Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:55, реферат
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Карл Ясперс (1883- 1969) один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.
Введение…………………………………………………………………….3
Культура первобытного общества………………………………………...5
Духовная жизнь первобытного общества………………………………...7
Начало религии……………………………………………………...7
Тотемизм……………………………………………………………..9
Культ животных……………………………………………………11
Промысловый культ……………………………………………….12
Культ растений……………………………………………………..13
Анимизм…………………………………………………………….14
Культ предков………………………………………………………15
Аграрные культы…………………………………………………..17
Искусство первобытного общества……………………………………...19
Искусство эпохи палеолита……………………………………….19
Искусство эпохи мезолита………………………………………...20
Искусство эпохи неолита………………………………………….21
Музыка древнего мира…………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26
Когда распускались деревья
и появлялись первые всходы
озимых, проводились обряды, призванные
содействовать лучшему их
Отголоски аграрных культов
сохранились до наших дней. Например,
славяне на Масленицу по
Более развитой формой
Искусство первобытного общества.
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи
эпохи палеолита специалисты
выделяют несколько периодов. В
глубокой древности
Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.
В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность ; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем.
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Об этом свидетельствуют
наскальные рисунки в
Центральное место в
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. До н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее багоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения.
Наскальная живопись в
эпоху неолита становится всё
более схематичной и условной:
изображения лишь слегка
Первобытное искусство сыграло
важную роль в истории и
культуре древнейшего
Нам трудно представить себе музыку первобытны; людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.
Матери, напевая, укачивали
детей; воины воодушевляли
Музыка входила в игры
первобытных людей как
В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.
Ритм раньше других
музыкальных элементов получил
развитие в первобытном
Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой на авлосе — духовом инструменте.
И все же наша современная
музыкальная культура обязана
античности очень большими
История Троянской войны, легенда о несчастном семействе Атридов, несущем наказание за преступление родоначальника, послужили источником сюжетов для многочисленных оперных произведений—от «Ифигении в Авлиде» Глюка до «Орестеи» Танезва.
Но не только сюжеты
и образы античного искусства
унаследованы нами от греков.
Греческие ученые уделяли
Заключение.
Роль
и влияние первобытной культуры
выходят за пределы времени, в
котором она существовала. И дело
даже не в том, что она продолжает
сосуществовать с культурами более
поздних эпох. Она становится органическим
элементом развивающейся на её основе
более поздней культуры. Она не
исчезает бесследно, как не исчезает
вчерашний день или прожитый год,
как не исчезает детство из жизни
вполне взрослого человека, которое
даёт о себе знать в излишней доверчивости
к печатному слову или
Влияние первобытной культуры, первобытного мировоззрения далеко не всегда осознается нами. Трудно найти человека, который, к примеру, не был бы уверен. Это практически не зависит ни от возраста, ни от уровня образования, ни от рода деятельности.
В наследство от первобытной культуры достались нам и мифы. Они существовали у всех народов, и их влияние на мышление человека сохраняется по сей день. Это влияние может быть как благотворным, так и дурным. Развитая культура характеризуется тем, что в ней не отрицается значение мифов как якобы пустых вымыслов, а изучается и сами мифы, и их влияние.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия.
Людские сообщества нуждались в сильных героических личностях, способных бороться и побеждать врагов рода, племени, народа, и мечта, воображение создали таких героев, очищавших мир от скверны, подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, ил Раме, убившему чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал всё живое и разорял земли.