Культура как знаковая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

О культуре можно говорить как о живом развивающемся организме, имеющем свои закономерности существования, подверженном перепадам расцвета и упадка. Это сложная система ценностей и способов, посредством которых человек выражает и познает себя на долгом пути своего существования в мире, который он посредством культуры превращает из противника в сотрудника по созданию гармонии. Наука и культура неотделимы от понятия знака, поскольку они дают в распоряжение людей всё более нужные им знаки и представляют свои результаты в форме знаковых систем. Как человеческая цивилизация, так и человеческий разум невозможны без знаков и знаковых систем, и как говорил Ч. Моррис, интеллект вообще следует отождествлять именно с функционированием знаков.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………..………...…… 3
1. Основные значения понятия «культура»......………………………… 4
2. Естественный язык - основа и основная ось понятия культуры……. 7
3. Типология культуры................................................................................ 9
4. Основные принципы взаимосвязи культуры и семиотики.................. 13
5. Культура – механизм для обработки и сообщения информации........ 15
6. Динамизм культуры................................................................................ 17
Заключение ………………………………….………………………....……… 19
Список литературы ………………….……………………………..….……... 20

Файлы: 1 файл

Культура как знаковая система.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, тенденция к приумножению — результат потребности преодолеть неадекватность коммуникации и потребности  обеспечить упорядочение и циркуляцию все возрастающего количества информации, которую накапливает культура.

    В пределах культуры различные вторичные  системы развиваются с разной быстротой: поскольку каждая система  имеет свой метаязык - язык критики для искусств, язык социологии для социального поведения, мифологии для мифов и семиотики культуры для общего функционирования культуры, - общая модель изменения повторяется с различной скоростью в каждой вторичной системе. В культурах с высокой степенью сложности, таких, как современная культура, роль индивида-творца (артиста) в изобретении и обновлении кодов особенно значительна. Чем больше сложность культуры, тем больше значение каждого индивида как структурного составляющего всей системы. Факт существенного динамизма культуры придает большее значение диахроническому описанию культур, чем синхроническому, которое является менее адекватным реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

            В заключении можно сделать окончательный вывод касательно семиотики культуры. Культура -  знаковая система, определенным образом организованная.  В качестве определяющего признака культуры выступает именно момент организации, появляющейся как некая сумма правил, ограничений, наложенных на систему.

        Культура неизбежно принимает  характер вторичной системы, надстраиваемой  над тем или иным, принятым в данном коллективе, естественным языком, и по своей внутренней организации воспроизводит структурную схему языка. Наличие различно организованных структур и разных степеней организованности – необходимое условие работы механизма культуры. По утверждению М. Ю. Лотмана, “c потребностью структурного разнообразия, видимо связано то, что каждая культура, помимо внекультурного фона, расположенного ниже её уровня, выделяет специальные сферы, иначе организованные, которые оцениваются в аксиологическом отношении весьма высоко, хотя и стоят вне общей системы”. Таков монастырь в средневековье, поэзия в концепции романтизма, театр для обывателя и многие другие островки «другой культуры»8.

    Итак, культура - исторически сложившийся  пучок семиотических систем (языков), который может складываться в единую иерархию (сверхязык – по мнению Ю. М. Лотмана, но может представлять собой и симбиоз самостоятельных систем. Но культура включает в себя не только определенное сочетание семиотических систем, но и всю совокупность исторически имевших место сообщений на этих языках (текстов).

    Таковы, как представляется, основные черты  той сложной семиотической системы, которую мы определяем как культуру.

  Список литературы: 

  1. Культурология /  Под редакцией Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 568 с.
  2. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПБ, 2002. - 768 с.
  3. Маркова А.Н. Культурология. – М.: Волтерс Клувер, 2009. - 496 с.
  4. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. – М.: Академия, 2008. - 432 с.
  5. Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008. — 592 с.

Информация о работе Культура как знаковая система