Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:23, доклад
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.
Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов выражала мифологическую картину мира.
Мифологическая картина мира. Своеобразие мифологического мышления.
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.
Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов выражала мифологическую картину мира.
В качестве оснований, связывающих наглядные образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-родственными связями первобытной общины. Человек переносил на окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.
В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и свойств; пространственных и временных отношений; правды и «поэзии» и др. Миф нес в себе не только определенное обобщение и понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощущение. Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувственно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и выражались желания, ожидания, страдания человека, его эмоциональные порывы. Для мифа свойственны и высокая эмоционально-аффективная напряженность, и значительный динамизм воображения, иконическая полнота воспроизведения содержания памяти, синкретичность и полифункциональность наглядно-чувственных образов.
Своеобразие
мифа в том, что он не нацелен на
выявление объективных
В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. В мифе выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его индивидуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, не разделяющие закономерные и случайные черты предмета. В мифологии имеет место неполная обратимость логических операций (если А + В = С, то для первобытного сознания С — В может быть и не равно А), следствием чего является нечувствительность мифа к логическим противоречиям.
Таким
образом, мыслительная деятельность на
уровне мифологического сознания качественно
отлична от понятийно-мыслительной
деятельности эпохи цивилизации. Основные
черты наглядно-образного
- преобладание умозаключений по аналогии;
- обобщение на основе подражания;
- недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
- неполнота
обратимости логических
- неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.
К этим чертам можно добавить: трансдуктивный характер связи абстракций (наряду с дедукцией и индукцией); определение предмета по одной его несущественной характеристике; характеристика объекта не на основе выявления соподчинения и иерархической организации его свойств, а посредством простого соединения, связывания известных его свойств (вперемешку существенных и несущественных) и др.
Этнографические
исследования показали, что в системе
мифологического мышления предметы
классифицировались не на основе логических
операций, а через наглядные
Но в то же время миф есть и некоторое своеобразное объяснение мира. Оно определяется прежде всего особыми трактовками причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо событие с точки зрения мифологии — значит рассказать о том, как оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. Причинные связи (как и все другие) первобытный человек выделял в своей деятельности, но фиксировал их как связи между целями и результатами своей деятельности. Поэтому и саму причинность он представлял сначала лишь как волевое действие, акт некоторого созидания.
В мифе
существуют также свое, особое мифологическое
время и мифологическое пространство.
Мифологическое время — это некое
далекое прошлое, время Творения
Мира богами, «Время великих сновидений»,
которое качественно отличается
от настоящего, от современности. Вместе
с тем время Творения — это
некая модель, образец современных
событий. В мифе все современные
события происходят по аналогии с
событиями далекого мифологического
времени. И только из этой аналогии
могут быть объяснены. Мифологическое
время легко переходит в
Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифологическое пространство рода. В этом пространстве можно легко перейти из прошлого в настоящее, и наоборот — из настоящего в прошлое. Силы, породившие род, не исчезли, они продолжают существовать, и человек верит, что может легко перейти из пространства окружающих его физических вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти).
Таким образом, вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа, событий мифологического времени и пространства. Отсюда беспроблемность мифологического объяснения: миф как некоторое миропонимание не нуждался в проверке и обосновании.
Важно также отметить и повествовательность мифа. Мифологическое объяснение есть некоторое повествование, развернутый рассказ о совокупности и последовательности прошлых событий. Повествовательность мифа стала источником народных эпосов, а затем и эпического искусства.
Но миф не был застывшей совокупностью образов. Миф предполагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном взаимодействии образов, их соотнесении. Важнейшей стороной взаимодействия мифологических образов выступало выявление их противоречивых сторон. Отношения природной среды воспроизводятся мифом в виде бинарно-ритмических оппозиций: пространственно-временных (день — ночь, верх — низ, право — лею, небо — земля и др.); социальных (мы — они, старшие — младшие и др.); на стыке природного и культурного миров (огонь — вода, вареное — сырое и др.); цветовых (красное — белое — черное и др.) и т.п.
Вещам окружающего человека мира (обрядам, предметам быта, одежде, жилью, орудиям труда, украшениям и др.) система мифов придавала определенную символическую значимость, ценность. В мифологическом сознании вещи носили иерархизированный характер. Мифы как бы накладывали на вещи социальные характеристики. Все значимые для человека вещи были реализацией некоторого мифического замысла. Миф выступал и как совокупность чувственных образов, и как неразрывно связанная с такими образами система ценностей. Мифологическая система ценностей определяла знаково-символический статус вещей, поступков людей. В мифе была заложена некоторая система прото-моральных регулятивов, норм и ценностей.
Трансформация мифологического сознания,возникновение философии мышления.
Философия, как одно из высших проявлений человеческого духа, есть результат длительного развития человека, его мысли и сознания. От эпохи появления человека сознательного (Homo Sapiens) до времен человека, осознавшего себя в тех или иных формах знания, прошло несколько десятков тысяч лет. В эти тысячелетия человек, тем не менее, познавал мир, самого себя и окружающую природу. Формировались воззрения на мир в форме мифических и религиозных представлений. Существует два понимания мифа -богословское и этнографическое. В богословской трактовке миф - это первобытная религия истинного богопознания, прарелигия, претерпевающая искажения вследствие грехопадения человека. Этнографическое понимание мифа опирается на эволюционизм и ассоциируется с "наивной" стадией культуры, которая, претерпев прогрессивные изменения, постепенно исчезает. Поэтому допустимо говорить о едином религиозно-мифологическом сознании. Оно имеет след. хар-ки: 1)нет разграничений на объект. и субъективное (природа очеловечена); 2)миф конкретен. В нём не содер-ся моменты отвлечённости. Миф-конкр. деят-ть чел-ка, его практика; 3)Миф ограничен пространством(горизонтом); 4)В мифе нет намека на научность мысли. Религиозно-мифологические боги - это персонифицированные человеческие качества, воздействующие на человека как естественные природные силы (Зевс - справедливость, Афина - мудрость, Афродита - любовь и т.д.). Значение религиозно-мифологического сознания для возникновения философии заключается, прежде всего, в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие из вопросов, составившие впоследствии каркас предмета философских рассуждении (мир, человек, душа, тело, добро, мудрость, справедливость и т.п.). Мифич. произведения в Др.Греции - "Илиада" и "Одиссея" Гомера и «Теогония» и "Творение и дни". В них очень интес. размышления о мире, о его происхождении. Порядку предшествовал хаос - источник жизни мира, из него возникли весь мир и бессмертные боги, как-то: и богиня земли Гея, и мягкая все оживляющая любовь - Эрос, и вечный мрак - Эреб, и темная ночь - Нюкта, от соединения которых, появляются вечный свет - Эфир и радостный светлый день -Гемера. Богиня Земли Гея порождает горы, море и голубое небо - Уран. Затем от брака Геи и Урана рождается все остальное в мире.
В ходе "торжества" разума миф преодолевался, вытеснялся, но в то же время сохранялся как элемент культуры, и философии. Хорошо об этом сказал Н. Бердяев: "Философия постоянно боролась против религиозных народных верований, против мифологических элементов в религии, против традиций. Сократ пал жертвой этой борьбы. Философия начинается с борьбы против мифа, но кончается она тем, что приходит к мифу как увенчанию философского познания. Так было у Платона, у которого познание через понятие переходит в познание через миф. Миф лежит и в основании немецкого идеализма, его можно открыть у Гегеля". Второй исток - науч. знание. «Победе» философского Логоса над мифом способствовало также развитие науки и научных форм познания. Для древнегреческой философии таковыми могли быть математические, астрономические, медицинские, агрономические сведения. У первых греческих мыслителей научное знание приобретает принципиально новый характер. Оно трансформируется в своеобразную "философию науки" («философия математики, числа и космоса» у Пифагора. Представление об идеальных конструкциях, сущностях, возникших на основе разума, есть уже философия. Древ. философия предстает не в качестве единого потока, а распадается на отдельные "ручьи", "ответвления". У каждого из известных философов своя философия, свои представления о мире, человеке, свой понятийный аппарат. И все это возникает в одних и тех же социально-экономических условиях, в одном культурном слое, при поклонении одним и тем же богам. От понятия "истока" следует отличать понятие "источник" философии. Первое означает исходное начало, первоисток философии в целом, каковым являются рассмотренные формы знания. Второе - то, что дает начало отдельному философскому направлению, школе, концепции. Источники философии являются предметом источниковедения как вспомогательной науки о методах изучения и использования различных философских и связанных с ними материалов (рукописи, архивные материалы, статьи, книги, письма и т.п.). Важн. условие формирование филос. учений - филос.школа - школа единомышленников, занятых решением одной проблемы.
Философская школа - это своеобразная "философская семья", в которой происходит "пестование" философа, здесь он укрывается от различных нападок, приобретая необходимую социальную защиту. Развитие философии от древности до наших дней есть, по существу, становление и формирование философских школ.
Особенности
мифологического
мышления
Несмотря на то, что мифологическое мышление[3] является древнейшим способом осмысления окружающего мира, мифология в целом и мифологическое мышление[4] в частности до сих пор является важнейшим, если не доминирующим, аспектом в рамках традиционной славянской духовной культуры (родноверия). Миф, в его истинном, (а не современном приземлено-вульгарном) значении – это, предельно упрощая, способ понятными образами описать не до конца понятные явления, универсальный способ описания Божественного, надчеловеческое, изложенное в более или менее доступной форме. Поэтому основная цель мифотворчества и мифологического мышления – выявить органичную связь между определёнными вещами/явлениями, наблюдаемыми в окружающем мире, с целью дальнейшего взаимодействия с наблюдаемыми явлениями либо личного воздействия на них. Именно поэтому мифологическое мышление практично. Оно изначально было направлено отнюдь не на отвлечённое, пассивное наблюдение за миром, а предназначено непосредственно для активной жизни в нём. Не менее значимым является ещё и тот факт, что, в конечном итоге – мифология и традиционное мифотворчество является самовыражением народа, его духовностью, если угодно.
Говоря
о том же с точки зрения религии:
миф – это результат
Поэтому вполне можно сказать что если через различные явления природы Боги открывают нам себя, то через миф Боги говорят с нами.
Мифологическое
мышление, будучи предтечей мышления
научного, заключало в себе всю
сумму человеческих знаний о мире
– как духовно-религиозного, так
и сугубо бытового характера. Именно
поэтому языческие жрецы в
древности одновременно выполняли
и функции учёных, а различные
учебные заведения зачастую действовали
при религиозно-культовых