Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:40, реферат
Прежде всего, надо рассмотреть культурную ситуацию в философии в 19 веке, чтобы понять, из чего возник экзистенциализм, каков был его смысл и пафос, против чего восставали экзистенциалисты. Для этого надо начать с 19 века, хотя сам по себе экзистенциализм - течение 20 века.
Период 19851991 гг. вошел в современную
историю России как период «перестройки
и гласности». В период правления
последнего Генерального секретаря
КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева
в стране и в мире произошли
важные события: развалились Советский
Союз и социалистический лагерь, подорвана
монополия компартии, либерализована
экономика и смягчена цензура, появились
признаки свободы слова. Одновременно
ухудшилось материальное положение народа,
развалилась плановая экономика. Образование
Российской Федерации, Конституция которой
была одобрена на всенародном референдуме
в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина
серьезно повлияли на культурную ситуацию
в стране. В страну из эмиграции и ссылки
вернулись, временно или навсегда, многие
знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович,
Г.Вишневская, писаетли А.Солженицын и
Т.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно
из России эмигрировали десятки тысяч
ученых и специалистов, главным образом
в технических науках.
В период с 1991 по 1994 од объем федеральных
отчислений на науку в России сократился
на 80%. Отток ученых в возрасте 3145 лет за
границу ежегодно составлял 7090 тыс. Напротив,
приток молодых кадров резко уменьшился.
В 1994 году США продали 444 тыс. патентов
и лицензий, а Россия только 4 тысячи. Научный
потенциал Росси сократился в 3 раза: в
1980 году было свыше 3 млн. специалистов,
занятых в науке, в 1996 году меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех
стран, которые обладают высоким научным
и культурным потенциалом. Если в Европе
и Америке русские ученые и специалисты
принимались в самые лучшие научные лаборатории,
то это означает, что советская наука в
предшествующие годы достигла самых передовых
рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в
экономическом кризисе, способна предложить
миру десятки, сотни уникальных открытий
из различных сфер науки техники: лечение
опухолей; открытия в области генной инженерии;
ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских
инструментов; литиумные батареи; процесс
литья стали; магнитная сварка; искусственная
почка; ткань, отражающая излучение; и
др.
Несмотря на сокращение финансирования
культуры, в стране в 90е годы ХХ века появилось
более 10 тыс. частных издательств, которые
за короткое время опубликовали тысячи
прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда
и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились
сотни новых, в том числе литературных,
журналов, публикующих прекрасные аналитические
работы. В самостоятельную сферу оформилась
религиозная культура. Ее составляют не
только увеличившееся в несколько раз
количество верующих, реставрация и строительство
новых церквей и монастырей, издание монографий,
ежегодников и журналов религиозной тематики
во многих городах России, но также открытие
вузов, о которых при советской власти
и мечтать не смели. К примеру, Православный
университет имени Иоанна Богослова, имеющий
пять факультетов (юридический, экономический,
исторический, богословский, журналистский).
Вместе с тем в живописи, архитектуре и
литературе в 90е годы не появилось выдающихся
талантов, которых можно было бы отнести
к новому, постсоветкому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные
выводы об итогах развития отечественной
культуры в 90е годы. Ее творческие результаты
еще не прояснились. Видимо, окончательные
выводы могут сделать только наши потомки.
Россия прошла путь из культурной изоляции
к интеграции с европейской культурой.
Большинству же населения страны крестьянству,
городским обывателям, купечеству, ремесленникам,
духовенству новая, впитавшая в себя соки
европейского просвещения, культура осталась
чуждой. Народ продолжал жить старыми
верованиями и обычаями, просвещение его
не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе
университетское образование стало престижным
и талант ученого, писателя, художника,
композитора, артиста стал вызывать уважение
независимо от социального происхождения
человека, то простонародье видело в умственном
труде «барскую забаву», развлечение от
безделья и смотрело на интеллигенцию
«как на чуждую расу» (Бердяев).
Возник разрыв между старой и новой культурой.
Такова была цена, которую заплатила Россия
за крутой поворот своего исторического
пути и выход из культурной изоляции. Историческая
воля Петра I и его последователей смогла
вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось
недостаточно, чтобы погасить силу культурной
инерции, владевшую народом. Культура
не выдержала создавшегося на этом повороте
внутреннего напряжения и разошлась по
швам, которые до того соединяли ее различные
обличья народное и господское, деревенское
и городское, религиозное и светское, «почвенное»
и «просвещенное». Старый, допетровский
тип культуры сохранил свое народное,
деревенское, религиозное, «почвенное»
бытие. Более того, отторгнув все чуждые
иноземные новшества, он замкнулся и надолго
застыл в почти не меняющихся формах русской
этнической культуры.
Отделение национального от этнического,
конечно, не было абсолютным. Оно больше
проявлялось в различии образа жизни и
поведения «верхов» и «низов», в их речи,
отношении к науке и искусству, понимании
и оценке явлений церковной, государственной,
общественной жизни. Но, скажем, классическая
русская литература или музыка как бы
надстраивалась над своим этническим
базисом и использовала фольклор, старинные
народные напевы. Правда, в произведениях
выдающихся писателей, поэтов, композиторов
народные мотивы обретали формы и смыслы,
выходящие далеко за пределы их исходного
звучания (возьмите для примера сказки Пушкина или оперы Мусоргского),
а подчас и за пределы простонародного
восприятия (например, в публицистике,
в инструментальной музыке).
«... Образованные и культурные слои оказались
чужды народу. Нигде, кажется, не было такой
пропасти между верхним и нижним слоем,
как в петровской, императорской России.
И ни одна страна не жила одновременно
в столь разных столетиях, от XIV до XIX века
и даже до века грядущего, до XXI века».
Разрыв между этнической и национальной
культурой наложил свой отпечаток на быт
и нравы русского народа, на социальнополитическую
жизнь страны, на взаимоотношения между
различными социальными слоями общества.
В общественной мысли он породил идейную
полемику между «славянофилами» и «западниками».
Он обусловил особенности русской интеллигенции,
болезненно переживавшей свою оторванность
от народной почвы и стремившейся восстановить
потерянную связь с нею.
В советское время этот разрыв был в значительной
мере преодолен благодаря развитию индустриальной
экономики, введению всеобщего школьного
обучения, созданию многочисленного слоя
образованных специалистов как в городе,
так и на селе. Однако при этом были утрачены
некоторые этнические традиции русского
народа (в том числе религиознонравственные),
а выезд из страны после революции и гибель
от сталинских репрессий многих выдающихся
деятелей культуры, а также узкая направленность
обучения специалистов существенно снизили
культурный потенциал интеллигенции.
Последствия пережитого русской культурой
разрыва между этническим и национальным
ощущаются до сих пор.
В течение ХХ веков русская национальная
культура стала одной из богатейших национальных
культур мира.
Что ждет ее в будущем? Трудно сказать.
Но сохранить ее наследие одна из главных
задач моего и будущих поколений.