Любовь как высшая ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:13, реферат

Краткое описание

В широком смысле любовь — это нравственно - эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Файлы: 1 файл

Любовь как высшая ценность.docx

— 31.24 Кб (Скачать)

 

Любовь как  высшая ценность

В широком смысле любовь — это нравственно - эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Любовь — чувство целенаправленной привязанности к субъекту или  объекту, требующее постоянных и  тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может  быть все, что угодно, в то время  как дружба — это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме  того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы  и способы проявления. Любовь относится  к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и  создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя  свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь —  это отношение только к конкретному  человеку, к объекту любви. Если человек  любит только одного, это установка  расширенного эгоизма, любовь — это  форма отношения к миру в целом.

Общие признаки любви: потребность  в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно  любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что  любишь, наслаждаться близостью с  объектом любви. Нельзя сказать, что  любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к  шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей  стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения  человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально  опасна.

Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, то есть открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка — Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Индивидуальная половая  любовь — межличностное единство с другим человеком. Однако можно  ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого  человека. Таким образом, мы побуждаем  другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность  любить, отдавая зависит от развития личности.

Древние греки различали  четыре вида любви:

Эрос — восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в  ней много эгоцентризма. Она «мужского типа».

 Филиа — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе — альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая  на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему.

Стпорге — любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих.

Этическая, нравственная природа  любви глубоко раскрыта русским философом Владимиром Соловьевым в трактате «Смысл любви». По Соловьеву, смысл человеческой любви есть «оправдание и спасение индивидуальности через жертвы эгоизма». Любовь — не только субъективное переживание, но и активное вторжение в жизнь. Как дар речи состоит не в говорении самом по себе, а в передаче мысли через слово, так истинное назначение любви не в простом переживании чувства, а в том, что благодаря нему совершается преображение социальной и природной среды.

Соловьев видит у любви  пять возможных путей развития –два ложных и три истинных. Первый ложный путь любви — «адский» — мучительная  неразделенная страсть. Второй, тоже ложный – «животный» — неразборчивое  удовлетворение полового влечения. Третий путь (первый истинный) — брак. Четвертый  — аскетизм. Высший, пятый путь —  это Божественная любовь, когда перед  нами предстает не пол — «половина  человека», а целый человек в соединении мужского и женского начала. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви — увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена. При этом суть, смысл любви определяется им через меру. Но, как и чем можно измерить любовь? Определить это очень сложно. Никто не смог сделать это так точно, как Блаженный Августин, сказавший: «Мера любви — это любовь без меры».

Любовь — величайшая ценность, свойство и право свободного человека…  Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает  особая эстетика любви — тяга человека к совершенной жизни, которая  строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая  ему преодолеть чувство изоляции и одиночества.

Однако любовь — это  не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - искусство, требующее  от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов  любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь как давание  — это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающие  ответную любовь - это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать, а не брать.

Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна, она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, духовных потребностей другого человека.

Уважение в любви —  это способность видеть и принимать  человека таким, каков он есть, а  не таким, каким он необходим мне  в качестве средства для моих целей. Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность  были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание - необходимый  аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека и реализовать все другие аспекты  любви. Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов.

Искусство любви Эриха  Фромма.

Эрих Фромм немецко-американский философ, ведущий представитель  неофрейдизма утверждал, что способность  любить важнейшая черта человеческой личности.

Фромм утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это  всего лишь инстинкт. Он также говорит, что люди заблуждаются, когда думают, что любовь приходит совершенно независимо от человека - как не подвластный  ему инстинкт или как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего в том умеет  ли человек любить. Фромм сравнивает способность любить, например, со способностью рисовать: например человек хочет  научиться хорошо рисовать, а вместо того что бы учиться просто будет  сидеть и ждать случая появления  какого-либо предмета, воображая будто  тогда он сразу станет потрясающим  художником. Звучит глупо, неправда ли, ведь что бы стать профессионалом, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Точно также обстоит  и с любовью, говорит Фромм.

Прежде чем начать говорить из чего же складываются умения любить, Фромм пытается объяснить, почему люди любят друг друга. «Любовь - это путь преодоления отделенности людей  друг от друга».11 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Одинокое существование человека невыносимо для него, одиночество всегда его тревожит. Фромм рассматривает несколько способов при помощи, которых человек может вырваться из одиночества.

«Один путь достижения этой цели составляют все виды оргиастических состояний».22 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Это, например, может быть транс, в который человек вводит себя при помощи самовнушения или наркотиков, а также алкоголя и секса. «В состоянии экзальтации для человека исчезает внешний мир, а вместе с ним и чувство отделенности от него».11 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm После оргиастического переживания у человека спадает тревога, связанная с одиночеством, на некоторое время, но потом она вновь возникает.

Другой способ преодоления  одиночества это единение с группой. «В современном западном обществе единение с группой еще и ныне представляет собой преобладающий способ преодоления  личной отделенности».22 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htmФромм говорит, что это вид решений данной проблемы требует от личности умение приспособиться. То есть если человек чтобы быть принятым в группу, должен поступиться своим личным достоинством, и подчиниться правилам стада. Хотя философ замечает, что в этом единение «человек в значительной степени утрачивает себя как индивид».33 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Но на самом деле люди хотят приспособиться в гораздо большей степени, чем они вынуждены приспосабливаться. Этот способ более длителен, чем впадение в оргиастические состояния, но оно также не снимает чувство тревоги.

Третий способ это погружение в творческую деятельность. «В любом  виде работы творческий человек объединяет себя с преобразуемым материалом, олицетворяющим внешний мир».44 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Человек, который творит, объединяет себя с этим миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих ни утраты мира, ни утраты индивидуальности. Но это реально только для того труда, в котором мастер сам планирует, производит и видит его реальный результат.

Но у всех трех способов есть недостатки. Единение, достигаемое  в созидательной работе не межличностное. Единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, преходяще. Единение, достигаемое  приспособлением, уничтожает личность. Следовательно, оно дает только частичное  разрешение проблемы существования, бытия  человека.

«Полное - в достижении межличностного единения, слияния своего "я" и "я" другого человека, то есть в  любви»11 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm. Любовь является подлинным единением двух людей. Причем Фромм отмечает, что любовью можно называть лишь ее зрелую форму, а незрелые - это не любовь. Незрелые формы любви Фром называет симбиотическим союзом.

 

Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное стремление, и потребность, и в этом качестве – высшая форма межличностного общения.

Древнее общество не знало любви  в нашем понимании этого слова: любви-привязанности одного человека к другому, мужчины и женщины. Семья как общественная группа выполняла  задачи экономического обеспечения, обеспечения  безопасности ее членов и воспроизводства  населения. Мы можем предполагать, что  в культуре этого общества не было такой ценности, как индивидуальная любовь, будь то любовь родительская, братская или эротическая. И далее в  течение длительной человеческой истории  семейная жизнь и любовные переживания существуют раздельно, знаменуя собой либо разные возрастные этапы, либо разные сферы частной жизни человека. Отражение именно такого положения вещей можно увидеть в произведения искусства любой эпохи: супружеская любовь представляется как привычка или притворство, скрывающие пресыщение, скуку и конфликт.

Любовь как ценность и условие  брака утверждается в общественном мировоззрении, культуре и обыденном  сознании к концу XIX в. Можно утверждать, что в XX в. в Европе, Америке и  России стало считаться безнравственным  заключать браки без любви. В  России такие властители дум, как  Толстой, Тургенев, Чехов пытались доказать пошлость и аморальность брака, построенного на расчете и необходимости.

Моральные ценности семьи

Важнейшим институтом, созданным  культурой для регуляции отношений  между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.

В семейной обстановке формируется  представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и  детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и  духовный аспекты.

Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая  культура создала три основные формы  семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами  являются моногамия, полигамия и  полиандрия.

Информация о работе Любовь как высшая ценность