Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа
По-настоящему свободным не является ни один человек в мире. Каждый человек с момента рождения попадает в сложное социокультурное пространство, задаваемое культурными нормами, традициями и обычаями своего народа. Важно определить степень личной свободы для каждого индивида, осознавая наличие социально-культурных рамок.
Введение.
Понятие нравственной культуры.
Функции нравственной культуры в обществе.
Типы нравственных культур.
Значение нравственного воспитания.
Роль нравственной культуры в общественном прогрессе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто. Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя.
Это относится
и к прошедшей истории (нельзя
утверждать, что древние эллины
были менее счастливы, чем
Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей. Возник парадокс современной цивилизации: в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью.
Прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.
Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал. Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.
Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации. Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития? Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:
1. Экономический критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.
2. Уровень гуманизации общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д., и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни. Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.
3. Прогресс в
нравственном и духовном развит
Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы. Следовательно, главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов развития и обновления общества.
Заключение
Долгое время вопросы духовной культуры вообще и нравственной, в частности, рассматривались как нечто второстепенное, недооценивалась роль духовного в жизнедеятельности человека. Между тем духовность присутствует во всех видах и формах деятельности людей, в каждом человеке как личности.
Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека. Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, характерная обществу, в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат зрелость и активность личности. Государственная политика должна быть направлена на восстановление нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, и способствовать духовному возрождению общества. Особенно сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений пришли в острое противостояние с изменениями общественной реальности, устремлениями нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи. Соответственно меняется молодежное мировосприятие. Появляются признаки положительных изменений в нравственном сознании. Оно все чаще вновь обращается к общечеловеческим ценностям: нравственному долгу, гуманизму, доброте и пониманию. Важен уровень преподавания гуманитарных наук и работа по формированию нравственных приоритетов молодежи. Нравственная культура призвана реализовать творческие потенции молодежи в активной, целенаправленной нравственной деятельности, базирующейся на новом этическом мышлении, направленной на коренное обновление нравственной культуры общества и на формирование высоких гражданских качеств личности.
В результате анализа сложных социальных, психологических и культурных процессов, законов, тенденций, характерных для духовной жизни, напрашивается вывод, что главный упор в дальнейшем развитии нравственной культуры должен быть сделан на соединении принципа индивидуального развития с развитием чувства долга и ответственности. На сегодняшний день очень остра необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания, выработки новой концепции нравственного воспитания, учитывающей новые жизненные реалии и потребности.
Исходя из проделанного анализа значения и роли нравственной культуры в социальном обновлении общества, можно сделать вывод, что она в будущем станет свершившимся фактом, активно содействующем всестороннему развитию и процветанию страны.
Список использованной литературы:
1 Лосский Н. О. Ценность и бытие. Харьков; М., 2000
2 Домострой 1991, 20
3 Франц А.С. Гуманитарные науки. Выпуск 7, 1999, 319
Информация о работе Культурное и индивидуальное: пути взаимодействия