Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:38, контрольная работа
Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, владеть всеми жанрами полемического мастерства. Это нужно адвокату во время защиты клиента и менеджеру, ведущему совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и политику, общающемуся с прессой, с представителями общественности. В процессе профессионального общения приходится отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению. Бывает, что ≪выяснение отношений≫ происходит довольно болезненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора, дискуссии.
ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Омск 2013
Введение.
Каждый деловой человек,
в какой бы деятельности он ни был
специалистом, должен уметь компетентно
и плодотворно обсуждать
Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.
В «Словаре русского литературного языка» зафиксированы все значения и оттенки слова спор:
1. Словесное состязание,
обсуждение чего-либо между
2. Взаимное притязание на владение, обладание чем либо, разрешаемое судом.
3. Поединок, битва, единоборство
(преимущественно в
Согласно «Словарю синонимов русского языка», глагол «спорить» имеет самое широкое значение, означая всякое выступление против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Синонимами слова «спорить» выступают: «дискуссировать» – публично обсуждать спорный вопрос; «диспутировать» – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу; «дебатировать» – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу; «полемизировать» – участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.
Публичный спор, как метод выяснения истины, получил значительное практическое и теоретическое развитие еще в древнем мире. Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:
1) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины;
2) эристику – искусство любой ценой остаться правым в споре;
3) софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
В Древней Греции шли горячие споры между диалектиками, софистами и эристиками о цели и назначении спора.
Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.
Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.
Павлов И.П. считал дискуссию одним из наиболее плодотворных средств в развитии науки. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.
Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика - это наука убеждать.
Она учит подкреплять мысли
В полемике применяются следующие приемы:
1. Выяснение принципиальной
позиции оппонента по спорному
вопросу. Это облегчает поиск
нужных для убеждения
2. Использование психологических
доводов:
а) довод к человеку (обращение к личным
качествам или поступкам того лица, чья
идея или предложение обсуждается);
б) довод к публике (апелляция к чувствам
свидетелей спора с целью склонить их
на сторону говорящего);
в) ссылка на авторитет (на высказывание
или действия человека, пользующегося
влиянием).
Доводы к человеку и
к публике могут оказать
3. Сопоставление утверждения
оппонента с его поступками. Этот
прием оказывает сильное
4. Применение юмора, иронии, сарказма. Так, например, в этой же дискуссии А.И. Введенский сказал: «Я заметил, что в громадном большинстве случаев лучшие антирелигиозники создают свое понимание религии и потом победоносно его разрушают. Такая борьба с ветряными мельницами своего воображения о религии Христа давно описана в бессмертном произведении Сервантеса».
5. Перехват инициативы у оппонента, атака вопросами.
К ним прибегают для того, чтобы сбить противника с толку.
1. Прием, называемый «ошибкой
многих вопросов». Оппоненту
2. Уклонение от поставленных
вопросов. Иногда полемисты просто
пропускают ответ, как
3. Часто в споре оппоненты иронизируют над вопросами, поставленными другой стороной: «И вы считаете свой вопрос серьезным?»
4. Нередко дается негативная оценка самому вопросу: «Это незрелый вопрос» и т. д.
5. Наиболее распространенным
в споре считается прием «
6. Испытывая трудности
в обсуждении проблемы, полемисты
прибегают к приему «ответ
в кредит»: ссылаясь на
Заключение.
Спор - это столкновение, противопоставление мнений, публичное обсуждение проблем, когда каждый старается доказать свою правоту.
Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы.
Спор - важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.
Искусство ведения спора называется эристикой. Искусство спора характеризуется основными признаками: доказательностью и убедительностью.
В русском языке существуют слова, которые служат разновидностями спора.
Дискуссия, публичное обсуждение спорного вопроса или проблемы, иногда превращается в спор в чистом виде. Обычно в дискуссии принимают участие компетентные лица с намерением достичь оптимального взаимоприемлемого решения.
Полемика - разновидность дискуссии, спор, переходящий в навязывание собственной точки зрения. Целью полемики, в отличие от дискуссии, является не достижение взаимопонимания и конечного оптимального результата, а доказательство своей правоты.
Дебаты - это обмен мнениями на каком-либо совещании, заседании, собрании. Это спор, но спор по правилам. Все эти виды споров - общение нескольких людей или их групп. Особенность в том, что они могут незаметно перетекать из одной формы в другую, в зависимости от конечной цели.
В понятие "культура спора" мы включаем знание предмета спора, понимание сущности спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Осваивая культуру спора, необходимо
овладеть принципами ведения спора,
которые позволят лучше подготовиться
к ведению спора; организуют и
мобилизуют на победу в споре; позволяют
логически правильно
Список литературы.
1. Проф. С.И. Поварнин - «Искусство спора. О теории и практике спора»
2. А.В. Стешов - «Как победить в споре. О культуре полемики». Лениздат, 1991
3. Алексеев А.П. - «Аргументация. Познание. Общение» 1991.
4. Михальская А.К. - «Основы риторики» 2001.
5. Сопер П.Л. - «Основы искусства речи» 1992.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. - «Культура и искусство речи» 1999.
7. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс делового общения и ораторского мастерства / В.И.Андреев. - М.: Народное образование, 1995. - 208 с.
8. Введенская Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская, Н.П.Колесников. - Ростов-на/Д: Феникс, 2001. - 448 с.
9. Константинова Л.А. Русский язык и культура речи (курс лекций) / Л.А.Константинова. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 253 с.
10. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - 560 с.
11. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И.Поварнин. - М.: Терра, 2009. - 120 с.
12. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
Практическое задание.
Спасибо за убийство
Трудности начинаются уже с определения
эвтаназии. В широком смысле это
понятие трактуется как умышленное
убийство зависимого человека (путем
действий или бездействия) для его
предполагаемой выгоды. Именно из-за такой
широкой интерпретации