Музыкальнвй фольклор

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, реферат

Краткое описание

Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали свадьбы на Руси? Свадебная игра, как ее принято называть (во многих сказках вы, наверное, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

  К сожалению, столь  серьезное осознание  фольклорного наследия  не слишком распространено. Неадаптированный фолк во всем богатстве, как культурном, так и философском, при заметном росте аудитории, по-прежнему остается увлечением интеллектуалов. В моде больше все-таки различные комбинации с поп- и рок-музыкой — как это произошло с сербско-цыганскими стилизациями балканского композитора Горана Бреговича или афролатиноамериканским карнавалом в исполнении культового среди антиглобалистов рок-исполнителя Ману Чао. 
 

Этника  была и остается палочкой-выручалочкой для европейской  культуры каждый раз, когда та не в силах придумать, сотворить или проартикулировать что-либо новое. Может быть, когда-нибудь мегаполисная цивилизация и синтезирует свой универсальный фольклор, — но вряд ли он будет богаче уже существующих традиций. [Д. Десятерик]

БЕЛОРУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Музыкальное воспитание школьников является одним из важнейших компонентов  педагогического  процесса, поэтому  требует к себе особого внимания. В настоящее время  в Республике Беларусь проводится реформирование образовательной системы. Нововведения и реформы затрагивают практически все сферы образования, особо пристального внимания требует к себе система общего музыкального образования и воспитания. 

Известно, что основой процессов  реформирования является гуманистическая парадигма развития личности, что и должно определить новые подходы к содержанию музыкального воспитания. Создание новой глобальной этики, ориентированной на общечеловеческие ценности, на то, что укрепляет духовно-нравственный потенциал человека, человеческое в человеке, должно стать главной стратегией на пути гуманизации образования и воспитания. То, что создается культурой, но подавляется цивилизацией, должно проявиться как новая человеческая ментальность с ярко выраженными индивидуальными качествами личности пассионарного свойства. Поэтому так важна правильная ориентация на ценностный выбор необходимых средств. Не просто знание, а его ценность, не гносеология, а аксиология как наука о человеческих ценностях должна быть привлечена в первую очередь для осуществления поставленных задач. 

Особую  значимость на этом пути ценностного  отбора приобретает  национальная музыкальная  культура. Она - неизменный источник духовности и нравственности, закрепленный многовековым опытом. Именно музыкальная  деятельность является тем видом художественной деятельности, который предоставляет широкие возможности для использования фольклорного наследия в процессе воспитания личности и приобщения ее к общечеловеческим ценностям: красоте, добру, справедливости. При этом национальное должно закрепляться в самых разнообразных формах музицирования на самом раннем этапе развития личности. Каждое государство имеет собственный опыт воспитания с опорой на национальную идею. В настоящее время в Республике Беларусь исследованием проблем общего музыкального образования занимаются В. Д. Юрке-вич, В. Л. Яконюк, Л. С. Ходонович, Н. Н. Гришано-вич, Т. П. Королева и другие. Различные аспекты данной проблемы рассматривают в своих исследованиях Г. В. Шостак, Е. П. Гончарова, И. Я. Климук, Т. В. Чавро. Н. Н. Гришанович разработана концепция музыкального образования в 12-летней общеобразовательной школе Беларуси, в которой определена главная цель общего музыкального образования - воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности, что предполагает ценностное отношение к музыке [3]. 

Национальный  музыкальный фольклор является незаменимым  материалом для реализации поставленной цели. С этих позиций  достоин внимания и положительный  опыт зарубежных систем музыкального воспитания. Важно изучить и использовать те их элементы, которые опираются на национальную основу и ставят своей целью приобщение к музыкальной культуре, формирование ценностных отношений к музыке и развитие творческих способностей личности.

С данной точки зрения особый интерес представляет система музыкального образования и воспитания ФРГ, базирующаяся на методике немецкого композитора и педагога Карла Орфа, так как именно она ставит своей задачей воспитание музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному музыкальному искусству и включение в активную творческую деятельность. Несмотря на то, что система музыкального воспитания К. Орфа была разработана во второй половине ХХ века, она до сих пор остается актуальной и признанной не только в ФРГ, но и в других странах мира. К сожалению, на территории СНГ педагогическая система Орфа не получила широкого распространения. Однако отдельные ее элементы рассматривались в трудах О. А. Апраксиной, О. Г. Леонтьевой, К. Х. Эренфорта, а также обозревались в некоторых учебных пособиях по методике музыкального воспитания. Многие положения и принципы педагогической системы К. Орфа применяются при разработке современных программ и учебников по музыке. Однако национальная музыкальная культура предлагается не как средство воспитания, а как материал для ознакомления, без определенной систематичности и последовательности. А в системе К. Орфа она является основой музыкального воспитания; средством формирования личности, развития ее творческих способностей. Это обеспечивается благодаря опоре на следующие общепедагогические принципы при построении содержания музыкального образования: доступности, последовательности, прочности, постепенного усложнения учебного материала. Следует отметить, что эти принципы являются основополагающими для педагогической системы К. Орфа, цель которой- формирование основ музыкальности, приобщение ребенка к музыкальной культуре, развитие способности к творческому мышлению [1]. 

Основой системы музыкального воспитания К. Орфа является «Schulwerk»- пятитомное собрание песен и инструментальных пьес для детей. Здесь предлагаются не теоретические сведения по музыкальному воспитанию, а методический материал для практического музицирования, который можно изменять с учетом национальных особенностей [1].

Первостепенную  роль в процессе музыкального воспитания К. Орф  отводит формированию ритмического чувства. Этому способствуют музыкально-ритмические  движения, игра на музыкальных  инструментах, речь и музыкальная  декламация. Причем материалом должна служить «элементарная музыка». Следует отметить, что под «элементарным» К. Орф понимает не примитивное, а нечто изначальное, своего рода первооснову, то есть народную музыку и речь. По мнению автора «Шульверка», «элементарная музыка» знакомит детей с ладовым многообразием музыки, с различными способами формообразования, что облегчает понимание и восприятие даже самой сложной современной музыки [1]. В процессе формирования чувства ритма особая роль отводится вычленению отдельных элементов ритмического рисунка, которые К. Орф называет «ритмическими блоками». 

Усвоенные «ритмические блоки» являются основой  мелодических упражнений, которые начинаются с «терции кукушки». Причем уже на этом этапе школьники  получают навыки импровизации, сочиняя свои трехзвучные мелодии. Затем звуковой диапазон расширяется до пятиступенного звукоряда, который используется достаточно длительное время. Считается, что пентатонический лад является наиболее легким для восприятия, так как развивается из детской мелодии зова. После освоения пентато-нического лада в содержание учебного материала включаются мелодии, в которых используются все ступени диатонического звукоряда, а позже вводятся и звуковые упражнения с использованием трезвучий. При этом К. Орф обращается к различным ладам народной музыки (фригийский, дорийский, эолийский), что дает возможность использовать материал старинной музыки XII-XIV веков. Следует обратить внимание на то, что наряду с постепенным усложнением учебного материала соблюдается и принцип повторения изученного. 

Основной  отличительной особенностью педагогической системы  К. Орфа является ее национальная основа. Все виды упражнений, начиная от самых  простых и заканчивая сложными мелодическими  и ритмическими импровизациями, построены на различных исторических пластах немецкого фольклора. «Элементарной музыке» как основе музыкального воспитания и развития личности К. Орф придает особую значимость. 

Богатое наследие белорусской  музыкальной культуры предоставляет широкие  возможности для  использования элементов педагогической системы К. Орфа. Белорусский музыкальный фольклор отличает то, что он сохранил в себе древнейший исторический пласт, оказавший огромное влияние на формирование всей народной музыкальной классики Беларуси [4]. Исследователи белорусского народного музыкального творчества Мухаринская Л. С. и Якименко Т. С. выделяют следующие этапы становления народной музыкальной культуры Беларуси: ранняя традиционная музыкальная классика; поздняя традиционная музыкальная классика; революционная музыкальная классика; песнетворчество советского периода; современный музыкальный фольклор [4]. Особую роль в формировании белорусского народного музыкального творчества сыграли раннетрадиционный и позднетрадиционный этапы. Раннетрадиционную народную классику, включающую песни календарно-обрядового и се-мейно-обрядового циклов, колыханки, календарно приспособленные наигрыши, Л. С. Мухаринская и Т. С. Якименко называют своеобразным «генофондом» белорусской музыки и выделяют следующие ее особенности: ограниченность звукообъема напевов (чаще всего используется пентатонический лад), мо-нодийность, вариативное повторение стержневых попевок-звеньев; в ритмическом отношении - это периодическая повторяемость ритмофигур и богатство мелизматики [4]. Исследователи отмечают мелодическое начало и свободную ритмическую организацию песен данного периода, а также выделяют феномен «формульности», раскрытый З. В. Эвальд, как характерную черту раннетрадиционной песенной классики. Суть данного феномена в том, что почти все песенные напевы являются вариациями одной мелодической формулы. 

Белорусская музыка позднетрадиционного  периода формировалась  под влиянием западноевропейской кантовой культуры. Характерной особенностью канта является его  многоголосное изложение  и четкая ритмическая организация. Белорусский кант отличает расширение диапазона мелодического напева и наличие кварто-квинтовых ладовых интонаций [4].

Таким образом, традиции и  особенности белорусской  народной музыкальной  культуры позволяют  использовать отдельные  элементы педагогической системы К. Орфа в процессе общего музыкального образования и воспитания, способствующие развитию творческой инициативы учащихся, приобщению к музыкальной культуре и формированию их личности в целом. К таким элементам прежде всего следует отнести мелодические и ритмические импровизации, особенно на ранних этапах музыкального воспитания. Как известно, белорусскую ранннетра-диционную песенную культуру отличает ограниченность зукообъема, пентатонический лад, с которого и предлагает К. Орф начинать элементарное музицирование (вокальное исполнение пятиступенных напевов, их сопровождение на музыкальных инструментах). В дальнейшем учащиеся могут самостоятельно придумывать мелодические пятиступенные попевки, подбирать их к народным пословицам, поговоркам.

Монодийность  и формульность белорусской  песенной классики раннетрадиционного периода также  дает возможность  для ее использования  на ранних этапах музицирования (запоминание  мелодических мотивов  и проигрывание их на «элементарных  музыкальных инструментах», выделение мелодических формул и их распознавание в песнях с более широким звукообъемом, в современных композициях). 

Белорусский позднетрадиционный фольклор является хорошим  материалом для ритмических  импровизаций. Особое внимание следует  обратить на кантовую музыку, которую отличает ритмическая организация. Причем канты целесообразнее использовать на более поздних этапах музыкального воспитания, так как для них характерно расширение диапазона до семиступенного звукоряда, наличие квинтовых интонаций и многоголосное изложение.

Применение  элементов педагогики К. Орфа с учетом особенностей белорусской музыкальной  культуры будет эффективным  только в случае соблюдения основополагающих принципов  этой системы музыкального воспитания - доступности, последовательности, постепенного усложнения учебного материала, повторения пройденного. 

Литература

Баренбойм, Л. Н. Элементарное музыкальное  воспитание по системе  Карла Орфа Л. Н. Баренбойм. - М.: Советский композитор, 1978.

Гришанович, Н. Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с 12-летним сроком обучения /Н. Н. Гришанович. - Минск: Юнипресс, 2006.

Гришанович  Н. Н. Проект концепции  музыкально образования  в 12-летней общеобразовательной  школе Беларуси/Н. Н. Гришанович Музычнае i тэатральнае мастацтва. - 2004. - № 2/3. - С. 21-27.

Мухарынская, Л. С. Беларуская народная музычная творчасць: вучэб. дапам. для  студэнтау выш. муз. на-вуч. устаноу Л. С. Мухарынская, Т. С. Яклменка. - Мнск: Выш. шк., 1993.

Леонтьева, О. Т. Карл Орф О. Т. Леонтьева. - М.

Информация о работе Музыкальнвй фольклор