Модели финансирования культурных институтов: американская, европейская и российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.
Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу.
Культурным институтом является то, что имеет систему, процесс, свод правил, память и план. Благодаря этому институт воплощает и утверждает общие ценности, идеи, задачи и процедуры, посредством которого стремится завоевать признание и уважение своих целей.

Файлы: 1 файл

modeli financirovaniya kulturnyh institutov.doc

— 91.00 Кб (Скачать)


6

 

Модели финансирования культурных институтов:

американская, европейская и российская практика

 

Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.

Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу.

Культурным институтом является то, что имеет систему, процесс, свод правил, память и план. Благодаря этому институт воплощает и утверждает общие ценности, идеи, задачи и процедуры, посредством которого стремится завоевать признание и уважение своих целей.

Культурный институт, какими бы ни были предмет и метод его деятельности или его местоположение, имеет дело с такими категориями, как своеобразие, память и творчество. Отражая культурный процесс, он формирует память. Используя память и творчество, он создает своеобразие, основу которого составляют системы ценностей и различные проявления данного народа или данного места. Ведь культура – это путеводная звезда, напоминающая обществу о его смыслах и целях. А культурный институт – посредник в этом процессе. И хотя культурные институты не обязательно создают постоянные собственные пространства – вспомним хотя бы о фестивальной традиции, радио- или телепрограмме, - все же музеи, галереи, театры и концертные залы занимают особое место среди прочих институтов – не в последнюю очередь потому, что они имеют такие гибкие и подвижные пространства. Это является их особым ресурсом. Могут ли институты другого типа занять их место?

Культурный институт можно определить как проводник «этоса». Приведем слова Джеффа Мальгана, который хорошо объясняет это понятие, следуя концепции Норманна Страуса: «Этос – это перспективное видение, объединяющее ряд ясных принципов и описание того, что должно быть достигнуто. Этос – инструмент восстановления последовательности и связности восприятия наших целей. Это – первейшая задача всякой организации… Организация предполагает понимание себя и понимание окружающего мира. Она требует способности к синтезу высокого уровня, примиряющему противоречивую информацию и конфликтующие групповые интересы. В любой новой ситуации организация реагирует адекватно, если у нее есть этос. Ее реакция предсказуема, когда принципы, которым она следует, прозрачны для всех… Определяя этос, правительство (или культурный институт) получает очень сильный инструмент, обозначающий приоритеты и ресурсы, представление об общей природе и цели, которое объединяет людей… Этос – инструмент принятия решений, ибо, когда возникают новые проблемы, их не приходится решать с нуля. Этос позволяет справляться с разнообразием или сложностью, соединяет прозрение с практикой…. Есть три уровня, между которыми должно существовать соответствие: метастратегия этоса, видение, этики и трансформации; ядерная стратегия менеджмента, контроля, правил, бюджетов, инициатив и мониторинга; базовая стратегия рутинных, повторяющихся действий».

Культурные институты действуют на конкурентной арене, где предлагаются различные системы и взгляды, направленные на то, чтобы сделать нашу жизнь осмысленной. С одной стороны, им противостоят новые развлекательные среды, а с другой – различные системы убеждений, к которым можно отнести: церковь и религии; местный или национальный патриотизм; различные социальные движения – от охраны окружающей среды до защиты прав человека; лояльность к друзьям и родственникам; потребительская сфера и даже работа. Какова роль всех этих систем, формирующих смыслы для современного человека? Являются ли более жизнеспособными те из них, что возникли недавно, в то время как старые продолжают существовать лишь в силу привычки (инерции)?

Очевидно, что все системы убеждений переживают трансформацию. Во многих странах традиционные религии вытесняются из современной жизни, и одним из ответов является возрождение религиозного фундаментализма. С началом глобализации меняются представления о своеобразии национальных культур. Быть может, наиболее значимое из всех – это изменение отношений между культурой и природой. Экологический кризис привел к тому, что культура проиграла природе в борьбе за смыслы и ценности. Впрочем, само природопользование и восприятие природы, несомненно, является фактом культуры.

В общем плане принято выделять некоторые основные типы поддержки духовного производства и художественной культуры, а по сути - управления ее развитием, существовавшие в разные эпохи:

       государственный, подчинённый централизованному аппарату власти;

       церковный, опирающийся на поддержку религиозного института;

       меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов;

       ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготавливался на местный рынок или на заказ;

       коммерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями;

       самообеспечение культуры через самостоятельные институты (образование, творческие организации, индустрия культуры).

Характеристика масштабов помощи современного государства социально- культурным институтам раскрыта в своеобразной типологии двух американских ученых Хиллмана-Чартрана Г. и Мак-Кохи К.

Первая роль - Помощник. Государство финансирует искусство путем установления налоговых льгот для частных лиц или корпораций, жертвующих деньги на искусство (но не прямыми дотациями).

Сила подобной системы заключается в разнообразии источников субсидирования, которые она создает. При этом частные лица, корпорации и фонды сами выбирают объекты своей поддержки, что выявляет зависимость этой деятельности от вкуса меценатов. Поэтому стандарты профессионального художественного творчества не всегда поддерживаются и экономический статус художника и учреждения искусства полностью зависит от кассового сбора, финансового состояния отдельных патронов.

До 1965 года и, частично, позже эту роль по отношению к искусству играло и играет государство в США. В основе американской модели (типа) лежит принцип изъятия пожертвований некоммерческими организациям из суммы налогооблагаемых доходов. Функции государства при этом сводятся к роли "вдохновителя" и "помощника". Для этого используется соответствующий механизм - сокращение налогооблагаемой базы на сумму переданных благотворительных пожертвований. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения прибыли и сверхприбыли именно крупным фирмам выгодно тратить на благотворительность.

Конечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть доходов. Но зато объем средств, направленных на социальные нужды, оказывается больше суммы недополученных налогов. Кроме того, правительство освобождается от забот относительно определения целесообразности затрат на культуру, от забот, связанных с распределением средств и техническим контролем их использования. Никакие амбиции властей не в состоянии предусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие культурных процессов. Поэтому выигрывает, в конечном счете, не только фирма, но и государство в целом

Вторая модель (тип) - государство выступает в роли ПАТРОНА, выделяет общую сумму дотаций, но не вмешивается в ее распределение, доверяя это специально созданным общественным структурам, действующим в соответствии с принципом “длинной руки” (или “вытянутой руки”), когда в повседневной работе по распределению финансовых средств политики и бюрократы не принимают в ней прямого участия. Этот принцип призван оградить деятелей культуры и искусства от политического давления или незаконной цензуры.

Принцип “длинной руки” обеспечивается и системой “оценки равным равного”, берущего начало в традиционном английском праве, согласно которому судить другого может только равный по положению, т.е. художника может судить только художник, а при принятии решения о предоставлении субсидий должны участвовать представители мира искусства. Этот принцип предусматривает также, что проверка обязательств ни в коем случае не затрагивает право учреждений и деятелей искусства на полную самостоятельность.

Ярким примером государства-патрона является Великобритания, правительство которой приняло на себя эту роль во время Второй мировой войны. Именно тогда был создан Комитет по образованию, музыке и искусству с целью поднятия морального духа нации. Через этот Комитет и распределялись средства. После войны он был преобразован в Совет по искусству Великобритании.

Третья роль - Архитектора. Государство финансирует искусство через министерство или департамент культуры. Искусство поддерживается как часть программы социального благоденствия, поэтому предпочтение отдается ориентации на массовые запросы и вкусы населения. Такая политика, средства на реализацию которой распределяются чиновниками, может привести к упадку творческого процесса. Этому способствует и экономический статус художника, который определяется членством в официальных союзах, а также полная финансовая зависимость учреждений культуры от правительства. Положительным в этой политике можно считать художественную независимость учреждений и деятелей искусства от политики правительства, их независимость от немедленного кассового успеха.

Роль Архитектора определяется той системой, которая была создана европейскими монархиями 17-18 в.в. В ХХ веке в большинстве западноевропейских стран эту роль приняли на себя партии, пришедшие к власти после второй мировой войны. Роль Архитектора активно воплощает правительство Нидерландов, которое финансирует искусство на долгосрочной основе и обеспечивает гарантированный ежегодный доход художникам-одиночкам в области изобразительного искусства.

Четвертая роль - Инженера. Государство владеет всеми средствами художественного производства и поддерживает лишь то искусство, которое отвечает выработанным политическим и идеологическим стандартам. Оно не поддерживает творческий процесс в целом и стремится подчинить искусство политическим и коммерческим целям, вследствие чего возможно появление подпольного (underground) искусства и развития различных субкультур. Решения о финансировании принимаются политическими эмиссарами и направлены, в первую очередь, на политическое воспитание населения и лишь потом - на достижение художественного совершенства. Экономический статус художника определяется его членством в официальных союзах, учреждения культуры полностью зависят от проводимой ведущей партией и правительством политики.

Роль Инженера находят привлекательной многие западные страны, которые стремятся подчинить искусство законам рынка, когда мотив прибыли или “капиталистический реализм” играет идеологическую роль, аналогичную “соцреализму”. Считается, что правительство СССР стало играть роль Инженера в чистом виде с 1932 года, когда была официально принята доктрина “соцреализма”.

При анализе государственной культурной политики в разных странах условно выделяют три модели (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Модели финансирования культурных институтов:

американская и европейская практика

 

Тип финансирования

доля в % от общего дохода

 

 

сборы

помощь, в т.ч.

 

 

всего

от

центральной государственной власти

от местных властей

частные вклады

РОМАНСКИЙ

10-30%

70-90

50-60

20-30

0

ГЕРМАНСКИЙ

15-20

80-85

0-1

80-84

0

АМЕРИКАНСКИЙ

55-65

35-45

0-2

0-3

35-40

Информация о работе Модели финансирования культурных институтов: американская, европейская и российская практика