Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:01, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологи является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.
Введение…………………………………………………………….2
Глава 1 Понятие культура…………………………………………3
1.1 Происхождение понятия «культура»…………………………3
1.2 Многозначность понятия «культура»………………………...5
1.3Определения понятия «культура»……………………………..8
Глава 2 Культура и общество……………………………………..11
2.1 Структура и функции культуры………………………………11
2.2 Материальная и духовная культура………………………….19
2.3 Духовная культура……………………………………………..20
Глава 3 Феномен культуры………………………………………...22
3.2 Искусство в культуре…………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………….
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный горный университет»
Кафедра художественного проектирования
и теории творчества
«КУЛЬТУРА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Реферат по культурологи
Преподаватель: Шадрина А.В
Студент: Рученко А.О
Группа: М(ПМ)-14-1
Екатеринбург,2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие культура…………………………………………3
1.3Определения понятия «культура»……………………………..8
Глава 2 Культура и общество……………………………………..11
2.1 Структура и функции культуры………………………………11
2.2 Материальная и духовная культура………………………….19
2.3 Духовная культура……………………………………………..20
Глава 3 Феномен культуры………………………………………...22
3.2 Искусство в культуре…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологи является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.
Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения.
Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.
Глава 1 Понятие культура
Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.
В Средневековье культура отождествлялась с умением истолковывать и понимать тексты Священного писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы.
По мере накопления знаний об общественной жизни и многообразии протекающих в ней процессов возникали новые попытки дать определение культуры. Одна из первых таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, отличного от природного бытия. При этом культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей.
Такое разнообразие контекстов употребления слова «культура» не прошла бесследно. До XVIII в., согласно выводам лингвистов слово «культура» стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие «цивилизация». Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.
Современные исследователи ищут аналоги термина «культура» в других языках. Так, в древнегреческой употреблялось слово «пайдейя», что означало воспитания гармоничной личности (в ребенке), китайском языке - «жень» и «вэнь» означали воспитания благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о «дхармашастр» (учение о жизненных правилах поведения и обязанности верующего). Это сходство оправдывает использование понятия «культура» для изучения разнообразных исторических фактов.
Трудно представить себе термин более распространенный и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, ее изучает целый ряд наук. Прежде всего необходимо различать научное и повседневное употребление этого слова. Повседневное употребление понятия «культура» встречается чаще всего в обиходном языке. Так, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек, то это означает, что его поведение (или воспитание) заслуживает положительной оценки; если кого-то называют некультурным человеком -- значит, оценивают его отрицательно. В науке понятие «культура» имеет описательный смысл: его употребляют для обозначения определенных явлений, предметов и процессов.
В современной культурологии существует два основных подхода к пониманию культуры.
Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящий природе. Этот мир создан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных общностей.
С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Однако зачастую их ценность носит относительный характер. Так, например, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой ценность. Но для большинства здравомыслящих людей она – орудие, созданное для уничтожения всего живого и действительно ценного. Потому она не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь позитивные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, сопровождают, увы, человеческую жизнь, и невозможно понять культуру той или иной страны, если игнорировать их существование.
В своих творениях человек воплощает свои цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во все, что мы делаем. Определенный смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учеба, правила этикета, поведение человека и т.д.
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определенное значение для человека. Так, основная функция автомобиля – служить средством передвижения. Вместе с тем для многих – это еще и предмет престижа. Для того, чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут увидеть внешний вид пирамид, ученые – изучить их физико-химический состав, размеры и т.д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно изучать всемирную историю, а также историю своей страны.
Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Самым универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.
«Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэй-лору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Впоследствии предпринимались попытки определить культуру как набор характеристик человеческого поведения, как собственно творческую деятельность, как одно из проявлений общественной жизни людей, как социальную структуру или организм.
Ориентироваться в столь многочисленных определениях трудно, поэтому попробуем обозначить лишь общие подходы к теме и дать рабочее определение культуры применительно к данному курсу. Часто к понятию «культура» относят все, что создано человеком. Такое толкование подчеркивает прежде всего гуманистическую природу культуры, представляя ее как специфический, характерный именно для людей способ деятельности и его результаты. Это -- наиболее широкое понимание данного понятия, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле культуре принадлежит как всякий предмет, созданный человеком, так и любая мысль, рожденная человеческим разумом. В рамках данного подхода понятие культуры охватывает всю жизнь общества, и социальные системы рассматриваются также как часть культуры. Фактически история культуры превращается просто в историю.
Однако понятие «культура» употребляется и в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи -- словом, высшие творения человеческого разума.
Культура включает общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.
Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути культура и начинается с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели.
Социальные ценности — это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира; общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность—норма. Например, хорошо—можно; плохо—нельзя.
Социальные нормы (от лат. погта — руководящее начало, правило, образец) — предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.
Совокупность ценностей и норм создает целостную ценностнонормативную систему общества, которая обусловливает социальную мотивацию, регулирует и оценивает поведение и деятельность людей, определяет приоритеты в целях и способах их достижения.
Глава 2 Культура и общество
2.1 Структура и функции культуры
1. Адаптивная функция
культуры. Культура обеспечивает
адаптацию человека к окружающе
Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулись способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования - культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д.