Общая характеристика Византийской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Особенности Византийской культуры в значительной степени объясняются тем, что Византия не испытывала коренного слома политической системы, который пережила Зап. Европа. Культура складывалась под влиянием римской, греческой и восточной традиций. Оформилась она как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, облекались в образы христианской мифологии, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви.

Оглавление

Введение

1 Просвещение

2. Техника

3. Математика и естественные науки

4. Философия

5. Историческая наука

6. Юридическая наука

7. Литература

8. Архитектура и изобразительное искусство

9. Музыка

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

контр. работа по культурологии.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 

7. ЛИТЕРАТУРА

      Опиралась на тысячелетние традиции древнегреческой  литературы, на всем протяжении истории  Византии. Ранневизантийской литературе присущи новые художественные принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехристианской и восточной традиций. Театр осужденный богословами, не имел в Византии почвы. Превращение литургии в основной вид драматического действа сопровождалось расцветом литургической поэзии. Литургические песнопения представляли собой кондаки –поэмы, состоявшие из вступления и 20-30 строф, завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургической поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых.

        В последующие столетия античные  традиции сходят на нет. В прозаичной литературе основные жанры – хроника и житие; агиографическая литература переживает особый подъем в период иконоборчества, когда жития служили задачам прославления монахов - иконопочитателей. Литургическая поэзия в этот период теряет прежние свежесть и драматизм.

      С середины 9в. начинается новая полоса накопления литературных традиций. Создаются литературоведческие своды, словари.

      С 11в. в византийской литературе наряду с элементами рационализма и критикой монашеского быта возникает интерес к конкретным деталям, юмористическим оценкам, попыткам психологически мотивировать действия, использовать разговорный язык. Ведущие жанры ранней литературы приходят в упадок. Создаются новые формы организации литературного творчества – литературные кружки.

      Захват  Константинополя крестоносцами  практически покончил с «предренессансными» явлениями в литературе. Поздневизантийскую литературу отличает компилятивность, в ней  господствует богословская полемика. Только на кануне  падения империи и особенно после этого события возникает литература, пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущая обычно разрешения всех проблем в античности. Завоевание Византии турками вызвало к жизни новый подъем древнегреческой исторической прозы, лежащий хронологически уже за пределами византийской литературы. 
8 АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

      Отличие архитектуры и искусства Византии от большинства стран Европы, в  том что они не испытывали существенного воздействия культуры «варварских» народов. Избежала и катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю. По этим причинам античные традиции долго сохранялись в византийском искусстве, тем более, что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к средне - вековой культуре затянулся надолго.

     В градостроительстве и светской архитектуре, в значительной мере сохранившей  античность города, начала складываться медленно. Архитектура Константинополя 4-5 вв.  хранит связи с античным зодчеством, главным образом римским. Однако уже в 5в. начинается складываться новая, радикальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, эскарпов и гласисов.  В культурной архитектуре уже в 4в. возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников. Скупость и простота их наружного облика контрастирует с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создается особая, отделенная от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своем развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью античного мира.

     Высочайший  подъем зодчества достигается в 6в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием.

     Переход от античности к средним векам  вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних  и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную  роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, - росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра. Проникаясь средневековым мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается специфическая средневековая условность искусства. В скульптурных рельефах отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразительных средств. Наиболее прочно античные мотивы сохраняются в изделиях художественного ремесла. В церковных мозаиках 4-5вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира. В 5-7вв. во всех видах живописи, включая первые иконы, нарастает духовно-умозрительное начало.

     Исторические потрясения, пережитые Византией  в7 – нач. 9 вв., вызвали существенный перелом в художественной культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.

     В 9-10вв. росписи храмов приводятся в  стройную систему. Стены и своды  церквей сплошь покрываются мозаиками  и фресками, расположенными в строго определенной  иерархическом порядке  и подчиненными композиции крестово-купольной постройки.

     Свои  идеи византийская живопись выражала, однако, через образ человека, раскрывая  их как свойства или состояния  этого образа. Идеально возвышенные  образы людей господствуют в искусстве  Византии, в известной мере  сохраняя в претворенном виде художественный опыт античного искусства. Благодаря этому искусство выглядит относительно более «очеловеченным», чем многие другие великие искусства средних веков.

     Столичное искусство  представлено мозаиками  константинопольской св. Софии, в которых от «македонского» (сер. 9 - сер. 11вв.) к «комниновскому» (сер. 11в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворенность образов. Разнообразие течений существует и в фресковой живописи, распространившейся особенно широко.

     В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной  непосредственностью и политической полемичностью и периода увлечения античными образцами распространяется ювелирно-декоративный стиль. Высокого расцвета достигает в это время декоративно-прикладное искусство: художественные ткани, многоцветная перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла.

     После нашествия крестоносцев византийская культура вновь возрождается. Церковная  архитектура 14-15вв. повторяет в основном старые типы. Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций. В конце 13 – нач. 14вв. блестящий, но кратковременный расцвет переживает живопись, в которой развивается внимание к конкретно-жизненному содержанию, реальным взаимоотношениям людей, пространственному изображению среды. С середины 14в. в столичной живописи усиливается холодная отвлеченность; в провинции распространяется измельчено-декоративная живопись. Традиции изобразительного искусства, а также светского, культового и монастырского зодчества Византии этого периода были унаследованы в средневековой Греции после падения Константинополя, положившего конец истории Византии.

 

      9 МУЗЫКА

     Исторические  условия и полиэтнический состав населения Византии определили пестроту источников, разнообразие жанров, форм и интонационно-образного строя музыки. Ее истоки восходят к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также к позднегреческому и римскому мелосу. Музыка Византии впитала в себя элементы сирийской(4в), арабской (8в.), славянской песенных культур. В светской музыке, исполнявшейся при императорском дворе, получили развитие – приветственные возгласы и славословия, распевавшиеся на стихотворные тексты. Церковная музыка Византии была чисто вокальной и одноголосной.

     Музыка  занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание  авторитарности и демократизма не могло  не сказаться на и на характере  музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Культура  Византии оказала большое влияние  на соседние страны (Болгария, Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.) в области литературы, изобразительного искусства, религиозных верований и др. Велика была роль Византии в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне возрождения. Отдельные памятники были известны и на Западе.

      Византийская  философия оказала большое влияние на средне-вековую схоластику, итальянское Возрождение и на философскую мысль в славянских странах, Грузии, Армении.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. «Энциклопедия»
  2. "Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг.

Информация о работе Общая характеристика Византийской культуры