Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:01, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологи является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.
Введение…………………………………………………………….2
Глава 1 Понятие культура…………………………………………3
1.1 Происхождение понятия «культура»…………………………3
1.2 Многозначность понятия «культура»………………………...5
1.3Определения понятия «культура»……………………………..8
Глава 2 Культура и общество……………………………………..11
2.1 Структура и функции культуры………………………………11
2.2 Материальная и духовная культура………………………….19
2.3 Духовная культура……………………………………………..20
Глава 3 Феномен культуры………………………………………...22
3.2 Искусство в культуре…………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………….
Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Глава 3 Феномен культуры
Загадочен феномен культуры. Она способна воспроизводить сово-купный духовный опыт, ей свойственен универсализм, в ней соседствуют самые различные, иногда противоположные традиции, как будто взаимоисключающие друг друга: мифологические и научные, религиозные и светские, утилитаристские и романтические, эгоистические и альтруистские и т.д. "Механизм” отбора культурного наследия пока не поддается анализу. Культуре не продиктуешь - что хранить, а что стереть. Она по большому счету неподвластна никому, у нее своя логика, свои законы.
Много веков идут споры о том, что такое культура, выдвигаются различные концепции о ее сущности, закономерностях, перспективах, о ее влиянии на мир человека, ее возможностях в решении глобальных проблем современности и т.п.
Но постижение того или иного феномена социальной жизни начина-ется вовсе не тогда, когда данное явление получает определенное назва-ние. (Например, термин "пропаганда” появился в XVII веке, термин "идеология" - в XVIII веке. Но это не значит, что изучение их началось только тогда).
Уже софисты Древней Греции осмысливали сопоставление природ-ного и нравственного в качестве двух противостоящих начал. В той же мере древние греки проводили различие между своей "воспитанностью" и "дикостью" варваров, а это, по сути, уже фиксация разницы культурного уровня и осознание культурного своеобразия разных народов.
О сложности постижения феномена культуры говорили и говорят все. Немецкий философ-просветитель XVIII века И. Гердер в книге "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791 гг.) восклицал: "Культура? Нет ничего неопределеннее этого слова!" Многозначность понятия "культура" вынуждены отмечать и отечественные авторы вышедших в последние годы монографий, посвященных проблемам общей теории культуры: П. Гуревич, Б. Ерасов, М. Каган, Л. Коган, Ю. Лотман, В. Межуев, М. Мамардашвили и др.
В осмыслении феномена культуры всегда существовали две линии: рационалистическая и романтическая. Обозначим их сущность, сославшись на авторитет К. Ясперса.
"Рационалисты" стремились определить культуру посредством дефиниций, "наложить" феномен на какую-либо схему, обнаружить логику культуры, но всегда определение страдало неполнотой, поскольку нельзя объять необъятное. "...единая обобщающая картина мира в ее целостности, в ней существует ряд культурных сфер и их развитие. Можно их рассматривать отдельно и во взаимодействии - единство истории, культуры, человечества".
"Романтики" же настаивали на том, что дать определение культуры в принципе невозможно из-за ее непостижимости, загадочности, иррациональности. Они акцентировали внимание на явлениях, выпадающих из схемы, на необъяснимости явлений культуры (вдохновения, интуиции, гениальности, наконец). Их занимает "пульсация" культуры... "Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов ... культуры, как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец; они не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу"
3.2 Искусство в культуре
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:
- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело
не только со звучанием
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Можно сделать вывод, что искусство сделало большой шаг в развитий культуры. Например, Литература к концу XVIII в. дала России крупнейших национальных писателей -- Фонвизина, Державина, Карамзина, подготовивших расцвет русской литературы XIX в. Реформа русского языка, произведенная Ломоносовым, Державиным и Карамзиным, заложила основы для создания Пушкиным литературного языка, который до нашего времени составляет одно из величайших культурных богатств русского народа. В XVIII в. окончательно сложился русский национальный театр. Расцвет архитектуры и скульптуры свидетельствует о плодотворности влияния европейского классицизма и об опыте его синтеза с древнерусской архитектурой.
Заключение
Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.
Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.
Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень. Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений.
А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах.
Ценностями культуры
выступают различные
Список литературы
1.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998. – 788с.
2.Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М:, 1998.
3.Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс, 1994, - 319с.
4.Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общественные науки и современность. - 1999. № 6. с. 153—154.
5. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. - 617с.