Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:32, реферат
Клод Леви-Стросс, выдающийся антрополог, культуролог, социолог, философ, основатель школы антропологического структурализма.Родился 28 ноября 1908 года в Бельгии, в Брюсселе, в семье французов еврейского происхождения. Его отец, Реймон Леви был художником-портретистом, а дед по материнской линии, Эмиль Леви, — главным раввином Версаля. В 1909 году семья вернулась в Париж. После того, как Реймона Леви-Стросса призвали во французскую армию, мать Клода, Эмма Леви, уехала к родителям, поэтому будущий антрополог вырос в доме деда-раввина.
Леви-Стросс Клод (1908 - 2009)
Клод Леви-Стросс, выдающийся антрополог, культуролог, социолог, философ, основатель школы антропологического структурализма.Родился 28 ноября 1908 года в Бельгии, в Брюсселе, в семье французов еврейского происхождения. Его отец, Реймон Леви был художником-портретистом, а дед по материнской линии, Эмиль Леви, — главным раввином Версаля. В 1909 году семья вернулась в Париж. После того, как Реймона Леви-Стросса призвали во французскую армию, мать Клода, Эмма Леви, уехала к родителям, поэтому будущий антрополог вырос в доме деда-раввина. Несмотря на то, что этой семье соблюдались нормы еврейской религиозной жизни, бабушка Клода была свободомыслящей женщиной и в этом духе воспитала своих детей. Родители Леви-Стросса с уважением относились к национальным религиозным традициям и в то же время не брезговали светской жизнью — увлекались искусством, музыкой. В частности, благодаря влиянию прадеда, композитора Исаака Стросса, Клод с детства полюбил музыку. Когда Леви-Строссу исполнилось шестнадцать, он познакомился с трудами Карла Маркса, Канта, Гегеля, заинтересовался политикой и увлёкся идеями социализма.
Годы обучения прошли в Париже, в лицее Жансон-де-Селли, а затем в Сорбонне, где Клод изучал философию и право. В 1931 году Леви-Стросс получил диплом по специальности «философия». Помимо этого он посещал семинары Марселя Мосса — выдающегося этнографа и социолога, профессора, заведующего кафедрой истории религий «нецивилизованных народов» в Эколь практик. Наряду с этим Леви-Стросс являлся членом Французской секции Рабочего Интернационала, — его даже выдвигали кандидатом на кантональных выборах в 1932 году. Однако некоторое время спустя Леви-Стросс попал в автомобильную катастрофу, которая помешала его политической карьере. После окончания учёбы и службы в армии Леви-Стросс становится лицейским преподавателем, однако некоторое время спустя он выбирает другой путь — путь познания жизни. В 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус Клод уезжает в Бразилию и вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу, где в то время не хватало кадров с европейской подготовкой. Когда подошёл к концу первый учебный год, супруги отправились в экспедицию к индейцам племени кадиувеу и бороро. Богатейшая этнографическая коллекция (утварь, орудия охоты, украшения), собранная во время этой экспедиции, была представлена на выставке в Париже, благодаря чему Леви-Стросс получил финансовую поддержку для продолжения своей исследовательской работы. Во время следующей поездки в Бразилию Клод организовал уже «профессиональную» экспедицию к индейцам камбиквара и тупи-кавахиб. Об этой экспедиции, длившейся более года, Леви-Стросс расскажет в книге «Печальные тропики» (1955), которую начнёт словами: «Я ненавижу путешествия и путешественников. Но теперь и сам собираюсь поведать о своих экспедициях. Сколько потребовалось времени, чтобы решиться на это!» Книга рассказывает о впечатлениях и размышлениях европейского учёного, исследующего снаружи и изнутри нравы, обычаи и особенности мировосприятия аборигенов, живущих на Амазонке. Замечательна книга не только богатейшей «экзотикой», но и своеобразием её осмысления: автор делает попытку воссоздания системы символического мышления, присущего конкретной бесписьменной культуре. Если бы эта книга являлась романом, а не эссе, Леви-Стросс получил бы за неё Гонкуровскую премию.
В 1939 году Леви-Стросс возвращается в Париж, где некоторое время продолжает преподавательскую деятельность. Это время закончилось в 1940 году, когда правительство Виши издало первые законы против евреев. Леви-Стросс был смещён с должности преподавателя и оказался перед угрозой концлагеря. Его спасло приглашение на работу в США (программа Рокфеллера по спасению европейских учёных). В 1941 году Леви-Стросс отправляется в Америку в компании сюрреалиста Андре Бретона и ещё 218 «беженцев».
В Нью-Йорке Леви-Стросс читает лекции по социологии и этнологии. Там же он знакомится с крупнейшим лингвистом XX века Романом Осиповичем Якобсоном. Разработанный Якобсоном метод структурного анализа в терминах бинарных оппозиций оказал большое влияние на Леви-Стросса. Впоследствии он применит этот метод в анализе мифа, что и положит начало французскому структурализму. Благодаря общению с видными американскими этнологами, в частности, с Францем Боасом, Леви-Стросс познакомился с достижениями этнографии США.
В 1945 году Клод Леви-Стросс возвращается, во Францию, однако вскоре вновь уезжает в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. На этой должности он пробыл до 1947 года. Вернувшись в 1948 году в Париж, Леви-Стросс получил докторскую степень в Сорбонне за свои работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства».
В начале 1950-х
Леви-Стросс ведёт активную научную
и преподавательскую
В 1952 году Клод Леви-Стросс по заказу ЮНЕСКО пишет труд «Раса и история», посвящённый многообразию культур и межкультурным отношениям. В этой книге учёный показывает, что мировоззрение, основывающееся на односторонне толкуемой идее прогресса или однонаправленной исторической эволюции, само по себе может стать даже предпосылкой расизма, пытающегося обосновать успехи цивилизаций разных культур. Разнообразие культур имеет как объективные корни (специфические условия природной среды, географическое положение), так и субъективные — желание отличаться от своих соседей посредством развития оригинального стиля жизни. Также автор говорит об этноцентризме — отвержении чужой культуры, отождествлении себя с людьми, а всех прочих — с «варварами» и «дикарями». В качестве резюме Леви-Стросс даёт формулу: «Варвар — это прежде всего человек, верящий в варварство». Наиболее опасным заблуждением, по Леви-Строссу, является формула ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие состояния человеческих существ трактуются как различные стадии единого процесса развития, движущегося к одной и той же цели. Типичный пример такой ложной посылки — когда бесписьменные туземные племена XX века напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских культур, при том что так называемые «примитивные общества» прошли длительный путь развития и поэтому не являются первобытным состоянием человека. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связей с природой. Основополагающие установки по вопросам диалога культур, данные в этой работе, уже в течение сорока лет входят в учебные программы французских лицеев. В ещё одном известнейшем труде Леви-Стросса «Неприрученная мысль» показана вся полнота логических возможностей так называемого «первобытного мышления».
В 1958 году увидел свет первый том «Структурной антропологии» Леви-Стросса. Автор писал: «Природа правдивого проступает прежде всего в той тщательности, с которой она прячется». Это высказывание явилось лейтмотивом всей научной деятельности Клода Леви-Стросса, целью которой было выявление скрытых мотивов человеческих поступков. Про Леви-Стросса говорили: «Никто из антропологов не мог сравниться с ним (в том числе в преподавании) силой интеллекта, охватывавшего все дисциплины, имеющие отношение к человеку и творениям его рук».
В начале 1960 года Леви-Стросс становится руководителем кафедры социальной антропологии в Коллеж де Франс. Там он создаёт Лабораторию социальной антропологии, благодаря чему молодые учёные получают возможность вести исследовательскую работу. В Лаборатории готовились диссертации и организовывались экспедиции в самые разные уголки планеты. В 1961 году вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру Леви-Стросс основал антропологический журнал «Человек». В 1962 году увидела свет его книга «Тотемизм сегодня», рассказывающая о жизни людей в бесписьменных обществах, об используемом ими интеллектуальном инструментарии, об их способах обобщения и классификации. Этот труд принёс Леви-Строссу мировую известность. В Коллеж де Франс Леви-Стросс проработал вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.
В 2008 году Клоду Леви-Строссу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской Академии, дожившим до столь преклонного возраста. В этом же году Библиотека Плеяды начинает публиковать его работы, что обычно не делается при жизни автора.
30 октября 2009 года учёный скончался в Париже от сердечного приступа. 3 ноября он был похоронен в деревне Линьероль, Бургундия.
Клод Леви-Строс(с) (Levi-Strauss) (р. 1908)
франц. философ, социолог и этнограф, лидер Структурализма, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологич. исследований. Окончил Париж. ун-т. В 1935-39 проф. социологии ун-та в Сан-Паоло (Бразилия); предпринимает экспедиции для исследования бразильских индейцев. В 1942-45 проф. в Нью-Йорке, с 1946 преподает во Франции. В 1949 по инициативе ЮНЕСКО провел полевое исследование в Пакистане. В 1959 возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Член Франц. и многих иностр. академий. Его первая большая работа “Элементарные структуры родства” (1949) была встречена с одобрением, однако только после появления “Печальных тропиков” (1955), “Структурной антропологии” (1958) и “Мышления дикарей” (1962) Л.-С. получил широкую известность, и структурализм был признан самостоят. направлением.
Стремясь создать
Формирование
структуралистских
Стремясь преодолеть недостатки традиц. рационализма и эмпиризма, Л.-С. предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, — суперрационализм: его гл. идея в том, что универсальность человеч. природы заложена в подсознании, исследуя к-рое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки — “структурной антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии) коренятся в бессознательном, или в структуре человеч. ума, Л.-С. воспринял от лингвистов: де Соссюра, Якобсона и Н. Хомского. В рамках своей антропол. теории Л.-С. попытался наметить контуры общесоциол. теории, предполагающей объяснение человека и человеч.об-ва.
Он говорит о необходимости научной триады (этнографии, этнологии и антропологии), позволяющей, начав с регистрации конкр. фактов, перейти к первой стадии синтеза путем сравнит. метода, а затем к более высокой, конечной стадии синтеза — стадии структурной антропологии, выявляющей структурные элементы, совокупность к-рых составляет бессознат. структуру человеч.разума.
Многоплановость характерна не только для содержат. стороны сложной системы научных воззрений Л.-С., но и для эволюции его научных исследований. В них прослеживаются три осн. этапа: анализ структурной организации первобытных племен; совершенствование понятийного аппарата разрабатываемой им структурной антропологии; рассмотрение особенности “мышления дикарей” и сопоставит. анализ мифов амер. индейцев для более детального и углубленного изучения универсальных структур, лежащих в человеч. подсознании. Важнейшей работой первого этапа явилась дис. “Элементарные структуры родства” (1949). С помощью математика А. Вейля Л.-С. удалось построить математич. модели правил бракосочетания в архаич. об-ах австралийцев. Позднее Л.-С. писал о возможности применения ЭВМ для исследования мифа. Он явился пионером использования математич. моделей и ЭВМ в этнологии, его работы имеют существ. значение для математизации гуманитарного знания.
Для объяснения скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя Л.-С. применил принцип “взаимности”, предложенный одним из учеников Дюркгейма Моссом, считавшим этот принцип основой древнейшего обычая обмена подарками. Введя его в этнологию, Л.-С. стал рассматривать ее как науку, исследующую разные виды обменов в человеч. об-ве и тем самым сблизил ее с науками, исследующими обмены сообщениями, в том числе словесными, — с семиотикой и лингвистикой. В конечном счете Л.-С. склонился к рассмотрению этнологии как части семиотики.
Модели, выделенные посредством структуралистского метода, не отражают эмпирич. реальности и их не надо смешивать со структурами, которые изучали исследователи первобытного об-ва Радклифф-Браун и Малиновский. Тем не менее эти модели реальны, хотя и не являются предметом непосредств. наблюдения. “Чтобы достичь моделей, представляющих собой подлинную реальность, надо выйти за пределы конкретно воспринимаемой реальности”. Ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, они даны самой природой, являясь “отображением биол. характера человеч. мозга”. Выявив структуру разума, мы выявим структуру физич. реальности, сможем познать структуру Вселенной. Т.о. “антропология” Л.-С. решает проблему понимания не только человека и его культуры, но и природы. Структурализм — не просто метод, но мировоззрение, особая филос. система.
Ключевое место в творчестве Л.-С. занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии (что не преуменьшает заслуг Проппа, положившего начало структурному анализу в этой области). Л.-С. считал, что мифол. сознание адекватно отражает “анатомию ума”, и поэтому придавал проблеме структуры мифа исключит. значение, поскольку ему так и не удалась попытка раскрыть структуру разума с помощью анализа брачных норм и систем родства. Л.-С. совершил переход от символич. теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики. В статье “Структура мифа” (1955) он не только пытается применить к фольклору принципы структурной лингвистики, но и считает миф феноменом языка. Функция мифа усматривается в примирении исходных противоречий с природой, причем эта задача не решается, а только отодвигается и сглаживается, поскольку противопоставление крайних полюсов не устраняется, а заменяется парой противоположностей менее далеких.
В “Мышлении дикарей” (1962) Л.-С. вслед за Дюркгеймом, но убедительнее, доказывает, что важнейшая функция тотемизма заключается в классификации природных и социальных объектов. Мифол. мышление Л.-С. характеризует как способное к обобщениям, классификации и анализу, как вполне “научное”, логическое (в противоположность утверждениям Леви-Брюля – см. Леви-Брюль) и никак не зачаточное. Оно составило субстрат человеч. цивилизации и, по своей логике, в нек-рых аспектах предвосхитило совр. естествознание. Мифол. логика оперирует бинарными оппозициями типа небо/земля, день/ночь, правое/левое, причем обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики Л.-С. Анализируя их разнообразие и взаимопереходы, он показывает, что мифологичное мышление принципиально метафорично и его смысл раскрывается в бесконечных трансформациях образов. Л.-С. приписывает бинарности универсальный характер, хотя механизм человеч. мышления не сводится к бинарным оппозициям — он несравненно более сложен.