Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:44, реферат
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
(устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому).
Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала
евхаристическому действу особую торжественность и таинственность.
Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность
христианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории в
росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу.
Крестово-купольная композиция получила большое распространение, как в
Византии, так и в сложившейся вокруг нее зоне ортодоксии, особенно на Руси.
Храм, показанный на рисунке - русский храм, полностью отвечающий
византийскому архитектурному канону, но имеющий, в то же время чисто русские черты (например, купол луковичной формы характерен именно для русского зодчества, византийские архитекторы предпочитали полукруглые купола).
Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для
произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим
духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский).
Византийский иконографический канон регламентировал:
круг композиций и сюжетов священного писания
изображение
пропорций фигур
общий тип и общее выражение лица святых
тип внешности отдельных святых и их позы
палитру цветов
технику живописи.
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро.
Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на
иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как
следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.
Заключение
Рассказывать о Византии можно бесконечно, но это уже удел специалистов. На данном этапе в этой работе можно сделать следующие выводы.
Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила для
западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии смело, можно сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы.
Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности.
В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически развитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние было определяющим на достаточно большом отрезке русской истории.
Главным же значением византийской культуры было то, что она выступила как переходный период от античности к средневековью и как связующее звено между ними
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.
Список используемой литературы
1. Быстрова А. Н. Мир культуры (основы культурологии). - М., 2001
2. Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. / Под
редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Крупина В.В. Культура Византии(исторический очерк).- М.,1986
4. Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
Ресурсы Интернета.
5. Пособие по истории России для выпускников и поступающих в ВУЗы. - М., 1992
6. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - М., 1997
3