Культурология как общая теория культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

В понимании культурного многообразия эпох и народов особое место занимает самосознание культур, проявляющееся в их художественно- образных компонентах. Культура, рефлексирующая в поисках собственного смысла, проявляет себя в духовно- содержательном, морфологическом и институциональном аспектах, образуя при этом специфическое пространство самопознания- художественную культуру.

Оглавление

Введение. 3
1. Теоретические основания изучения культуры. 4
2. Предмет культурологического знания. 6
3. Метод культурологического знания. 8
4. Сущность культуры. 10
Заключение. 14
Используемая литература: 15

Файлы: 1 файл

Культурология. 1.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Что понимается под культурологией? Какова ее природа? В чем и как культура осознает себя? Как и каким образом можно выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значение и смысл, которые составляют ее историко- культурное своеобразие?

       Эти и многие другие вопросы возникают рано или поздно у всех, кто занимается педагогической деятельностью. Но поиски ответов требуют глубокого и пристального изучения теории и истории культуры, т.е. изучения культурологи, ее предметной области, посвященной изучению особенностей культурных «картин мира» и моделей человека, которые и создают своеобразие исторических типов культур и цивилизаций.

   В понимании культурного многообразия эпох и народов особое место занимает самосознание культур, проявляющееся в их художественно- образных компонентах. Культура, рефлексирующая в поисках собственного смысла, проявляет себя в духовно- содержательном, морфологическом и институциональном аспектах, образуя при этом специфическое пространство самопознания- художественную культуру.

Познавая искусство, человек познает не только сокровища мирового художественного гения, но и самого себя, собственное место в мире культуры.

В корпусе культурологического  выделяется особое внимание и специфическое  пространство изучению истории мировой  культуры- художественную культурологию. Предмет художественной культурологи- культурные «картины мира» и модели человека в воплощение их в художественной культуре. Художественная культурология занимается изучением закономерностей формирования исторических типов миропонимания, мироотношения, выраженных в многообразии художественного творчества различных времен и различных народов.

 

 

  1. Теоретические основания изучения культуры.

 

В повседневной жизни  нам очень часто приходится встречаться  с представлениями о «культурных» и «бескультурных» людях, об обществах «культурных» и «варварских», мнениями о падении, разрушении культуры и т.п. С точки зрения обыденного сознания, эти представления каких-либо возражений не вызывают. В них выражено такое отношение к культуре, в котором отложено отличие в способах и формах деятельности людей. Но имеют ли они действительные основания? Что такое культура в обыденном и научном понимании?

Латинский термин cultura означает возделывание, воспитание, развитие, почитание. В XVIII в. в европейской философии были введены в научный оборот понятия «культура» и «цивилизация» как понятия взаимосвязанные. В это время культура рассматривалась как продукт творческого духа.

В эпоху Просвещения сложилось  понятие «как силы, с одной стороны, определяющей нашу деятельность, а  с другой стороны, определяемой ею. Это сила, посредством которой прошлое обеспечивает нам нынешний образ жизни, и в то же время она материал, своего рода склад возможностей, которые мы можем использовать избирательно для чего-то нового, для новых исследований, открытий, отвечающих требованиям разума, в изменяющихся условиях существования». Формируются представления о культуре как совокупности духовных ценностей.

Близкие представления о культуре можно найти и за пределами  европейской традиции. Понятия «жизнь»  в Китае, «драхма» в Индии, например, выражают представления о таких высоких нормах и обрядах, которым надо следовать.

В перечисленных представлениях есть нечто общее: они отражают надбиологические аспекты жизнедеятельности человека.

В XIX в., а затем и в XX в. представления о культуре расширяются, а изучение проблем культуры протекают очень бурно, зарождаются культурология как синтез целого ряда гуманитарных наук: антропологии, социологии, психологии, языкознания и семиотики. Литературоведения, истории искусств и др.

Стадия становления  культурологии как науки продолжается до настоящего времени. Длительность этого  процесса объясняется самой принадлежностью  культурологи к широкому полю гуманитарного  знания, т.е. предметом этой науки. Не менее значимое обстоятельство- многообразие метода этой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет культурологического знания.

 

Культура- продукт деятельности человека, уникального и загадочного  творения Вселенной. Ни одна из сторон его жизни- биологическая, социальная или культурная- не могут считаться сегодня хорошо изученными. Например, человек как животное, биологическое существо, хранит в себе уникальные свойства физиологии, психики и т.д. Человек как носитель социальных особенностей не менее загадочен в своем поведении, в своих творениях, творческой деятельности.

Как происходит соединение в человеке биологического и социального  начал, можно понять, если рассматривать  человека как носит5еля культуры. Что представляет собой человек  как носитель культуры?

Совершенно очевидно, человек должен рассматриваться в системе многочисленных отношений6 экономических, социальных, политических, художественных и всех других. Следовательно, культурология как наука о человеке предметом своего исследования имеет:

  • Различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;
  • Сущность, структуру, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;
  • Специфику локальных культур, их историческую типологию, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;
  • Особенности современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

Следовательно, культурология  является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез областей гуманитарного знания. Ее предметом во многом определяется как методологическими принципами, используемыми для изучения различных аспектов культуры, так и эмпиритическим материалом, кругом источников, различных явлений культуры. Культура изучается философами, историками, этнографами, социологами и другими представителями различных отраслей гуманитарного знания. В равной мере культурология использует методологию, эмпирический материал и круг источников, применяемых в этих отраслях знания, систематизируя знания о культуре. В изучении культуры вносят вклад представители разных наук, но культкрологи, во-первых, имеют общее поле культурологических проблем и исследуют цель, процессы и результаты культурной деятельности; во-вторых, культурология обладает и собственным специфическим методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод культурологического знания.

 

Основные характеристики культурологического метода в виде логических этапов познания дает В.М, Розин:

  1. Начинается культурологическое исследование с гуманитарной проблематизации материала. К ней можно отнести констатацию «принципиального непонимания2 тех или иных явлений культуры, парадоксов разного рода, проблем введения исследовательского сознания в изучаемую культурную реальность.

Культурологическая проблематизация  эмпирического материала может  носить разный характер: фиксировать  «странности» изучаемой культуры, поставить вопрос об отношениях между теми или иными явлениями, выявить и сконструировать факты для культурологического объяснения, теоретически осмыслить их.

  1. Вторая характеристика культурологического метода- сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами. Сопоставляемые культуры могут быть предшествующими в генетическом ряду, последующими и «синхронными». Именно в сопоставлении различающихся культур может получить первые описания и характеристики интересующей его культуры.
  2. Третий аспект культурологического метода состоит в попытке описать и задать ведущие культурные структуры и парадигмы, Которые в значительной мере определяют особенности и характер всех прочих структур и систем в культуре, ее основной строй, обеспечивают ее устойчивость и жизнеспособность. Условиями выделения ведущих культурных парадигм является уподобление и взаимосогласование всех культурных характеристик.

Явление культуры уникальны, ничто ничем не объясняется, но каждая культурная характеристика проникает во все другие и усиливает их. Все характеристики постепенно сливаются на смысловом уровне в реальность культуры.

  1. Четвертый пласт культурологического метода восходит к гуманитарным наукам- объяснение тенденций и особенностей культуры, внешне противоречащих ее основному строю, основному культурному процессу.

В культуре мы часто видим «противокультурные», противоборствующие процессы- анархию, ересь, осмеяние, революционные эксцессы и т.п., эти процессы не случайны, без них культура «мертва».

Таким образом, в культурологии  можно различать два уровня: эмпирический (накопление фактов, описание феноменов) и теоретический; в зависимости  от целей и задач используют тот или иной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность культуры.

 

Можно предположить, что  культура есть некий надприродный результат  деятельности человека, некая природная  реальность или искусственная природа, стало быть, культура есть не что  иное, как деятельность, практика. Но что порождает эту деятельность? Что является побудительным мотивом действий человека, в чем заключается существенные силы, дающие ему возможность действовать? Такими внутренними побудительными мотивами можно считать потребности человека. Человек имеет, во-первых, витальные (биологические) потребности, т.е. потребности в пище, воде, защите от внешних сил природы.  Эти потребности порождают множество материальных потребностей: в одежде, жилище, технике и т.д. Во-вторых, человек, формируясь как существо общественное, порождает в себе и развивает потребности социальные, так как все побуждения его побуждения его социально опосредованы. Последнюю группу исходных потребностей составляют потребности познания окружающего мира и своего места в нем. Вторая и третья группы базовых потребностей внебиологичны, выходят за рамки витальных потребностей.

      Каждой потребности соответствует определенная способность. Способность- такая сила, которая превращает потребности в удовлетворяющие ее предметы и действия. Существенные силы человека- это совокупность взоимооббусловленных потребностей и способностей. Так, потребности в общении соответствует способность человека говорить. Следовательно, существенные силы- это не просто интеллект, а рождающаяся в человеке способность преобразовывать природу складывается в процессе создания мира второй, искусственной природы, т.е. культуры.

Существенные силы человека являются его внутренним достоянием, они пробуждают человека действовать.

    Культура, рождаясь в человеке (это первая модальность культуры), свое настоящее обеспечивает не только существенными силами, но и существует вне человека, в виде самостоятельных форм бытия (это ее вторая модальность). Предметное бытие культуры, следовательно, есть некая необходимость ее самой.

    Таким образом, культура существует в самом человеке как некий духовный потенциал. Она дана каждому новому поколению в виде готовых предметов, вещей и т.д. И, наконец, культура дана людям в виде «абстрактно-всеобщих форм политики, искусства, литературы и т.д.», т.е. деятельности.

  Культура выступает, во-первых, как условие саморазвития человека; во-вторых, она есть результат деятельности человека; в-третьих, она есть сам способ человеческой деятельности. Близкое к определению «культуры» дано и в «Философском энциклопедическом словаре», где она понимается как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой к самим себе».

       Человек рождается и живет в определенных социокультурных условиях, которые коррелируют его существенные силы. Но и человеческая духовность видоизменяет предметные формы бытия культуры, способы человеческой деятельности. Иначе говоря, субъектом, создающим возможность существования культуры, может быть человек во всей совокупности своих общественных связей и отношений. Поэтому культура есть воплощение той части человеческой деятельности, которую можно определить и как индивидуально-психологический акт, и как общественный процесс.

           Культура порождается, с одной  стороны, духовностью человека, поэтому  она имеет духовное выражение-  может существовать как духовная  культура.

Но, с другой стороны, человек как источник происхождения культуры выступает в виде общественного субъекта, в общественных целях создает мир искусственной природы.

   В культуре человек есть не только действующее, но и саморазвивающееся существо, субъект и одновременно результат своей деятельности. Но эта деятельность, а стало быть, и саморазвитие ограничиваются существующими нормами общественного сознания, некой усредненностью общественных идеалов и ценностей общественной жизни. Творческая деятельность саморазвивающегося человека вступает в противоречие с системой существующих ценностей.

Информация о работе Культурология как общая теория культуры