительно отрезав нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до положения ремесленников: "И твой сын не будет на твоем месте".
Информация о работе Общественный и государственный строй Древнего Египта