Культурно-историческое значение Библии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Слово «Библия» - древнегреческого происхождения. На языке древних греков оно означало «книги». В наше время мы обозначаем этим словом не всякие книги, а одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Слово «Библия» мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным именем, названием одной определенной книги. Это – книга, которую верующие люди христианской и иудейской религии считают своим Священным писанием

Оглавление

1. Происхождение и состав Библии …………………………………… 3
2. Представление о Боге, человеке и обществе в Ветхом Завете ….... 8
3. Особенности новозаветной морали ………………………………... 12
Литература ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Культурология 1.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

       Овладение свободой во Христе дается нам через  духовную жизнь, через духовный труд, - и с этим связано то, что у  каждого из нас есть, по слову  Господа, свой крест. Господь сказал: "если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной" (Матф. гл. 16, ст. 24; Мрк. гл. 8, ст. 34; Лука гл. 9, ст. 23). Не следует отождествлять понятие креста со страданиями и скорбями - эти страдания и скорби обычно являются следствием того, что мы не берем, (т.е. не принимаем) наш крест. Каждому человеку дает Господь особую задачу, осуществление которой требует духовных усилий, труда. На этом пути перед нами открывается бесконечность, как указал сам Господь: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Матф. гл. 5, ст. 48),

       Высший  принцип христианской морали ("ищите  Царства Божия и правды его") освещается в своей полноте той "новой заповедью", которую  завещал Господь своим ученикам; "заповедь новую даю вам, да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн гл. 13, ст. 34-35). Царства Божия и нельзя искать иначе, как идя в жизни путем любви. Это путь нелегкий, требующий труда, на что указал и сам Господь: лишь "употребляющие усилия восхищают Царство Божие" (Матф. гл. 11, ст. 12). Это ясно указывает на то, что мораль христианская имеет трудовой характер. На этом пути нам помогает Господь; без Его помощи наши усилия напрасны. "Кто не со Мною, сказал Господь, тот против Меня, кто не собирает со Мною, тот расточает" (Матф. гл. 12, ст. 30). "Без меня не можете творить ничего" (Иоанн гл. 15).

       Основы  христианской морали заложены в Евангелии  и в апостольских посланиях, а  также в церковном предании. Раннее христианство и жило всем тем, чему учила его Церковь, проводило в жизнь все указания Господа и Его учеников, и эта правда и красота самой жизни в раннем христианстве определила его моральную и историческую победу в мире. Но со времени блаж. Августина (конец IV и начало V века), в связи с развитием у него учения о первородном грехе, развилось на Западе такое понимание природы человека, которое резко отделило христианский Запад от христианского Востока. Для блаж. Августина первородный грех так извратил человеческую природу, что в ней не осталось ни свободы воли, ни стремления к добру. Человек во всем и всегда грешен (non posse non рессаге - не может не грешить). Это учение не было целиком принято католической церковью, но оно очень глубоко повлияло на Лютера и Кальвина, которые пришли к выводу, что с грехопадением образ Божий в человеке утерян. Кальвин сверх того, в своем отрицании свободной воли в человеке, очень односторонне развил учение о "предопределении" человека. С точки зрения кальвинизма вся активность человека не имеет сама по себе никакой ценности перед Богом, не содействует нашему спасению. Эту односторонность отвергла католическая церковь, но недоверие к человеческой природе в ней осталось. Католицизм признает в человеке свободу воли, но учит о немощности (infirmitas) человеческого существа и видит источник этой немощности в теле человека.

       Православие же всегда было отлично в этих вопросах и от протестантизма и от католичества. Признавая все значение первородного греха, православие отвергает учение о потере человеком образа Божия, отвергает учение о всецелой греховности человека, тем более о предопределенности его судьбы. Православие верит в человека, в его свободу, ценит усилия наши на пути к правде Христовой. Вопреки католическому учению, православие не видит в теле источник нашей слабости. "Естество" человека во всем его составе подвержено искушениям и легко поддается греху, - но задача человека заключается в просветлении и преображении его "естества". Уже в V веке (у св. Афанасия Великого и св. Макария Великого) конечной целью "христианизации" нашего "естества" считалось "обожение" (Theosis). Путь же к обожению Православие понимало и понимает, как непрестанный духовный труд, очищение сердца и "стяжание Св. Духа" (слова преп. Серафима) т. е. искание благодатной помощи свыше. Наше "естество", наша природа, в которой жив и действенен образ Божий (хотя живет в нем и начало греховности, в силу первородного греха), преображается и просветляется через духовный труд и стояние перед Богом. Оттого в Православии моральная жизнь, по мере ее возрастания, несет с собой внутренний мир и радость.

       Вся система христианской морали покоится на нашем свободном следовании заветам  Христа. Нет ни одного, самого ничтожного дела, за которое мы не будем отвечать Господу, - поэтому мы должны всегда сознавать себя стоящими перед Господом ("за каждое праздное слово, которое скажут люди, они дадут ответ в день суда" (Матф. гл. 12, ст.36). Это непрестанное памятование о Господе, которое есть в то же время и молитва, - само по себе несет нам свет, дает нам силу, открывает душу для благодатной помощи свыше. Следование заветам Христовым несет нам радость, крепит наш дух. Если мы будем верны Господу, Он всегда будет с нами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЛИТЕРАТУРА 

       1. Донини А. У истоков христианства. – М: Издательство политической  литературы, 1989.

       2. Крывелов И.А. Библия: историко-критический анализ.- М.: Издательство политической литературы, 1982.

       3. Янг Дж. Христианство. – М: Издательство  «Гранд», 2000.

       4. www. kursmda.ru/books/apologetika_zenkovsky.htm 
 

Информация о работе Культурно-историческое значение Библии