Культурная антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Культурология как наука, которая возникает в середине XX в………….….4
2. Культурология и история культуры…………………………………………11
3. Структура и методы культурной антропологии……………………………...12
4. Основоположник культурной антропологии………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Культурная антропология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

1) первичные (физиологические и психологические), которыми человек обладает от рождения;

2) вторичные, порожденные культурой.

Культура, по Малиновскому, – это система социальных институтов, осуществляющих удовлетворение первичных и вторичных потребностей. Различия между культурами состоят в способах удовлетворения потребностей, которые определяются «культурным императивом» (побуждением). Культурная антропология занимает особое место в ряду культурологических научных дисциплин. Ей нет подобных по богатству фактического материала, разнообразию и продуманности теорий, широте охвата самых различных явлений.

2. Культурология и история культуры

История культуры теснейшим  образом связана с культурологией. Эти связи носят многоаспектный и системный характер.

Современные историко-культурные исследования ведутся на основе последних разработок в области теории культуры, социологии культуры, культурной динамики.

Надо отметить, что история культуры всегда выступала как практически  неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания.

Культурология осуществляет функцию  осмысления этого материала, его  систематизации, моделирования процессов, протекавших в социальной и культурной истории отдельных народов, цивилизации  и всего человечества.

Кроме того, сами историко-культурные исследования, ведущиеся по какой-либо конкретной проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы.

В качестве примеров можно привести игровую теорию культуры, разработанную  историком и искусствоведом Й. Хейзинга, при изучении культуры позднего европейского Средневековья, исследования ментальностей, начатые французскими историками школы «Анналов» и давшие начало новой культурологической дисциплине – исторической антропологии.

Работы исторической школы в культурной антропологии, которая на обширном этнографическом  материале обосновала теорию аккультурации (культурного взаимодействия).

Таким образом, в системе  нынешних культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической культурологией и другими культурологическими дисциплинами. Одной из важнейших сфер является создание исторических типологий культуры.

3. Структура и методы культурной  антропологии

 

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии.

Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения — системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. Социальной антропологией называется культурно-антропологическое знание в Европе, прежде всего в Англии и Франции. В поле ее зрения попадают в первую очередь проблемы социальной структуры и стратификации (точнее сказать, ранжирования), политической организации (в дописьменном обществе — потестарной), управления и применения структурно-функционального метода исследований.

Традиционным обществам  присуща неизмененность либо длительность цикла смены культурных стереотипов, норм и традиций, протекающая незаметно для жизни одного поколения: прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Общественная организация формируется за счет малых групп и знакомых людей. Дописьменная культура зиждется на ритуалах, церемониях, обычаях, изустно передаваемых преданиях, самодеятельном творчестве, органическом единстве с природой.

В широком значении эта  научная дисциплина исследует жизнедеятельность  различных народов и рас, в  зависимости от типов культуры, характерных для этих народов. В этом смысле ее не следует путать с физической антропологией, которая в качестве предмета науки использует преимущественно обобщенные психофизические свойства обществ. Культурная антропология, которая изучает различные проявления человеческой жизни с точки зрения их опосредованности самой природой человеческого рода, отличается этим от философской антропологии.

 

4. Основоположник культурной антропологии

БОАС, ФРАНЦ (Boas, Franz Uri) (1858–1942), американский лингвист и этнолог, исследователь языков и культур коренного населения Северной Америки. Родился 9 июля 1858 в Миндене (Вестфалия, в то время Пруссия). Изучал естественные и точные науки, в том числе географию, математику и физику, в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля. В 1881 защитил диссертацию, посвященую физическим параметрам, определяющим восприятие цвета воды. В 1883–1984 отправился в свое первое арктическое путешествие на остров Баффинова Земля в качестве журналиста, пишущего путевые заметки. Язык и культура эскимосов, населявших остров, настолько увлекли Боаса, что он занялся их серьезным изучением, провел на Баффиновой Земле целый год и в 1888 опубликовал по результатам исследований работу под названием Центральные эскимосы, положившую начало его научной карьере.

После непродолжительного пребывания в США Боас вернулся в  Германию и преподавал географию  в Берлинском университете. В 1886 состоялась первая лингвистическая и этнографическая  экспедиция Боаса на о.Ванкувер (провинция  Британская Колумбия, Канада) к индейцам квакиютль. С этого времени – и на несколько десятилетий – полевые исследования языков, фольклора, традиций и быта индейцев северо-западного побережья Северной Америки определили биографию ученого.

В том же 1886 Боас принял решение переехать в США. После экспедиции занял редакторскую должность в отделе географии журнала «Наука» («Science»), в этом же журнале опубликовал первые результаты экспедиции. В 1887 женился на Марии Краковицер, дочери известного хирурга, эмигрировавшего в Америку из Австрии. В течение нескольких последующих лет работал в университете Кларка (в штате Массачусетс), музеях естественной истории в Чикаго и в Нью-Йорке, был руководителем антропологической секции на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго.

С 1896 и до конца жизни  Боас преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Его послужной список после. В 1899 стал первым в Америке «полным» профессором антропологии. Основой качественного антропологического образования Боас считал умение собирать факты и проводить их качественный и количественный анализ. В течение всей жизни он преподавал два основных курса – «Языки и культуры американских индейцев» и «Статистика» (успеху последнего в немалой степени способствовало серьезная математическая подготовка, полученная Боасом в университетские годы). Боас снискал славу блестящего педагога; в числе его учеников выдающиеся лингвисты и антропологи – Э.Сепир, А.Крёбер, Р.Бенедикт, М.Мид и др. С 1895 Боас был сотрудником, а с 1901 – директором Нью-Йоркского музея естественной истории, на базе которого проводились этнографические экспедиции, во многих из которых он принимал непосредственное участие. Умер Боас в Нью-Йорке 21 декабря 1942.

Боас стал основоположником одного из наиболее влиятельных направлений  в американской антропологии – комплексного изучения феномена человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания. Боас был пионером в использовании статистических методов обработки антропологических данных – не только в области так называемой физической антропологии при изучении вариаций физического строения человека, но и в области культурной антропологии. Благодаря его творческой энергии антропология (и лингвистика, понимавшаяся им как часть антропологии) сформировалась в США не только как особая область знания, но и как профессия. Он был инициатором создания важнейших ныне действующих профессиональных организаций антропологов и лингвистов и регулярных профессиональных печатных изданий. Боасом основан «Международный журнал американской лингвистики» («International journal of American linguistics»), публиковавший работы, посвященные в первую очередь языкам коренного населения Америки. Боас был также основателем фольклорного общества Америки и многолетним редактором журнала «Американский фольклор» («American Folklore»); одним из основателей и первых президентов Американской антропологической ассоциации (1907, 1908) и Американского лингвистического общества (1928), президентом Американской ассоциации содействия развития науки (1931) и др.

Боас, по существу, координировал  все основные полевые исследования языков и культур аборигенов Америки. В частности, ему принадлежит  заслуга в организации экспедиций в районы российского Крайнего Севера, на Чукотку и Камчатку в 1897–1901 для изучения исторических и лингвистических связей палеоазиатских народов. В этих экспедициях вместе с американскими коллегами работали российские этнографы и филологи, среди них знаменитый исследователь языка и культуры чукчей В.Г.Богораз и автор пионерских работ по юкагирскому, корякскому и алеутскому языкам В.И.Иохельсон.

Научное наследие Ф.Боаса  включает такие классические работы, как Руководство по языкам американских индейцев (Handbook of American Indian languages, 1911–1922), Ум первобытного человека (The mind of primitive man, 1911), Раса, язык и культура (Race, language and culture, 1940), монографии, многочисленные статьи, публикации текстов – в первую очередь мифов и легенд – на языках аборигенов Америки (эскимосском, квакиютль, чинук, белла-белла и др.).

В теоретическом языкознании  к трудам Ф.Боаса напрямую восходят две академических школы, в значительной степени определившие лицо лингвистической  науки в первой половине 20 в., –  дескриптивизм и этнолингвистика.

Дескриптивизм – направление, центральной фигурой которого был испытавший сильное влияние Боаса, хотя и не бывший его непосредственным учеником Л.Блумфилд, – ставил своей целью создание универсальных и строгих процедур описания конкретного языка. Боасовская традиция в дескриптивной лингвистике связана, прежде всего, с признанием примата синхронного описания языка, важности полевых методов исследования  (см. ПОЛЕВАЯ ЛИНГВИСТИКА), в том числе разработкой техники работы с информантом, детализацией и усовершенствованием фонетической транскрипции, систематизацией данных различных языков и их представлением в сравнимой форме. С теоретической точки зрения, важнейшим вкладом Ф.Боаса в развитие этого направления стал отказ от европоцентризма, т.е. утверждение мысли о том, что принципы и методы лингвистического описания, сложившиеся при описании языков Европы, не должны навязываться другим языкам. Благодаря отказу от европоцентризма в лингвистике начался интенсивный поиск универсальных оснований для определения таких понятий, как фонема, морфема, слово, грамматическое значение, грамматическая категория и др. Современное понимание грамматической категории через Р.Якобсона напрямую восходит к Боасу.

Этнолингвистика (в американской традиции – антропологическая лингвистика  или лингвистическая антропология) – направление, изучающее язык в его взаимоотношении с культурой – получила развитие в работах ученика Боаса Э.Сепира, а в дальнейшем в работах Б.Уорфа, бывшего, в свою очередь, учеником Э.Сепира. Боасовская традиция в этнолингвистике связана с понятием лингвистической относительности  – представлением о том, что «картина мира» говорящего (то, как говорящий воспринимает окружающий мир) зависит не только и даже не столько от окружающей реальности, сколько от той классификационной сетки, которую конкретный язык с его грамматикой и лексикой навязывает говорящему.

Подчеркивая бессознательную  природу языковых механизмов, Боас настаивал на том, что различия в  картине мира, закрепленные в языке, не могут свидетельствовать о  большей или меньшей развитости его носителей. Ему принадлежит основная заслуга в отказе от традиционного мнения о существовании «примитивных» языков – грамматика и словарь всех языков мира при внимательном изучении оказываются устроенными по-разному, но при этом весьма (и в некотором смысле в равной степени) сложным образом и способными к выражению самого разнообразного содержания.

Лингвистический релятивизм Боаса и его учеников строился на идее биологического равенства, т.е. на признании единых биологических  основ языковых и мыслительных возможностей человека. Эти теоретические воззрения Боаса нашли отражение не только в его научных работах по физической и культурной антропологии, но и в его популярных статьях, в публицистике, в его многочисленных антирасистских и антифашистских выступлениях. В числе многочисленных профессиональных и общественных организаций, обязанных своим существованием Боасу, был и комитет американских ученых, который он создал и возглавил в 1938, в возрасте 80 лет. Антифашистский манифест этого комитета, который подписали 1284 ученых, гласил, в частности, что научное сообщество не должно быть разделено государственными, расовыми или религиозными границами, поскольку наука может процветать лишь в условиях мира и интеллектуальной свободы.

Существенный вклад  в развитие культурной антропологии внесла американская школа и ее глава Франц Боас. Он выступил резким противником безответственных и скороспелых спекуляций в антропологии и сделал акцент на эмпирические исследования. Более того, человек, не имеющий опыта собственных полевых исследований, по его мнению, вообще не имел права на серьезный научный статус в культурной антропологии. Ключевым моментом для Боаса стал тезис о культурном плюрализме. Каждая культура самобытна и должна быть описана именно в качестве таковой. Те или иные общие компоненты могут иметь в разных культурах существенно иной смысл. Игнорирование этого обстоятельства неминуемо ведет к грубым ошибкам.

Однако без опоры  на теоретическую схему трудно организовать более-менее осмысленное проведение полевого исследования. Помимо трудностей, связанных с изучением языка, местных обычаев и налаживания контакта, толковое наблюдение предполагает определенную концепцию предмета наблюдения, иначе можно утонуть в неисчерпаемости окружающего материала. Попытка рассматривать культуру объективно и непредвзято, без каких бы то ни было теоретических схем, стала определенным препятствием на пути развития самих полевых исследований. Это отчетливо ощутили уже ученики Боаса, и прежде всего его бессменный ассистент — Рут Бенедикт. Необходимо отметить, что Боас выступил одним из крупнейших организаторов науки, создав антропологическую школу в Америке, оказавшую значительное влияние на все остальные антропологические школы (в частности, на классика французской антропологии — Леви-Строса).

Информация о работе Культурная антропология