Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:13, реферат
Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.
Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу.
Культурным институтом является то, что имеет систему, процесс, свод правил, память и план. Благодаря этому институт воплощает и утверждает общие ценности, идеи, задачи и процедуры, посредством которого стремится завоевать признание и уважение своих целей.
Существует и другая типология управления культурными процессами в русле культурной политики. Наиболее распространенными ее типами являются: патерналистская, популистская, эклектическая, социодинамическая.
Первый тип характеризуется сосредоточением нитей управления в руках государства. (Патер (от лат. patre — отец) — это смысло-образующий корень слова, указывающий на такой тип взаимоотношения государственных институтов и культуры, когда все предопределяется сверху).
Второй тип культурных взаимоотношений построен на свободном доступе к культурным ценностям. Регламентирующее начало в этом случае отодвигается на второй план. (Само слово (от лат. popularis) в переводе на русский язык означает «народный, полезный народу»).
Третий тип — эклектический (от лат. eklektikos — выбирающий), связан с различными формами индивидуального потребления культурных ценностей. Другими словами, в этом типе осуществления культурной политики нет доминирующего принципа, он формируется интересами множественных потребителей культуры.
Последний, социодинамический тип реализации культурной политики, ориентированной на количественное потребление культурных услуг и ценностей.
Объем влияния государства на реализацию культурной политики зависит от степени его развития: в странах развитого капитализма объем культурно-политической деятельности, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, - в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.
Важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.
В современной России государство по отношению к государственным учреждениям культуры выступает в роли Архитектора (см. Таблицу 2), а по отношению к частным некоммерческим организациям система отношений пока, к сожалению, не сформирована.
Таблица 2
Структура доходов в государственных театрах Свердловской области
и города Санкт-Петербурга
№№ пп | Наименования театров | структура доходов (в %) | ||||||
собственные доходы | гос. бюджет | привлеченные средства | ||||||
2005 | 2006 | 2005 | 2006 | 2005 | 2006 | |||
Театры Екатеринбурга | ||||||||
1. | Екатеринбургский государственный театр оперы и балета | 18 | 16 | 81 | 83 | 0.6 | 0.5 | |
2. | Свердловский государственный театр музыкальной комедии | 18 | 18 | 75,1 | 81,3 | 7,4 | 0,8 | |
3. | Екатеринбургский театр юного зрителя | 30 | 34 | 58 | 64 | 12 | 2 | |
4. | Екатеринбургский театр кукол | 26 | 31 | 74 | 67 | 0 | 2 | |
5. | Екатеринбургский театр ЩЕЛКУНЧИК | 16 | 18 | 82 | 79 | 2 | 3 | |
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | 21,6 | 23,4 | 74 | 74,9 | 4,4 | 1,7 | ||
Театры Свердловской области | ||||||||
6. | Нижнетагильский драматический театр драмы имени Мамина-Сибиряка | 31 | 16 | 69,5 | 84,2 |
|
| |
7. | Молодежный театр г. Н. Тагил | 13 | 10 | 75 | 90 |
|
| |
8. | МУК Нижнетагильский театр кукол | 15 | 17 | 84,9 | 83,1 |
|
| |
9. | МУК Новоуральский театр кукол | 11 | 12 | 89,4 | 87,6 |
|
| |
10. | Театр Драмы "Вариант" (г. Первоуральск) | 6,5 | 7,8 | 93,5 | 90,8 |
| 1,4 | |
11. | Серовский театр драмы им. А.П. Чехова | 8,6 | 12 | 90 | 85,2 | 1,4 | 2,5 | |
12. | Театр драмы г. Каменск-Уральского | 8 | 8,5 | 78,2 | 78,4 | 13,8 | 13 | |
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | 13,3 | 11,9 | 82,9 | 85,6 | 2,5 | 2,4 | ||
Государственные театры г. Санкт-Петербурга | 1994 год | 1996 год | 1994 год | 1996 год | 1994 год | 1996 год | ||
20 | 30 | 75 | 60 | 5 | 10 |
Таблица 2 наглядно показывает, что в России, пока, технологии фандрейзинга в государственных театрах работают пока не эффективно. Поэтому рассмотрение американского опыта в третьей главе дипломной работы логично и актуально.