Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:56, реферат
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей раз-личные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значи-мых проявлений.
Введение 3
1. Понятие,исторические условия и этапы становления массовой культуры. 5
1.1. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. 7
1.2.. Философские основы массовой культуры 8
2. Элитарная культура как антипод массовой культуры 13
Заключение 16
Список используемой литературы 19
В эпоху Ренессанса обнаружилось, что человек заключает в себе не только духовное, но и чувственное начало. Человек должен был стремиться не только к духовному, но и к физическому совершенству. Активность человека Нового времени была направлена не только во внутренний мир, но и в большей степени на окружающую его среду. Отсюда освоение вновь открытых материков и земель, быстрое развитие торговли, промышленности, науки. Человек загорался верой в беспредельные возможности своего разума.
Буржуазное общество, требующее от своих членов определённого уровня образования, как будто создаёт условия для доступности культуры и возможности культурного творчества для всех. В буржуазном обществе мир культуры, рассматривается индивидом сквозь призму утилитарных потребностей, которые обусловлены его социальной ролью. Человек тут не является творцом, а лишь эксплуатирует творческую деятельность, подчиняя её своим интересам. А то, что он действительно может создавать, направлено как раз против культуры, служит её отчуждению и разрушению. В качестве примера может служить деятельность "звезд" кино, эстрады, литературы и т.п.
В капиталистическом обществе отчуждающее действие системы духовного производства распространяется и на представителей самого господствующего класса. Хотя осуществляемые им функции управления значение общесоциальных, всеобщих, но, став собственностью этого класса, они сразу начинают терять содержательность всеобщности. Деятельность служителей этого класса становится уже не средством удовлетворения потребностей общества, а средством удовлетворения их индивидуальных потребностей. Всеобщее же содержание этой деятельности и им самим представляется как чуждое. Таким образом, класс, отстранивший другие классы от развития, сам становится духовно ограниченным. Монополия творчества неизбежно в конце концов оборачивается творческим бесплодием самих "монополистов".
В капиталистическом обществе творческие личности выступают как рабочая сила, а произведения — как потребительская стоимость. Поэтому художника из сферы "массовой культуры" оценивают прежде всего по производительности, по распространению, по реакции аудитории, прежде всего, по прибыли и показателям убытка. Основной чертой "массовой культуры" являются рыночные умонастроения, которые трактуют искусство, науку, религию, политику как предметы потребления, подчинённые соображениям прибыли, а не внутренней логике содержания.
Список используемой литературы:
1. Радугин А.А. «Культурология», Москва «Центр» 2001 г.
2. Марченко Ю.Г., Мамай И.И., «Культурология», Новосибирск «РАН» 1995.
3. Кравченко И.Т., «Культурология», «Академический проект» 2000 г.
4. Пархоменко И.Т.,
Радугин А.А., «Культурология в вопросах
и ответах», Москва «Центр» 2001 г.