Культурное и индивидуальное: пути взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

По-настоящему свободным не является ни один человек в мире. Каждый человек с момента рождения попадает в сложное социокультурное пространство, задаваемое культурными нормами, традициями и обычаями своего народа. Важно определить степень личной свободы для каждого индивида, осознавая наличие социально-культурных рамок.

Оглавление

Введение.
Понятие нравственной культуры.
Функции нравственной культуры в обществе.
Типы нравственных культур.
Значение нравственного воспитания.
Роль нравственной культуры в общественном прогрессе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Нравственная культура в социальном обновлении общества.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого  общества наряду с прогрессивным  видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто. Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя.

 

 

 Это относится  и к прошедшей истории (нельзя  утверждать, что древние эллины  были менее счастливы, чем жители  Европы в Новое Время, или,  что население Шумера было  менее удовлетворено ходом личной  жизни, чем нынешние американцы  и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей. Возник парадокс современной цивилизации: в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью.

Прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.

Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал. Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.

Кроме того, нынешний научно-технический  прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации. Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.

Таким образом, решается вопрос о необходимости  гуманизации культуры, то есть о  приоритете человека и его жизни  во всех оценках культурного состояния  общества.

 

 

В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития? Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

1. Экономический  критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.

2. Уровень гуманизации  общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д., и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни. Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.

3. Прогресс в  нравственном и духовном развитии личности. Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

 

  Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы. Следовательно, главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов развития и обновления общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Долгое время вопросы  духовной культуры вообще и нравственной, в частности, рассматривались как нечто второстепенное, недооценивалась роль духовного в жизнедеятельности человека. Между тем духовность присутствует во всех видах и формах деятельности людей, в каждом человеке как личности.

Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека. Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, характерная обществу, в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат зрелость и активность личности. Государственная политика должна быть направлена на восстановление нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, и способствовать духовному возрождению общества. Особенно сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений пришли в острое противостояние с изменениями общественной реальности, устремлениями нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи. Соответственно меняется молодежное мировосприятие. Появляются признаки положительных изменений в нравственном сознании. Оно все чаще вновь обращается к общечеловеческим ценностям: нравственному долгу, гуманизму, доброте и пониманию. Важен уровень преподавания гуманитарных наук и работа по формированию нравственных приоритетов молодежи. Нравственная культура призвана реализовать творческие потенции молодежи в активной, целенаправленной нравственной деятельности, базирующейся на новом этическом мышлении, направленной на коренное обновление нравственной культуры общества и на формирование высоких гражданских качеств личности.

В результате анализа сложных  социальных, психологических и культурных процессов, законов, тенденций, характерных  для духовной жизни, напрашивается вывод, что главный упор в дальнейшем развитии нравственной культуры должен быть сделан на соединении принципа индивидуального развития с развитием чувства долга и ответственности.  На сегодняшний день очень остра необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания, выработки новой концепции нравственного воспитания, учитывающей новые жизненные реалии и потребности.

Исходя из проделанного анализа  значения и роли нравственной культуры в социальном обновлении общества, можно сделать вывод, что она в будущем станет свершившимся фактом, активно содействующем всестороннему развитию и процветанию страны.

 

Список использованной литературы:

  1. Архангельский J1.M. Моральное сознание и нравственные отношения. //Структура морали и личность. М.: 1999.
  2. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. М.: 1995.
  3. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения. М.: Знание. 2001.
  4. Бачинин В.А. Нравственная культура и личность. М.: 1999.
  5. Вызова В.М. Ценностные ориентации представителей различных этносов // Психологический журнал. 1999. № 5.
  6. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.:1993.
  7. Домострой. Ярославль, 1991.
  8. Кропоткин П. А. Этика. М., 1991.
  9. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Харьков; М., 2000.
  10. Назаретян А. Катастрофы нравственности.//Общественные науки и современность. 2002. N 1.
  11. Нравственная культура личности. // Под ред. Надольного И.Ф.Киев. КГУ. 1986.
  12. Нравственная культура: сущность, содержание, специфика. Вильнюс. 2001.
  13. Пашаев С.Ш. Наука и нравственное воспитание. М.: Высшая школа. 1994.
  14. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: 2001.
  15. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: 1997.
  16. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность. Екатеринбург, 1999.

1 Лосский Н. О. Ценность и бытие. Харьков; М., 2000

2 Домострой 1991, 20

3 Франц А.С. Гуманитарные науки. Выпуск 7, 1999, 319

 


Информация о работе Культурное и индивидуальное: пути взаимодействия