Модели финансирования культурных институтов: американская, европейская и российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.
Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу.
Культурным институтом является то, что имеет систему, процесс, свод правил, память и план. Благодаря этому институт воплощает и утверждает общие ценности, идеи, задачи и процедуры, посредством которого стремится завоевать признание и уважение своих целей.

Файлы: 1 файл

modeli financirovaniya kulturnyh institutov.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 

Существует и другая типология управления культурными процессами в русле культурной политики. Наиболее распространенными ее типами являются: патерналистская, популистская, эклектическая, социодинамическая.

Первый тип характеризуется сосредоточением нитей управления в руках государства. (Патер (от лат. patre — отец) — это смысло-образующий корень слова, указывающий на такой тип взаимоотношения государственных институтов и культуры, когда все предопределяется сверху).

Второй тип культурных взаимоотношений построен на свободном доступе к культурным ценностям. Регламентирующее начало в этом случае отодвигается на второй план. (Само слово (от лат. popularis) в переводе на русский язык означает «народный, полезный народу»).

Третий тип — эклектический (от лат. eklektikos — выбирающий), связан с различными формами индивидуального потребления культурных ценностей. Другими словами, в этом типе осуществления культурной политики нет доминирующего принципа, он формируется интересами множественных потребителей культуры.

Последний, социодинамический тип реализации культурной политики, ориентированной на количественное потребление культурных услуг и ценностей.

Объем влияния государства на реализацию культурной политики зависит от степени его развития: в странах развитого капитализма объем культурно-политической деятельности, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, - в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.

Важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.

В современной России государство по отношению к государственным учреждениям культуры выступает в роли Архитектора (см. Таблицу 2), а по отношению к частным некоммерческим организациям система отношений пока, к сожалению, не сформирована.

Таблица 2

Структура доходов в государственных театрах Свердловской области

и города Санкт-Петербурга

 

№№ пп

Наименования театров

структура доходов (в %)

собственные доходы

гос. бюджет

привлеченные средства

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Театры Екатеринбурга

1.

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета

18

16

81

83

0.6

0.5

2.

Свердловский государственный театр музыкальной комедии

18

18

75,1

81,3

7,4

0,8

3.

Екатеринбургский театр юного зрителя

30

34

58

64

12

2

4.

Екатеринбургский театр кукол

26

31

74

67

0

2

5.

Екатеринбургский театр ЩЕЛКУНЧИК

16

18

82

79

2

3

СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

21,6

23,4

74

74,9

4,4

1,7

Театры Свердловской области

6.

Нижнетагильский драматический театр драмы имени Мамина-Сибиряка

31

16

69,5

84,2

 

 

7.

Молодежный театр г. Н. Тагил

13

10

75

90

 

 

8.

МУК Нижнетагильский театр кукол

15

17

84,9

83,1

 

 

9.

МУК Новоуральский театр кукол

11

12

89,4

87,6

 

 

10.

Театр Драмы "Вариант"

(г. Первоуральск)

6,5

7,8

93,5

90,8

 

1,4

11.

Серовский театр драмы им. А.П. Чехова

8,6

12

90

85,2

1,4

2,5

12.

Театр драмы

г. Каменск-Уральского

8

8,5

78,2

78,4

13,8

13

СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

13,3

11,9

82,9

85,6

2,5

2,4

Государственные театры

г. Санкт-Петербурга

1994

год

1996

год

1994

год

1996

год

1994

год

1996

год

20

30

75

60

5

10

             

Таблица 2 наглядно показывает, что в России, пока, технологии фандрейзинга в государственных театрах работают пока не эффективно. Поэтому рассмотрение американского опыта в третьей главе дипломной работы логично и актуально.




Информация о работе Модели финансирования культурных институтов: американская, европейская и российская практика