Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:12, контрольная работа
Особенности Византийской культуры в значительной степени объясняются тем, что Византия не испытывала коренного слома политической системы, который пережила Зап. Европа. Культура складывалась под влиянием римской, греческой и восточной традиций. Оформилась она как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, облекались в образы христианской мифологии, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви.
Введение
1 Просвещение
2. Техника
3. Математика и естественные науки
4. Философия
5. Историческая наука
6. Юридическая наука
7. Литература
8. Архитектура и изобразительное искусство
9. Музыка
Заключение
Библиография
7. ЛИТЕРАТУРА
Опиралась на тысячелетние традиции древнегреческой литературы, на всем протяжении истории Византии. Ранневизантийской литературе присущи новые художественные принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехристианской и восточной традиций. Театр осужденный богословами, не имел в Византии почвы. Превращение литургии в основной вид драматического действа сопровождалось расцветом литургической поэзии. Литургические песнопения представляли собой кондаки –поэмы, состоявшие из вступления и 20-30 строф, завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургической поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых.
В последующие столетия
С середины 9в. начинается новая полоса накопления литературных традиций. Создаются литературоведческие своды, словари.
С 11в. в византийской литературе наряду с элементами рационализма и критикой монашеского быта возникает интерес к конкретным деталям, юмористическим оценкам, попыткам психологически мотивировать действия, использовать разговорный язык. Ведущие жанры ранней литературы приходят в упадок. Создаются новые формы организации литературного творчества – литературные кружки.
Захват
Константинополя крестоносцами
практически покончил с «предренессансными»
явлениями в литературе. Поздневизантийскую
литературу отличает компилятивность,
в ней господствует богословская полемика.
Только на кануне падения империи и
особенно после этого события возникает
литература, пронизанная сознанием трагичности
ситуации и ответственности, хотя и ищущая
обычно разрешения всех проблем в античности.
Завоевание Византии турками вызвало
к жизни новый подъем древнегреческой
исторической прозы, лежащий хронологически
уже за пределами византийской литературы.
8 АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Отличие
архитектуры и искусства
В градостроительстве и светской архитектуре, в значительной мере сохранившей античность города, начала складываться медленно. Архитектура Константинополя 4-5 вв. хранит связи с античным зодчеством, главным образом римским. Однако уже в 5в. начинается складываться новая, радикальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, эскарпов и гласисов. В культурной архитектуре уже в 4в. возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников. Скупость и простота их наружного облика контрастирует с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создается особая, отделенная от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своем развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью античного мира.
Высочайший подъем зодчества достигается в 6в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием.
Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, - росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра. Проникаясь средневековым мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается специфическая средневековая условность искусства. В скульптурных рельефах отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразительных средств. Наиболее прочно античные мотивы сохраняются в изделиях художественного ремесла. В церковных мозаиках 4-5вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира. В 5-7вв. во всех видах живописи, включая первые иконы, нарастает духовно-умозрительное начало.
Исторические потрясения, пережитые Византией в7 – нач. 9 вв., вызвали существенный перелом в художественной культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.
В 9-10вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определенной иерархическом порядке и подчиненными композиции крестово-купольной постройки.
Свои идеи византийская живопись выражала, однако, через образ человека, раскрывая их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в искусстве Византии, в известной мере сохраняя в претворенном виде художественный опыт античного искусства. Благодаря этому искусство выглядит относительно более «очеловеченным», чем многие другие великие искусства средних веков.
Столичное искусство представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в которых от «македонского» (сер. 9 - сер. 11вв.) к «комниновскому» (сер. 11в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворенность образов. Разнообразие течений существует и в фресковой живописи, распространившейся особенно широко.
В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью и периода увлечения античными образцами распространяется ювелирно-декоративный стиль. Высокого расцвета достигает в это время декоративно-прикладное искусство: художественные ткани, многоцветная перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла.
После нашествия крестоносцев византийская культура вновь возрождается. Церковная архитектура 14-15вв. повторяет в основном старые типы. Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций. В конце 13 – нач. 14вв. блестящий, но кратковременный расцвет переживает живопись, в которой развивается внимание к конкретно-жизненному содержанию, реальным взаимоотношениям людей, пространственному изображению среды. С середины 14в. в столичной живописи усиливается холодная отвлеченность; в провинции распространяется измельчено-декоративная живопись. Традиции изобразительного искусства, а также светского, культового и монастырского зодчества Византии этого периода были унаследованы в средневековой Греции после падения Константинополя, положившего конец истории Византии.
9 МУЗЫКА
Исторические условия и полиэтнический состав населения Византии определили пестроту источников, разнообразие жанров, форм и интонационно-образного строя музыки. Ее истоки восходят к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также к позднегреческому и римскому мелосу. Музыка Византии впитала в себя элементы сирийской(4в), арабской (8в.), славянской песенных культур. В светской музыке, исполнявшейся при императорском дворе, получили развитие – приветственные возгласы и славословия, распевавшиеся на стихотворные тексты. Церковная музыка Византии была чисто вокальной и одноголосной.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура Византии оказала большое влияние на соседние страны (Болгария, Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.) в области литературы, изобразительного искусства, религиозных верований и др. Велика была роль Византии в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне возрождения. Отдельные памятники были известны и на Западе.
Византийская философия оказала большое влияние на средне-вековую схоластику, итальянское Возрождение и на философскую мысль в славянских странах, Грузии, Армении.
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Общая характеристика Византийской культуры