Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Далее в работе рассматриваются эти основные агенты социализации, как они, в условиях современности влияют на формирование молодых людей.

Оглавление

Введение 3
1. Строение современной молодежной субкультуры в России. 5
2. Неформальные объединения молодежи. 9
3. Особенности молодежной субкультуры. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

культурология (молод. субкультура).doc

— 97.00 Кб (Скачать)

С социально-психологической точки  зрения экранное насилие и агрессивная  эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя  на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология...) к "русской  демократии" (очень близкой к "плутократии" Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

Российскими студентами современный  этап развития общества определён как  кризисный. Отрицательные оценки кризиса  сопровождались обозначением спада  в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на красные пиджаки». Период характеризуется  как «демократизованная анархия». В  качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало посвободнее».

Возникновение такой, а не иной, с  указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым  рядом причин, среди которых В.Т. Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

    • Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодёжь.
    • Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
    • Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура  есть искаженное зеркало взрослого  мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

 

  1. Неформальные объединения молодежи

 

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких  только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы    правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

Выделяют следующие  основные признаки неформалов.

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная  внутренняя структура.

3) Большинство объединений  имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние  связи.

5) Очень сложно выделить  лидера.

6) Не имеют программы  деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу  государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются  упорядоченной классификации.

Говоря   о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости :

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и  критика.

3. Оппозиция и борьба.

 

Выражаясь   кратко,   "НЕФОРМАЛЫ"   -   это   официально   не зарегистрированная группа людей, которая  возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

Не признанные или  непризнающие?

Такой вопрос нередко  встает, когда заходит речь о весьма специфическом типе неформальных объединений  — о неофициальных самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, "неофициалах". Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании (главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания   выбранному типу поведения ("фанаты", "хиппи", "панки", "рокеры", "металлисты" и т.д.). Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы. В качестве причин "ухода в андеграунд", молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание  в семье.

3) Нежелание быть как  все.

4) Желание утвердится  в новой среде.

5) Привлечь к себе  внимание.

6) Не развитая сфера  организации досуга для молодежи  в стране.

7) Копирование западных  структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные  убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели  в жизни.

11) Влияние криминальных  структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться  в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим  фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичные объединения такого рода.

 

АСОЦИАЛЬНЫЕ

Стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества.. Примеры: панки (девиз: "Живем здесь, сейчас и сегодня"), мажоры (это люди, которые проповедуют теорию хайлайфизма ("высокий уровень жизни"), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили (поклонники рок-н-ролла, девиз: "Сочетание изящества со свободным поведением"), рокеры, хиппи, системы...

"Система" - эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют "пиплами", "хайрастыми" и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их "система". Взгляды "системных" на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.

Что же сегодня побуждает  молодежь объединяться в формирования типа "системы"? Причин немало. Нужно  отметить, что молодежь всегда и  везде стремится к общению  со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего "Я" взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует "система". Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.

АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ

- ярко выраженный агрессивный  характер, стремление утвердить  себя за счет других, нравственная  глухота.

«Банды» - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится "бандами" на зоны влияния. На "своей" территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися "чужаками" (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.

В "бандах" свои законы, свои нравы. "Законом" является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить "свою" девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со "своими девчонками".

"Травка" - наркотики,  которые курят. "Прикидка" - элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит "дать поносить" на время куртку, кроссовки и т.д.; можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является "счетчик", когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить "в долг". С этого момента включается "счетчик". Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим "счетчик" жестока - от избиения до убийства.

Покинуть банду бывает очень сложно: в некоторых случаях  в «предателя» даже стреляют —  мол, выживешь — свободен.

Просоциальные неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы...).

"Зеленык" - так называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения, объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.

Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение  и взялись "зеленые". Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.

Численность экологических  неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден  их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические  группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.

Так же к просоциальным  неформальным объединениям относятся  объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки.

В качестве вывода по неофициальным  объединениям молодежи

Проблема молодёжи, и  в частности, молодёжной контркультуры  сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь  кризисом всех существующих моделей  социализации: в 60-е годы этот кризис   впервые выплеснулся на парижские мостовые (студенческая революция 1968 года), затем ещё в более резких формах обнажился в развивающихся странах, а в конце 70-х "лавина" настигла и нас. но нельзя забывать и о национальной специфике: на Западе, хоть и присутствуют все те элементы (от расправно-самосудных команд до политических "самодельщиков"), которые у нас образуют самодеятельное движение, но нет феномена "неформалитета". Мы почему-то с порога подозреваем, что поползновения юного акселерата непременно антисоциальны. А они в большинстве случаев естественны, просты и полностью правомерны. Парню хочется в принципе того же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку (желание вполне оправданное!) и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Короче - парню хочется стать мужчиной. Благородное и своевременное стремление! Кто-нибудь против? А неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей. Правда формы их достижения бывают спорными...

 

 

  1. Особенности молодежной субкультуры.

 

Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.

Исследования интересов  подростков.

Преступность подростков.

У  современной молодежи  отдых и досуг -  ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:

Информация о работе Молодежные субкультуры