Культура первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:55, реферат

Краткое описание

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Карл Ясперс (1883- 1969) один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Культура первобытного общества………………………………………...5
Духовная жизнь первобытного общества………………………………...7
Начало религии……………………………………………………...7
Тотемизм……………………………………………………………..9
Культ животных……………………………………………………11
Промысловый культ……………………………………………….12
Культ растений……………………………………………………..13
Анимизм…………………………………………………………….14
Культ предков………………………………………………………15
Аграрные культы…………………………………………………..17
Искусство первобытного общества……………………………………...19
Искусство эпохи палеолита……………………………………….19
Искусство эпохи мезолита………………………………………...20
Искусство эпохи неолита………………………………………….21
Музыка древнего мира…………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

Культура первобытного общества.docx

— 55.28 Кб (Скачать)

   Когда распускались деревья  и появлялись первые всходы  озимых, проводились обряды, призванные  содействовать лучшему их росту.  Летние земледельческие обряды  были направлены на сохранение  урожая и подготовку к его  уборке. Осенью проводились обряды, связанные с жатвой, обеспечением  урожая на следующий год (например, внесение в дом последнего  снопа).

  Отголоски аграрных культов  сохранились до наших дней. Например, славяне на Масленицу по традиции  катаются с гор, однако смысл  этого обряда утрачен. В старину  же это давало возможность  молодёжи, особенно молодожёнам,  «прокатить себя по земле», т.  е. «оплодотворить» землю в  момент, когда она после долгой  зимы начинала оживать, С наступлением  тёплых дней ради будущего  урожая катались также по земле,  по всходам жита.

  Более развитой формой религиозных  верований по сравнению с первобытными  культами является шаманство.  Шаман — древнейший специалист в области религиозной практики; следующий этап развития верований представлен колдуном. Из шамана и колдуна со временем вырастает фигура жреца.

 

Искусство первобытного общества.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

 

 

    Первые произведения  первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

  Самыми древними скульптурными  изображениями на сегодняшний  день являются так называемые  «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

  В  истории пещерной живописи  эпохи палеолита специалисты  выделяют несколько периодов. В  глубокой древности  первобытные  художники заполняли поверхность   внутри контура рисунка чёрной  или красной краской.

   Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

   В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.  В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность ; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

 

 

  В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

  Об этом свидетельствуют  наскальные рисунки в прибрежных  горных районах Восточной Испании,  между городами Барселона и  Валенсия. Прежде в центре внимания  древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

   Центральное место в наскальной  живописи занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, îíи скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного , что мешало бы передавать и воспринимать  сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.

искусство ЭПОХИ НЕОЛИТА

 

 

   Таяние ледников в неолите,  или новом каменном веке (5000—3000 гг. До н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее багоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения.

   Наскальная живопись в  эпоху неолита становится всё  более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают  человека или животное. Это явление  характерно для разных районов  земного шара. Таковы найденные  на территории Норвегии наскальные  рисунки оленей, медведей, китов  и тюленей, достигающие восьми  метров в длину.  Помимо схематизма  они отличаются небрежностью  исполнения. Наряду со стилизованными  рисунками людей и животных  встречаются разнообразные геометрические  фигуры (круги, прямоугольники, ромбы  и спирали и  т. д.), изображения  оружия (топоры и кинжалы) и  средств передвижения (лодки и  корабли). Воспроизведение живой  природы отходит на второй  план.

  Первобытное искусство сыграло  важную роль в истории и  культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения  (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть  над временем.

музыка древнего мира

 

 

  Нам трудно представить себе  музыку первобытны; людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни.  так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

  Матери, напевая, укачивали  детей; воины воодушевляли себя  перед битвой и устрашали врагов  воинственными песнями — кличами; пастухи протяжными словами собирали стада; а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы Музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень сильно изменились. Ведь музыкальное искусство непрерывно развивается, как и само человеческое общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение к окружающей жизни. Это главная особенность настоящего искусства.

    Музыка входила в игры  первобытных людей как непременная  составная часть. Она была неотделима  от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных  людей были слиты в одно  целое зачатки различных видов  искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое перасчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.

   В  древнейшей музыке  было много подражания звукам  окружающей жизни. Постепенно  люди научились отбирать из  огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

    Ритм раньше других  музыкальных элементов получил  развитие в первобытном музыкальном  искусстве. И тут нет ничего  удивительного, ведь ритмичность  заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением.  По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и Другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

   Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой на авлосе — духовом инструменте.

    И все же наша современная  музыкальная культура обязана  античности очень большими ценностями. Античные мифы, предания, трагедии  в течение многих столетий  были источником вдохновения  для музыкантов. Сюжеты первых  опер, созданных в Италии на  рубеже XVI и XVII вв., были основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа. Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогло певцу проникнуть в «царство мертвых», вызвал появление оперы Глюка, симфонической поэмы Листа, балета Стравинского.

  История Троянской войны,  легенда о несчастном семействе Атридов, несущем наказание за преступление родоначальника, послужили источником сюжетов для многочисленных оперных произведений—от «Ифигении в Авлиде» Глюка до «Орестеи» Танезва.

    Но не только сюжеты  и образы античного искусства  унаследованы нами от греков. Греческие ученые уделяли большое  внимание законам музыкального  искусства, его теории. Пифагор,  знаменитый философ и математик,  положил, начало и особой науке — музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от греческой теории музыки. Слова «гармония», «гамма», названия некоторых музыкальных ладов (например, ионийского, дорийского, фригийского) пришли к нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее населявших.

 

Заключение.

 

Роль  и влияние первобытной культуры выходят за пределы времени, в  котором она существовала. И дело даже не в том, что она продолжает сосуществовать с культурами более  поздних эпох. Она становится органическим элементом развивающейся на её основе более поздней культуры. Она не исчезает бесследно, как не исчезает вчерашний день или прожитый год, как не исчезает детство из жизни  вполне взрослого человека, которое  даёт о себе знать в излишней доверчивости к печатному слову или авторитету, в беззащитности или обезоруживающей  непосредственности, иногда проявляющийся  в нём.

Влияние первобытной  культуры, первобытного мировоззрения  далеко не всегда осознается нами. Трудно найти человека, который, к примеру, не был бы уверен. Это практически  не зависит ни от возраста, ни от уровня образования, ни от рода деятельности.

В наследство от первобытной культуры достались  нам и мифы. Они существовали у  всех народов, и их влияние на мышление человека сохраняется по сей день. Это влияние может быть как благотворным, так и дурным. Развитая культура характеризуется тем, что в ней не отрицается значение мифов как якобы пустых вымыслов, а изучается и сами мифы, и их влияние.

Целая эпоха  духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций  была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий  дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия.

Людские сообщества нуждались в сильных  героических личностях, способных  бороться и побеждать врагов рода, племени, народа, и мечта, воображение  создали таких героев, очищавших  мир от скверны, подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, ил Раме, убившему чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал всё живое и разорял земли.

Информация о работе Культура первобытного общества