Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа
Любая культура как особый род деятельности человека, итогом которого являются ценности, существующие в виде знаков, многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Общую морфологическую модель культуры можно представить следующим образом.
Введение
Глава 1. Проблема морфологии культуры.
Глава 2. Хозяйство как феномен культуры.
Глава 3. Исторические формы культуры.
Заключение
Список литературы
Тверская государственная
Заочное отделение
Направление: «Экономика»
Курс: 1 № зачетной книжки: 11455
Студент: Николаева Валерия Борисовна
Контрольная работа № 5
по теме: «Морфология культуры. Экономическая
подсистема культуры»
по дисциплине: Культурология
Дата регистрации работы
Деканатом_____________________
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема морфологии культуры.
Глава 2. Хозяйство как феномен культуры.
Глава 3. Исторические формы культуры.
Заключение
Список литературы
Введение
Любая культура как особый род деятельности человека, итогом которого являются ценности, существующие в виде знаков, многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Общую морфологическую модель культуры можно представить следующим образом.
Три уровня связи субъекта с окружением: специализированный, трансляционный, обыденный.
Три функциональных
блока специализированной
1. культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);
2. культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право);
3. модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);
Обыденные аналоги специализированных модальностей культуры:
- социальная организация – домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль;
- социально значимое знание – обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки;
- трансляция культурного опыта – игры, слухи, беседы, советы.
В рамках культурологии
Глава 1. Проблема морфологии культуры
Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.
Миф представляет собой самый первый донаучный способ осознания мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.
Главной отличительной
особенностью религиозного сознания является
вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое
рациональным путем. Религия оперирует
в основном коллективными представлениями,
что определяет ее главное свойство
– сплочение и связь
Параллельно с мифом и религией существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.
Наука – самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рациональных методов. Наука лишена оценочного, субъективного начала, опираясь, прежде всего, на объективное знание. В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса, что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.
Стоит заметить, что в последнее время в список основных компонентов морфологии культуры входит мораль, главной ценностью которой является соотношение добра и зла. Причем эта форма постепенно вытесняет миф из составляющих культуры.
Но существует проблема в раскрытии понятия «морфология культуры». В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам, видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемыми сферами культурного творчества. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. В дидактических целях удобно отделять от собственно материальной (хозяйственной) физическую и социальную культуры. Таким образом, морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами.
1. Материальная культура – совокупность вещей, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир. Она включает в себя несколько сторон или граней.
Артефакты – только одна сторона материальной культуры. Это, в первую очередь, вещественные плоды производства: орудия труда, оружие, постройки, плоды ремесленного, промышленного, сельскохозяйственного производства.
Вторая грань материальной культуры – технологическая. К ней относят исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы производительной деятельности человека.
В последнее время в качестве ипостаси материальной культуры выделяют так называемую экономическую культуру, которая отражает специфический для данного общества уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами – предметами, отношениями, ценностями.
2. Духовная культура – деятельность человека, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. К ней относят идеологию, мораль, искусство, мифологию, религию, философию, духовное общение. В духовной культуре также определяют несколько сфер.
Первая сфера духовной культуры – проективная деятельность человека.
Вторая сфера – познавательная деятельность человека.
Третья сфера – ценностно-ориентированная деятельность человека. Представлена тремя подсистемами: моральной культурой, художественной культурой и религиозной культурой.
Четвертая сфера – общение людей. Эта сфера имеет множество форм, которые определяются особенностями предмета коммуникации.
3. Социальная культура представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления.
4. Физическая культура, в которой также можно выделить четыре сферы.
Первая – культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений.
Вторая сфера – физкультура и спорт, включающие в себя развитие физических способностей человека.
Третья сфера – здоровый образ жизни. Он воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек.
И, наконец, к физической культуре можно отнести и деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма.
Таким образом, морфология культуры изучает строение искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.
Глава 2. Хозяйство как феномен культуры.
Несомненно,
что мир духовных ценностей и
сфера хозяйственной, экономической,
жизнедеятельности
Хозяйство представляет собой сложный комплекс разнообразных процессов и явлений, реализующихся в производстве, распределении, обмене, потреблении. За всеми рассуждениями о роли культурного фактора в хозяйственной деятельности скрывается старая «добрая» традиция, убеждающая нас в том, что хозяйство призвано хозяйствовать, а не решать вопросы о соответствии человеческих отношений в этой сфере идеалам Добра и Красоты. А если такая проблема возникает, то и решается она « по-хозяйски», вполне здраво и практично. Культура вообще, и в хозяйственной деятельности в частности, сводится к нормам и технологиям, обеспечивающим оптимальное использование ресурсов (человек здесь тоже «ресурс») ради получения наибольшей пользы или удовольствия (удовлетворения потребностей). Предполагается, что духовное развитие (нравственное, эстетическое, религиозное) наилучшим образом обеспечивается цивилизованной экономикой («хозяйственной культурой»), что далеко не бесспорно.
У истоков становления человечества проблемы культуры хозяйства просто не существует, так как нет, по сути, специализированной хозяйственной деятельности. Более того, этнографы архаических культур отмечают, что отсутствие излишков дополняется отказом от них.
Но постепенно
происходит осознание значимости материально-вещного
существования в жизни
Этот тип хозяйствования доминирует в обществе вплоть до XVIII века. Соответственно, и в античности и в средневековье в общественном сознании доминирует установка на то, что хозяйственная деятельность – это благо, если она осуществляется по воле и нормам, устанавливаемым небесным господином.
Существенные подвижки в восприятии смысла хозяйственной деятельности прослеживается только с XV-ХVI столетий. Постепенно укореняется представление о том, что Бог мало вмешивается в мирские дела и человек вынужден решать свои проблемы через мирское хозяйствование, опираясь на свой разум. Освобождение от традиционных религиозных форм, рационализация хозяйственной жизни привели к тому, что мотивы прибыли, выгоды, хозяйственной пользы обрели социальную значимость. Социальные нормы традиционного общества оттеснялись в пользу крепнущей самостоятельности хозяйства.
Собственно рыночное хозяйство определяется тремя существенными чертами: 1) частная собственность, в том числе на средства производства; 2) ориентация на получение максимальной прибыли и выгоды; 3) согласование хозяйственной активности исключительно с помощью рынка и системы цен.
Что же касается высшего уровня культуры, в основе которого – потребность в жизни другого человека, то хозяйство с ним несовместимо, поскольку начинает утрачивать сущностные признаки хозяйственной деятельности. Это не значит, что экономическая жизнедеятельность не значима для человека. Она составляет фундамент цивилизации и в возможных для нее культурных проявлениях создает необходимые условия для проявления духовности в сфере морали и художественной культуры. Однако всегда следует осознавать, что хозяйственная деятельность может одухотворяться, окультуриваться, но в разной степени и до известного предела.
Ограниченность
возможного «одухотворения» хозяйственных
форм проявляется в своеобразных
парадоксах. Экономическая развитость
отнюдь не всегда сопровождается «цветением»
в сферах морали и искусства. И, наоборот,
хозяйственный кризис, сопровождающийся
деградацией экономических
Глава 3. Исторические формы культуры.
Исторические формы культуры – это классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.
Методологическую
основу классификации культур по
историческому типу на всем протяжении
их развития составляют различные концепции
культурно-исторического
- эволюционные концепции, в которых как в крупноячеистой сети терялись конкретные культуры.
Информация о работе Морфология культуры. Экономическая подсистема культуры