Самая распространенная форма
– моногамия (единобрачие). Для европейской
морали, основанной на христианстве, эта
форма семьи в наибольшей степени способствует
равенству, справедливости и любовным
отношениям между полами.
В странах исламской цивилизации,
а также в большинстве аборигенных
первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи
практически отсутствуют одинокие женщины,
но не может быть речи даже об относительном
равенстве между мужчиной и женщиной,
а любовь между супругами приобретает
несимметричный характер.
Полиандрия (многомужество) существует
в крайне незначительном числе культур
(например, в тибетском королевстве Мустанг)
и обусловлена факторами демографического
и хозяйственного плана, прежде всего,
необходимостью сдерживать рост народонаселения.
В данной системе обездолено большинство
женщин, которые лишены возможности быть
любимыми, вступить в брак и родить детей.
В нравственном отношении
моногамия более предпочтительна,
чем другие формы семьи. Она более
соответствует человеческой природе.
Однако далеко не каждые два человека,
даже искренне и страстно влюбленные,
могут образовать нравственно полноценную
семью, да и сам этот процесс требует
длительных, порой очень тяжелых
усилий по взаимной гармонизации.
Нравственную основу семьи
составляет специфический спектр ценностей.
Ее ядро образуют два человека, соединяющихся
из-за того, что для каждого из
них другой представляется самым
ценным. Распад семьи происходит вследствие
разрушения этого сугубо избирательного
ценностного отношения. Даже если супруги
продолжают жить вместе, но потеряли друг
для друга всякую ценность, семьи
больше нет, она продолжает существовать
чисто номинально, не выполняя своего
главного нравственного предназначения.
Для семьи нужна готовность
принимать другого человека таким,
каков он есть, не пытаясь переделать
его на свой лад; радоваться его успехам,
поддерживать в кризисные моменты.
Устойчивость к неизбежным потрясениям
приобретает та семья, где сложилось
ясное распределение обязанностей,
выработан механизм принятия решений
с учетом интересов всех членов.
Будучи ячейкой общества, семья вбирает
в себя все механизмы нравственной
регуляции поведения, но усиливает
их действие, поскольку связи в
ней носят непосредственный, интимный
характер.
Кризис современной семьи,
выразившийся в росте разводов и
одиноких людей, снижении рождаемости
и обособлении поколений, уменьшает
нравственную защищенность человека и
уровень его удовлетворенности
жизнью. Перспективы его преодоления
пока достаточно призрачны. Осторожные
надежды внушает общая стабилизация
жизни, целенаправленная социальная политика,
укрепление духовных устоев.
- Соловьев В. С. Смысл любви. - В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат, 1991.
- Ивин А.А. Философия любви. - А.А. Ивин, Политиздат, М. 1990 г.
Голубева Г.А. Этика. Учебник/ Г.А. Голубева М.: Издательство «Экзамен» 2005 - 320с. ( Серия учебник для вузов)
Разин А.В. Этика. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект 2004 - 624с. ( Классический университетский учебник)
Попов Л.А. Этика. Курс лекций М.: Центр 1998.
- http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Фромм Э. Искусство любви
Философия любви
по В.Соловьеву «Смысл любви»
Среди
философских размышлений о любви,
заметная роль принадлежит русскому
философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву.
Его работа «Смысл любви»- самая
яркая и запоминающаяся из всего
написанного о любви. Обычная
забота о самом себе как бы вдруг
резко меняет направление, переходя
на другого человека. Его интересы,
его заботы делаются теперь твоими.
Перенося свое внимание на другого
человека, проявляя трогательную заботу
о нем, происходит любопытная ситуация
- эта забота о любимом как бы
проходит сквозь мощный усилитель и
делается намного сильнее, чем забота
о самом себе. Более того, только
большая любовь раскрывает духовно-творческий
потенциал личности. Это признается
почти каждым, даже никогда не испытавшим
на себе этого высокого чувства. Владимир
Соловьев понимает любовь не только лишь
как субъективно-человеческое чувство,
любовь для него выступает как
космическая, сверхприродная сила, действующая
в природе, обществе, человеке. Это
сила взаимного притяжения. Человеческая
любовь, прежде всего любовь половая,
есть одно из проявлений любви космической.
Именно половая любовь, по мнению великого
русского философа, лежит в основе
всех других видов любви - любви братской,
родительской, любви к благу, истине
и красоте. Любовь, согласно Соловьеву,
помимо того, что ценна сама по себе,
призвана выполнить в человеческой
жизни многообразные функции.
*Только
через любовь человек открывает
и познает безусловное достоинство
личности - своей и чужой. «
Смысл человеческой любви вообще
есть оправдание и спасение
индивидуальности чрез жертву
эгоизма». Ложь эгоизма не в
абсолютной самооценке субъекта,
« а в том, что, приписывая
себе по справедливости безусловное
значение, он несправедливо отказывает
другим в этом значении; признавая
себя центром жизни, каков он
и есть в самом деле, он других
относит к окружности своего
бытия…». И только через любовь
человек воспринимает других
людей в качестве таких же
абсолютных центров, каким он
представляется себе.
*Сила
любви открывает нам идеальный
образ любимого и образ идеального
человека вообще. Любя, мы видим
предмет любви таким, каким
он «должен быть». Мы обнаруживаем
его лучшие качества, которые
при равнодушном отношении остаются
незамеченными. Любящий, действительно,
воспринимает не то, что другие.
Только любя, мы способны усмотреть
в другом человеке, возможно, еще
не реализовавшиеся черты характера,
способности и таланты. Любовь
не вводит в заблуждение. «
Сила любви, переходя в свет,
преобразуя и одухотворяя форму
внешних явлений, открывает нам
свою объективную мощь, но затем
уже дело за нами; мы сами
должны понять это откровение
и воспользоваться им, чтобы оно
не осталось мимолетным и загадочным
проблеском какой-то тайны».
*Половая
любовь соединяет материально
и духовно существа мужского
и женского пола. Вне половой
любви человека как такового
нет: существуют лишь раздельные
половины человека, мужская и
женская, которые в своей отдельности
не представляют человека как
такового. «Создать истинного человека,
как свободное единство мужского
и женского начала, сохраняющих
свою формальную обособленность,
но преодолевших свою существенную
рознь и распадение, - это и
есть собственная ближайшая задача
любви».
*Любовь
- не есть только лишь сфера
частной жизни. Любовь значима
для жизни общественной. Любовь
укрепляет интерес человека к
социальной жизни, пробуждая у
него заботу о других людях,
вызывая душевный трепет и
изъявление высоких чувств. Это
происходит потому, что любовь
проявляется как внутренняя, чисто
человеческая потребность «отдать
самого себя» другому человеку
и одновременно сделать его
«своим», а в эмоциональном
пределе и «слиться» с ним.