Культура средневековой японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:50, реферат

Краткое описание

Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность мировосприятия японцев — способность к творческому усвоению знаний и навыков других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Суровые природные условия приучали людей довольствоваться немногими удобными для переноски предметами, содействовали изобретению рациональных, рассчитанных на частые перестройки конструкций. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Однако присущие народному сознанию чувство меры и склонность к поэтизации вещей и явлений повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она переплавила в своих недрах всё иноземное, сделав его неотъемлемой частью самобытного народного духа.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Культура Японии в эпоху царей Ямато.
Глава 2. Культура Японии в эпоху Хэйан.
Глава 3. Культура Японии в эпоху Сёгуната.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

Наиболее архаичным и демократичным  жанром хэйанской прозы были волшебные повести (денки-моногатари). К этой сказочной традиции относятся «Повесть о старике Такэтори», «Повесть о прекрасной Отикубоо», «Повесть о дупле». В XI в. увидел свет жанр повествовального романа. Первым выдающимся образцом жанра стал роман придворной писательницы Мурасаки Сикибу (978— 1014) «Повесть о принце Гэндзи» (1010). Широко популярным становится жанр лирического дневника (никки), который имел тенденцию превратиться в лирическую повесть о своей жизни. Творчество поэтесс раскрывает в нем душевный мир «хэйанской затворницы». В конце Х в. появляется один из первых знаменитых женских дневников «Дневник летучей паутинки». Его автор— прославленная красавица, известная под именем Митицуно-но хаха (мать Митицуно, 935—995).

В эпоху Хэйан под влиянием конфуцианства  придворная музыкальная жизнь была организована по примеру Танского Китая: было учреждено музыкальное управление и песенное управление, формировались кланы профессиональных музыкантов. При дворе начали складываться образцы собственно японской музыки — вагаку, сопровождавшей танцы по сюжетам легенд. В японской культуре музыка и танцевальная драма были тесно переплетены. Наиболее ранними и экзотическими из всех традиционных театральных жанров были ритуальная танцевальная драма, проникшая в страну из Индии, и культовое музыкально-хореографическое представление, воспринятое из Китая.

Глава 3. Культура Японии в эпоху Сёгуната.

Вступление Японии в эпоху  зрелого феодализма на исходе XII в. было ознаменовано приходом к власти военно-феодального сословия самураев и созданием сёгуната — государства, возглавляемого сёгуном (военным правителем), просуществовавшего до XIX в. Столица страны была перенесена в селение Камакура, давшее название культуре периода Камакура (1192—1333).

Строгость и простота, почитаемые воинами, нашли отражение в архитектуре  и искусстве периода Камакура. Новые правители противопоставили утончённости и пышности хэйанского стиля мужественность и силу, которые  они видели в нарском зодчестве. Наиболее отчетливо особенности  камакурского зодчества проявились в облике монастырей секты Дзэн, интенсивное сооружение которых  началось в 13 веке, в Камакуре. Спрятанные в густой зелени окрестных гор, монастыри  Кэнтёдзи и Энгакури были похожи во многом на эзотерические храмы Хэйана, но ещё более подчеркивали черты  созвучной природе простоты. Этот культ выражался в том, что  монастыри уже не включали в себя пагоды, а храмы напоминали сельские хижины. Полы при входе были земляными, стропила оставались обнаженными. Дом  настоятеля, баня, кухня – всё  житейские части ансамбля считались  священными.  Всё это ясно видно  на примере одной из сохранившихся  построек монастыря Энгакудзи –  хранилище реликвий Сяридэн.

К той же простоте и строгости  стало тяготеть и изобразительное  искусство. В скульптуре уже с 12 века чувствуется отход от изысканности и живописной декоративности хэйанской  пластики, стремление приблизиться к  героике нарских образов. Камакурские  воины жаждали рассказов о  себе, прославления своих подвигов. Поэтому выдвинутая в 8 веке идея обожествления  деятелей буддийской церкви и военачальников как бы приобрела новый смысл  и послужила поводом для бурного  развития портретной пластики. Образ  буддийского настоятеля сложился ещё  в 8 веке. Теперь он приобрёл ещё большую  жизненную убедительность. Скульпторы стали применять много новых  приёмов: лепку по левкасу (меловому грунту), покрывающему дерево и раскрашенному  в близкие натуре тона, инкрустацию  глаз полированными камешками. Получались так называемые “живые глаза”, которые  закреплялись изнутри модели, составленной из деревянных частей. Ярким примером изобразительного искусства этого  периода может служить портретная статуя буддийского проповедника Мутяку, созданная Ункэем.

Живописные портреты настолько  близки портретам скульптурным, что  трудно даже провести между ними границу. Портреты светских лиц так же героизированы, исполнены по тем же канонам, что  и пластичные. Тонко прорисовано  надменное и властное лицо камакурского сёгуна Минамото Ёримото, исполненное  на вертикальном свитке живописцем Фудзивара  Таканобу. Облачённый в парадное чёрное одеяние, маскирующее его тело, он уподоблен статуи монументальностью, обобщенностью силуэта. Скульптор  вложил в этот образ свои представления  об идеальном герое, стойком воине, закаленном в битвах. Камакурская  живопись – своеобразная летопись, где художники воссоздали подробный  и красочный рассказ о недавних кровопролитных сражениях Минамото и Тайра, о паломниках, совершающих  далёкие путешествия. Эмакимоно  этого времени представляли собой  огромные циклы, сотканные из множества  увлекательных сюжетов, развертывающихся на многометровых пространствах.

Период Муромати (1333—1575) начался с приходом в 1333 г. в стране к власти сёгунов из рода Асикага и получил свое название по имени квартала в старой столице Киото, Муромати, где расположилось военное правительство. Правители рода Асикага уже не напоминали непреклонных камакурских воинов. Они увлекались поэзией и живописью, покровительствовали искусствам. Хотя по-прежнему почиталась строгость и простота жизни, но в жизнь всегда вносили черты изящества и поэзии. Ведущей идеологией в период Муромати оставалось учение секты Дзэн с его проповедью прижизненного спасения. Однако самым важным путем к этому считались уже не самодисциплина и физическая тренировка, а приобщение к вечной в своей изменчивости красоте природы через её созерцание или изображение.

В архитектуре периода  Муромати парадный дворцовый стиль  “синдэн-дзукури” постепенно уступил  место более камерному и уединённому  стилю “сёин”, отличительным признаком  которого стали не только большая  простота и утилитарность, но и более  тесная связь с природой. Постройки  включали в себя несколько небольших  комнат. Появились раздвижные наружные стены – сёдзи и скользящие внутренние перегородки – фусума, которые позволяли легко соединять  и разъединять разные части дома. В комнатах впервые выделилась специальная  ниша – токонома со свитком и  букетом - икэбана.

На протяжении периода  Муромати культовое зодчество ещё  больше, чем прежде, сблизилось со светским. Это особенно видно на примере  крупных дзэнских монастырей, где  выделились маленькие ансамбли, центром  которых был дом настоятеля, окружённый садом. Скромное небольшое помещение  не имело алтаря и предназначалось  только для созерцания сада. Развитие садового искусства было связано  с дзэнским учением о достижении истины путём познания природы –  огромной, изменчивой, бесконечной. Художниками-садоводами были так же дзэнские монахи. Основой  их искусства стало тесное сотрудничество человека с природой. Большие садово-парковые ансамбли предназначались для прогулок. Маленькие храмовые сады предназначались только для созерцания. "Сухие" сады, примером которых может служить сад монастыря Рёандзи в Киото, составлялись из "вечных" элементов - гальки и будто случайно разбросанных по ней камней.

Японское садово-парковое искусство развивалось одновременно с пейзажем живописным. Стиль монохромных  росписей сложился вместе со стилем садов  в 14-16 веках. Художники-садоводы и оформители интерьера были часто одними и  теми же лицами. В конце 14 и в 15 веках  в Японии развивается и пейзажная  монохромная живопись на свитках "суйбоку-га"("живопись тушью"). Первым, кто обратился  к собственно японским пейзажам, был  знаменитый мастер кисти и туши - Сэссю(1420-1506гг).

Картины Сэссю звучат как  гимн красоте природы. Эти качества особенно ощутимы в свитке "Зима", композиция которого построена на ритме  сильных, резких, словно ломающихся штрихов. Монохромные пейзажи периода  Муромати внесли в японскую живопись новые эпические ноты. Они расширили  её возможности, обогатили собственную  японскую живописную школу, указали  мастерам "ямато-э" новые пути.

Переходный характер XIV в. наиболее ярко отразился в трех письменных памятниках. Первый — «Описание Великого мира», создан в жанре исторической повести о событиях 1318—1367 гг. Другое сочинение — «История правильной преемственности божественных монархов» принадлежало Китабатакэ Тикафуса, который впервые изложил историю Японии с позиций конфуцианского идеала соответствия деяний и судьбы правителя. В жанре лирических эссе около 1331 г. создано третье выдающееся произведение переходной эпохи — «В часы досуга и пусточасья», иногда его переводят «Записки от скуки». Его автор Кэнко-хоси (1283—1350) раскрывает по-дзэнски непредвзятое отношение к человеку

Как светское действие чайная церемония появилась в XVI в. Возникло понятие «тядо» — путь чая, путь единения людей в процессе их выключения из житейской суеты. Церемония происходила в небольшом чайном домике в глубине сада недалеко от источника. Архитектурный тип чайного домика основал в середине XV в. монах Мурата Дзюко (1422—1502). Чайная церемония определила и развитие искусства составления букета — икэбана.

Пределом и синтезом всего  дзэнского искусства является Ноогаку — классический театр ноо. У его истоков стоял Канъами (1333—1384). Пользуясь поддержкой сёгуна Асикага Еси-мицу, он основал в Ига театр «Кандзэдза» и был создателем его репертуара. «Сурагаку» — так называли выступления жонглеров, мимов, шутов фокусников. В конце XVI в. возникает профессиональный кукольный театр — дзёрури.

Период Эдо (1614—1868) — завершающий период японского феодализма и вместе с тем начало эпохи Нового времени. Это годы третьего сёгуната Току-гава. Свое название он получил по имени новой столицы Эдо (нынешний Токио). Хотя изоляция страны, продолжавшаяся с 17 до середины 19 века, и искусственная консервация феодальной культуры не могли не сказаться на развитии духовной атмосферы Японии, жизненная сила, энергия и яркое восприятие явлений жизни ощутимы в позднесредневековых видах и жанрах городского искусства - новелле, театре Кабуки, массовой гравюре на дереве.

Новые веянья прежде всего  проникли в стиль зодчества. С  утверждением власти феодалов рода Токугава парадный стиль дворцовых и храмовых построек эволюционирует в сторону  пышности, увеличения архитектурного декора. Тяга к изощренности, обилию украшений и скульптурной резьбе особенно заметна в оформлении комплекса  храма-мавзолея сёгунов Токугава в  Никко, выстроенном в первой половине 17 века. В главном ансамбле Тосёгу(1617-1636) ощущение роскоши и изобилия создавалось  узорчатостью входных ворот Ёмэймон("Ворота, освещенные солнцем"). Не менее пышными  были и ворота комплекса – Карамон ("Китайские ворота"), покрытые по белой лаковой поверхности  узорами золотых драконов.

В архитектуре 17 века выявилось соотношение двух основных стилистических направлений: парадного и уединенного. Но все  же развитие японского искусства 17 века определялось большей тягой  к праздничной зрелищности. В развитии декоративной живописи 17 века особо важную роль сыграли мастера, чье творчество сформировалось в Киото, где живопись соприкасалась со всей сферой художественных ремесел. Главными среди них были Таварая Сотацу и Огата Корин. На созданных Сотацу росписях ширм, посвященных придворным танцам, по-новому соединились традиции старой живописи "ямато-э" с декоративной звучностью росписей дворцов Момояма. В них все броско, ярко, радостно. Фигуры танцоров в цветных одеждах порывисты, полны безудержного, страстного движения. Наследником этих традиций стал Огата Корин(1653-1743 или 1658-1716). Огата Корин как бы стер границы между живописью и декоративными видами искусств. Его веерам, кимоно и картинам в равной степени присущи утилитарность, наглядность и поэтичность.

Эти качества нашли воплощение и в таком  новом для Японии виде искусства, как гравюра на дереве. Центром  ее изготовления стала столица Эдо, где уже в конце 17 века сформировались основные жанры этого искусства. Гравюра охватила все сферы жизни  горожан. Она служила и театральной  афишей, и книжной иллюстрацией и  поздравительной открыткой, и украшением быта. Изготовление гравюры быстро приобрело широкий размах. Усовершенствовались  и технические приемы. В художественном процессе участвовало несколько  человек. Художник выполнял рисунок, резчик резал и подготавливал доски(из вишни, груши, японского самшита) для  каждого цвета, печатник вручную  делал оттиски, подбирая и проверяя оттенки. Основателем японской гравюры  считается Хисикава Моронобу (1618-1694гг).

В 17-18 веках  особенно повысилось внимание к предметному  миру, окружающему человека, сложились  новые представления о красоте. Перемены коснулись многих областей творчества. Возникла керамика нового типа, ярко украшенная многоцветными  эмалевыми росписями с добавлением  золота по черному и белому фону. Эта нарядная керамика, связанная  с именем Нономура Нинсэя(1598-1680гг), своей  гладкостью и звучностью орнамента приближались к лаковым изделиям. Важнейшие открытия были сделаны и в области фарфорового производства. С 17 века фарфор входит в быт японцев. Но и лаковые изделия этой поры усложняются в приемах и узорах. Техника резьбы и рельефа сочетается в них с инкрустацией золотом и перламутром; золотые порошки, смешиваясь с лаком, дают изделиям неожиданные оттенки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Эволюция культуры Средневековой  Японии обнаруживает заметное сходство с общемировыми процессами культурного  развития, которым подчиняется большинство  стран цивилизованного региона. Родившись на национальной почве, она  впитала в себя многие черты культуры индо-китайского региона и не потеряла при этом своеобразия. Переход от религиозного мировоззрения к светскому  наблюдается во многих странах мира, начиная с XVI в. В Японии процесс секуляризации культуры, хотя и имел место, однако был сильно заторможен изоляцией страны при сёгунах Токугава, стремившихся к консервации феодальных порядков. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе и одухотворением ее стихий, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Культура средневековой японии