Культура спора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 18:20, реферат

Краткое описание

В споре рождается истина. Нет, пожалуй, другой такой общеизвестной аксиомы, как эта. Но нет и другой человеческой деятельности, к которой бы относились столь диаметрально противоположные оценки. Одни называли его своей судьбой, своей стихией, другие избегали его. Кант, Галилей, Ленин испытывали удовольствие от борьбы мнений. Ньютон, Дарвин уклонялись от споров и полемики, считая, что, кроме траты времени и плохого настроения, они ни к чему не приводят. Но и те и другие стремились к истине.

Оглавление

Введение
Общие сведения о споре
Понятие спора
Виды (типы) спора
Культура спора
Эристика — искусство ведения спора
Основные принципы ведения спора
Уловки в споре
Позволительные уловки
Непозволительные уловки

Файлы: 1 файл

Культура спора.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

После этого иного упрямца никак не заставишь продолжать спор: не схватить же за ногу, чтобы удержать его. Иного можно удержать «в споре», заявив, что, если он не понял довода, то вина в нашем неуменьи ясно высказать его, а не в его уме и т. п.

Другая, но уже более «серьезная» механическая уловка с целью положить конец невыгодному спору — «призыв» или «довод» «к городовому». Сначала человек спорит честь-честью, спорит из-за того, истинен ли тезис или ложен. Но спор разыгрывается не в его пользу — и он обращается ко властям предержащим, указывая на опасность тезиса для государства или общества и т. д. Все равно, какие власти: старого режима или нового, «городовые» или «товарищи», — название такого приема одно и то же: «призыв к городовому». И суть одна и та же: приходит какая-нибудь «власть» и зажимает противнику нашему рот. Что и требовалось доказать. Спор прекратился и «победа» за нами. — Для того чтобы применить подобную уловку, требуется, конечно, очень невежественная голова или очень темная совесть.

Но «призыв к городовому» имеет целью только прекратить спор. Многие этим не довольствуются, а применяют подобные же средства, чтобы «убедить» противника, т. е., вернее, заставить его, по крайней мере на словах, согласиться с нами. Тогда подобные доводы получают название «палочных доводов». Конечно, и в наше время употребляются еще «палочные доводы» в буквальном смысле слова. Насилие во всех видах очень часто «убеждает» многих и разрешает споры, по крайней мере на время. Но такие палочные доводы в область рассмотрения логикой, хотя бы и прикладной, не входят.

 

 

 

 

Заключение

Проблема диалога является сегодня одной из актуальных проблем современности. Она заявляет о себе как глобальной проблеме, ибо возникает во всех сферах общественной жизни, на всех уровнях коммуникации, начиная от межличностного, кончая планетарным. Мир, в котором мы живем, противоречив. В нем сталкиваются противоположные интересы, цели, мировоззрения, ценностные представления. Эти разногласия порождают коллизии, выходом из которых может быть цивилизованный спор.

Учиться спорить — значит учиться мыслить и говорить рассудительно, учиться слушать и понимать собеседника, учиться уважать оппонента, соперника или противника в споре, независимо от того, согласны ли Вы с ним или нет. Умелый, конструктивный спор — это продуктивный путь решения житейских и профессиональных проблем. Культурный спор упреждает конфликты, является одним из эффективных путей совместного поиска истины, формой коллективного решения комплексных проблем, требующих объединения усилий разных специалистов. В арсенале педагогических средств спор — оригинальная форма проблемного обучения, способ активного познания и понимания, школа логической, этической и эстетической речевой культуры личности, прекрасный способ раскрытия и обогащения творческого потенциала личности.

«Учащийся оному великое будет иметь в своем искусстве вспоможение» (М.В. Ломоносов).

 

Список литературы

  1. Стишов А.В. Как победить в споре. Культура полемики. Л., 1991.
  2. Лебедева Т.В. Культура спора. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011 . – 75 с.
  3. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Псков, 1994.
  4. http://knowledge.allbest.ru/languages/2c0b65635b2bc78b4d53b88521306c27_0.html

 

 


Информация о работе Культура спора