Общественный и государственный строй Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и изучить наиболее важные аспекты развития Древнеегипетского государства.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение причин и условий возникновения Древнеегипетского государства;
- анализ государственного и общественного строя Древнего Египта;
- характеристика политического режима "Восточная деспотия;
- рассмотрение развития права в Древнеегипетском государстве.

Оглавление

Введение
Возникновение Древнеегипетского государства
Общественный и государственный строй Древнего Египта
2.1 Общественный строй Древнего Египта
2.2 Государственный строй Древнего Египта
Характеристика политического режима "Восточная деспотия"
Развитие права в Древнем Египте
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

древний египет - Задачами данной курсовой работы являются.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Рабский труд конкурировал со свободным и вытеснял его из многих сфер деятельности, особенно ирригации. Он занял господствующее положение в некоторых непроизводительных отраслях, например в строительстве усыпальниц, в личном услужении.[1, с.48]

Основатель III династии фараон Джосер (2780 - 2760 гг. до н.э.) был не только могущественным, но и крайне честолюбивым. Его интересовал вопрос, какой воздвигнуть своему правлению памятник на вечные времена? С этим вопросом он обратился к Имхотепу, своему верховному сановнику, начальнику всех строительных работ, величайшему зодчему, знаменитому на весь Египет врачу. Имхотеп ответил так: "Начерти, государь, на земле квадрат и положи на него шесть миллионов неотесанных камней - они представят собой египетский народ. На этот слой положи шестьдесят тысяч обтесанных камней - это твои низшие служащие. Сверху положи шесть тысяч полированных камней - это высшие чиновники. На них положи шестьдесят камней, покрытых резьбой - это твои ближайшие советники и военачальники. А на самый верх водрузи один камень с золотым изображением солнца - это будешь ты сам".

В период Раннего царства Египетское государство представляло собой древний племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело уже высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения было также четко определено. Власть в государстве, начиная с фараона, проявлялась в концентрации собственности у отдельных лиц.[8, с.93]

Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла наверху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие черты общественных отношений. Во-первых, значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев. Во-вторых, происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов. Слой неджесов в свою очередь подразделяется па бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных - разбогатевших неджесов, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В Период Нового и Позднего царств продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество, хотя их патриархальный характер неоспорим. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили ремесленники-каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и др. Основная масса общинников-земледельцев беднела. Труд землевладельцев в принудительном порядке использовался на царских и храмовых землях. С целью наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился учет людей, а также скота, птицы, имевшихся в их хозяйствах.[7, с.40]

 

2.2 Государственный строй Древнего Египта

 

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное и бюрократическое государства Древнего Востока.[7, с.43]

Для политического устройства египетского общества характерны следующие черты:

- политическая  власть сосредоточена в одном  центре;

- права  и собственность разных общественных  групп определяются центральной  властью;

- сам  принцип собственности слабо  гарантирован властью;

- в обществе  и государстве преобладает произвол, суть которого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона).[5, с.75]

Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии.

Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытьё каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).[3, с.22]

Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей. Главой правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга. Функции визиря были сложны и многочисленны: 1. Он глава финансового ведомства. В его ведении находится "золотая палата", которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу. 2. Он являлся руководителем публичных работ. 3. Важная функция государственного канцлера — это хранение государственной печати. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами. 4. Он градоправитель столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть. 5. Визирь обладал широкими полномочиями в области правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны — шесть судебных палат ("шесть великих домов"). Кроме визиря источники называют: главного казначея ("заведующего всем, что дает земля, небо, воздух"); начальника работ по сооружению и содержанию оросительных систем; сановника, управляющего "домом оружия" (представитель высшей чиновной знати или член царской фамилии). [3, с.23]

Провинциальное управление лежало на номархах – губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались "заведующими областью", или "начальниками поручений", а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой. Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей. Однако служебную карьеру должны были начинать снизу – с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.

Характерной чертой периода Раннего царства является начало формирования государственного аппарата.[7, с.43] Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителя. Государство осуществляло верховное руководство ирригационными работами в долине Нила.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в усилении централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под общим руководством главы государства.[13,с.29]

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обожествления царя и его деяний.

Обычно члены царского дома занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном аппарате был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и государственными хранилищами.

Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населения Египта, а также покоренных стран (Нубия, Ливия).

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Это так называемый "первый переходный период" в истории Древнего Египта, примерно с XXIII по XXII в. до н. э., который характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению центральной власти способствовало постепенное ограничение фараонами власти номархов - происходила замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя была придворная служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которыми руководили наместники фараона. Административные округа по-прежнему делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы казны, Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались свом хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицера не было. В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных монархов. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования "спутников царя", выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя. В Новом царстве после разгрома гиксосов в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из землевладельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона. Расширение границ государства за счет соседних территорий потребовало строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев (неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев и др. Растет число офицеров, повышается их роль в государстве и социальный престиж.[8, с.29]

Армия сначала выполняла полицейские функции, а в эпоху Нового царства эти функции стали выполнять специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, храмов, зернохранилищ.

Для системы судоустройства Древнего Египта характерно, что суд не был полностью отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда (кенбеты) выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относилось разрешение споров о земле и воде, семейных и наследственных отношениях. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. В эпоху Нового царства в столице располагался суд "шести палат", достоверных сведений о компетенции которого не сохранилось. Некоторыми судебными функциями обладали храмы, причем решение жреца-оракула в силу его огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.[13, с.32]

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось отправкой различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Таким образом, рассматриваемые государственно-правовые явления Древнего Египта дают общее представление об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах. Во главе государства, как правило, стоял монарх, имеющий неограниченную власть над подданными. В большинстве государств личность его обожествлялась. В большинстве государств функционировало три ведомства: финансовое; военное; общественных работ. Эти ведомства находились под контролем соответствующих сановников и монархов.

 

3. Характеристика  политического режима "Восточная  деспотия"

 

Под "восточной деспотией" подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:

а) полномочия главы государства неограниченны;

б) светская и церковная власть объединены в одном лице;

в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;

г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом "порядка", традиции, веры.[7, с.51]

Все это, однако, не является чем-то специфическим для восточной деспотии. В том или ином виде указанные черты - вместе или порознь - можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время.

Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой - сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в "заоблачные сферы политики" сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению.

Информация о работе Общественный и государственный строй Древнего Египта