Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:09, контрольная работа
В понимании культурного многообразия эпох и народов особое место занимает самосознание культур, проявляющееся в их художественно- образных компонентах. Культура, рефлексирующая в поисках собственного смысла, проявляет себя в духовно- содержательном, морфологическом и институциональном аспектах, образуя при этом специфическое пространство самопознания- художественную культуру.
Введение. 3
1. Теоретические основания изучения культуры. 4
2. Предмет культурологического знания. 6
3. Метод культурологического знания. 8
4. Сущность культуры. 10
Заключение. 14
Используемая литература: 15
Было бы нелепо отрицать значение культуры, ее ценностей, ибо они цель, результат и способ человеческой деятельности. Но и любое проявление творческой свободы, гениальности, выходящие за пределы господствующей системы культурных ценностей, любое «отклонение» от усредненных представлениях о них- есть также продукт отрицаемой гением культуры. Культура как бы препятствует творчеству, но оказывается обогащенной им.
Как относится между собой понятия «общество» и «культура»? Иногда культура рассматривается как часть общества, между тем она- способ общественного бытия, способ деятельности, характерный для того или иного общественного устройства. Способ деятельности представляет собой своеобразную технологию, которая в соответствии с разделением труда выступает как технология материального и духовного производства.
Культура часто
Как способ человеческой
деятельности, культура опосредована
существующими общественными
Соотношение понятий общество и культура отражает понятие цивилизация. Под цивилизацией (кроме других значений этого понятия) понимается социальная организация культуры. На основе территориального объединения, исторически сложившегося разделения труда, обмена взаимной деятельностью и ее способами складываются новые формы интегративных связей. Этому процессу соответствует осознание и закрепление его в культуре.
Само разделение труда в культуре, изыскание собственных видовых технологий, самоопределение различных сфер культуры происходит на стадии цивилизации.
Таким образом, культура выступает как бы внутренним потенциалом исторического процесса, той энергетической силой, которая его питает. Через социальные структуры цивилизация определяет и формирует содержание, тип культуры, т.е. ставит определенные границы ее развития. Культура, между тем, неуничтожима до тех пор, пока человек достоин, называться этим именем.
Темпоритм исторического времени не только рождает специфику мироощущения, но и в значительной мере определяет характер, содержание человеческой деятельности, а следовательно, и культуры.
Понятие «культура» встречается нам и в повседневной жизни, но в научном понимании оно имеет более широкое и глубокое значение. Носителем культуры выступает человек, культура может рассматриваться как надприродный результат его деятельности. Внутренними побудительными мотивами этой деятельности являются существенные силы человека: взаимосвязанные и взаимообусловленные потребности и способности. Следовательно, культура существует в человеке, во-первых, как некий духовный потенциал; во-вторых, она результат деятельности человека, представленный в различных продуктах и явлениях; в-третьих, культура есть и сам способ деятельности.
Но человек живет
в определенных социокультурных
условиях, поэтому культуру можно
рассматривать не только как индивидуально-
Культура и общество
существуют в границах социального
пространства и времени. Культура становится
средством осознания
1.Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-
Ростов на Дону, 1995.
2.Рерих Н.К.Культура- Победительница// О вечном.- М., 1991.
3.Культурология. Учебное
пособие для вузов. Изд. Владос
Шаповалова.
4.Философский словарь.- М.. 1989.