Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:12, контрольная работа
Особенности Византийской культуры в значительной степени объясняются тем, что Византия не испытывала коренного слома политической системы, который пережила Зап. Европа. Культура складывалась под влиянием римской, греческой и восточной традиций. Оформилась она как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, облекались в образы христианской мифологии, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви.
Введение
1 Просвещение
2. Техника
3. Математика и естественные науки
4. Философия
5. Историческая наука
6. Юридическая наука
7. Литература
8. Архитектура и изобразительное искусство
9. Музыка
Заключение
Библиография
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Технологический
институт
Кафедра
истории и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине « Культурология »
на тему:
« Общая характеристика Византийской
культуры. »
Тюмень,
2008
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1 Просвещение
2. Техника
3. Математика и естественные науки
4. Философия
5. Историческая наука
6. Юридическая наука
7. Литература
8. Архитектура и изобразительное искусство
9. Музыка
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Особенности Византийской культуры в значительной степени объясняются тем, что Византия не испытывала коренного слома политической системы, который пережила Зап. Европа. Культура складывалась под влиянием римской, греческой и восточной традиций. Оформилась она как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, облекались в образы христианской мифологии, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви. Смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм рассматривались как высшие христианские ценности; они же во многом определяли художественный идеал. Традиционализм свойственный христианскому мировоззрению, оказался особенно сильным в Византии. Отсюда вытекало преклонение перед книжным авторитетом. Библия и до известной степени античные классики рассматривались как совокупность необходимого знания. Источником знаний провозглашалась традиция, а не опыт. Эксперимент и научное наблюдение были крайне редкими в Византии, критерий достоверности был неразвит, и многие легендарные известия воспринимались как подлинные. Новое, не подкрепленное книжным авторитетом, рассматривалось как бунтарское. Для византийской культуры характерны тяга к систематизации при отсутствии интереса к аналитическому рассмотрению явлений и стремление к вскрытию «истинного» (мистического) смысла явлений. Византийцы, исходя из христианского мировоззрения, признавали наличие божественной истины, соответственно чётко разделяли явления на благие и дурные, отчего все существующее на земле получало у них этическую оценку. Из обладания (иллюзорного) истиной вытекала нетерпимость ко всякому инакомыслию, которое трактовалось как уклонение от благого пути, как ересь.
От Зап. Европейской средневековой культуры византийская культура отличалась:
литературном творчестве, быте;
чувствовал себя в непосредственной зависимости от высших сил – бога и императора);
требовавшей поклонения в форме особых церемоний, одежды, обращений;
бюрократическая
централизация византийского
Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь с 11 в. они начинают привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы, позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Книжный характер византийской культуры сочетался с отсутствием строгой дифференциации между отдельными отраслями: для Византии типична фигура ученного, пишущего по самым разнообразным отраслям знаний – от математики до богословия и художественной литературы.
Определение совокупности памятников, составляющих византийскую культуру, условно. Прежде всего, проблематично отнесение к византийской культуре позднеантичных памятников 4-5 вв., а также средневековых, созданных вне Византии – в Сирии, Сицилии , Южной Италии, но объединяемых по идейным, художественным или языковым принципам в круг восточнохристианских памятников. Четкой грани между позднеантичной и византийской культурой нет: существовал длительный переходный период, когда античные принципы, тематика и жанры если не господствовали, то сосуществовали с новыми принципами.
Основные этапы развития византийской культуры:
(протовизантийский). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются его основные элементы и протовизантийская культура носит еще городской характер. Характерны становление христианского богословия при сохранении достижений античной научной мысли, выработка христианских художественных идеалов.
упадком, аграризацией городов, потеря Византией восточных провинций и крупных центров.
восстановлением античных традиций, систематизацией сохраненного культурного наследия, зарождением элементов рационализма, переходом от формального использования к усвоению античного наследия.
политическим и экономическим упадком. В это время делаются попытки преодоления средневекового мировоззрения и средневековых эстетических принципов, не получившие развития.
В Византии сохранялись традиции античной образованности и до 12в.
просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование получали в частных школах грамматистов обычно в продолжении 2-3 лет. До 7в. Учебная программа основывалась на мифологии языческих религий, позднее – на христианском Псалтири. Среднее образование получали под руководством учителя-грамматика или ритора по античным пособиям. В программу входили орфография, грамматические нормы, произношение, принципы стихосложения, ораторское искусство, иногда тахиграфия (искусство сокращенного письма), а также умение составлять документы. В программы некоторых школ включалась история. В Византии имелись также монастырские школы, но они не играли значительной роли. Постепенно провинциальная высшая школа перестает существовать. Созданная в 425г. высшая школа в Константинополе вытеснила остальные высшие школы. Константинопольская школа представляла собой государственное учреждение, профессора которого считались государственными служащими, только им разрешалось публичное преподавание в столице. Вопрос о существовании высшей школы 7-8 вв. спорен: согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено императором Львом 3 в 726г. вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школы начинаются с середины 9в., когда начала функционировать Магнаврская школа, которой руководил Лев Математик. Школа готовила высших светских и духовных сановников. В середине 11в. в Константинополе были открыты юридические и философские школы - государственные учреждения, готовившие чиновников. С конца 11в. философская школа становится средоточием рационалистических воззрений, что привело к осуждению православной церковью ее учителей как еретиков. В 12в. высшая школа становится под покровительство церкви и на нее возлагается задача борьбы с ересями. После 1204г. школа в Византии прекратила свое существование. Государственные школы все больше вытесняются школами при монастырях, где поселялись ученые.
Античные библиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская библиотека была разрушена в 391г., публичная библиотека в Константинополе сгорела в 475г. О библиотеках в более позднее время известно очень мало.
2. ТЕХНИКА
Византия унаследовала античную технику сельского хозяйства и ремесла. Это позволило оставаться до 12в. передовым государством Европы в области производства в ювелирном, шелкоткацком ремеслах, монументальном строительстве, в кораблестроении. С 9в. получило распространение изготовление поливной керамики, стекла. Стремление византийцев сохранить античные традиции сковывало технический прогресс, способствовало начавшемуся с 12в. отставанию большинства ремесел от западноевропейских. В 14-15вв. Византийское текстильное производство уже не могло конкурировать с итальянским.
3. МАТЕМАТИКА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В Византии общественный престиж математики был ниже риторики и философии. Византийская математика в 4-6 вв. сводилась прежде всего к комментированию античных классиков. Большое внимание уделялось задачам, которые оказались бесперспективными. Вместе с тем в некоторых вопросах византийская наука пошла дальше античной. Византийская физика оставалась книжной и описательной: использование эксперимента было редкостью. Влияние христианства на византийские естественные науки выразилось в попытках создать целостные описания космоса, где живые наблюдения переплетались с благочестивой морализацией и раскрытием аллегорического смысла, будто бы заключающегося в природных явлениях. Некоторый подъем можно проследить с середины 9в, когда Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. В 12в. была предпринята попытка ввести арабские цифры. (позиционная система). Поздневизантийские математики проявили интерес к восточной науке. Трапезундские ученые изучали достижения арабской и персидской математики и астрономии. В сфере космологии византийцы придерживались традиционных представлений, одни из которых восходили к библейской концепции, другие – к достижениям эллинистической науки, признававшей шарообразность земли. Астрономические наблюдения были подчинены интересам распространенной в Византии астрологии, которая в 12в. подверглась нападкам со стороны православного богословия, осуждавшего прямое связывание движения небесных светил с человеческой судьбой как противоречащее идее божественного провидения.
Византийцы обладали большими практическими навыками по химии, необходимыми для производства красителей, цветной поливы, стекла и прочее.
Зоология, ботаника, агрономия носили чисто описательный характер. Начало географии положили официальные описания областей, городов, церковных диоцезов. Византийцы умели составлять географические карты.
4. ФИЛОСОФИЯ
Основной источник византийской философии – Библия и греческая классическая философия. В 4-7 вв. в философии господствуют три направления:
представление о гармоничном единстве Вселенной, достигаемом благодаря цепи диалектических переходов от Единого (божества) к материи.
непримиримом расколе Вселенной на царство Добра и Зла, борьба между которыми должна завершиться победой Добра.
линия между неоплатонизмом и манихейством.
В отличие от западных богословов, византийские философы, продолжая традиции александрийской школы, признавали важность античного культурного наследия.
5. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
В византийской исторической науке 4 до середины 7вв. были еще сильны античные традиции, господствовало языческое мировоззрение. В конце 6-10 вв. основной жанр исторических сочинений – всемирно-историческая хроника, предметом которой являлась глобальная история человечества. В середине 11-12 вв. историческая наука переживала подъем, стали преобладать исторические сочинения. Ряд историков выразил скептическое отношение к основным византийским общественным институтам. С 13в. историческая наука переживала упадок, ее главным сюжетом стали богословские дискуссии. Последний подъем византийской историографии приходится на конец истории Византии, когда трагическое восприятие действительности породило «релятивистский» подход к пониманию исторического процесса, движущая сила которого усматривалась не в направляющей воле божьей, а «тихе» - судьбе или случае.
6. ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в византийской юридической науке, начало которой было положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права. Помимо римского права, византийская юридическая наука изучала каноническое право, которое основывалось на постановлениях (правилах) церковных соборов. Подъем юридической науки начинается с 11в., когда в Константинополе была основана высшая юридическая. В 12в. византийские правоведы выпустили ряд толкований на правила церковных соборов, стремясь согласовать нормы канонического и римского права. В Византии существовал нотариат.
Информация о работе Общая характеристика Византийской культуры