Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 15:15, реферат
Ислам-третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Это религиозная система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу.
Введение
1.Ислам: направления, течения, секты
1.1 Основатель ислама
1.2 Направления, течения, секты
2. Ислам как образ жизни
2.1 Источники вероучения
2.2 Символ веры ислама
2.3 Шариат
2.4 Основные ценности ислама
2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды
2.6 Праздники в исламе
Заключение
Литература
Предписания
шариата многочисленны и
Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и
т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на шесть основных
категорий:
. обязательные (за невыполнение которых следует наказание);
. рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные);
. дозволенные;
. предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);
. запрещенные;
. наказуемые
2.4
Основные ценности
ислама
Первая, наиважнейшая ценность в исламе - религия.
Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
Второй ценностью ислама является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самая ценная из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее - исключительная привилегия Бога Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить настоящей жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Бога.
В исламе самоубийство так же запрещено, как и незаконное лишение жизни другого человека. Прощению за самоубийство подлежат лишь лица, прибегшие к этому в результате каких-либо умственных заболеваний.
Шариат предусматривает три категории людей, чьи действия остаются безнаказанными:спящий человек, человек страдающий умопомешательством, дитя не достигшее зрелости.
Чрезвычайно сурово в исламе карается преднамеренное убийство. За совершение умышленного убийства Коран предусматривает смертную казнь в виде кровной мести. Шариат запрещает самолично вершить суд. Право кровной мести может быть реализовано лишь после вынесения обвинительного приговора, подтверждающего преднамеренный характер совершенного убийства. Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам первого порядка, т.е к смертным греха. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за другую жизнь, будет пребывать в аду вечно.
Третьей ценностью ислама является собственность. Труд в исламе имеет очень важное значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе. В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно преданиям, которые подлежат неукоснительному исполнении, просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: тому, кто находиться в безвыходной ситуации, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его. Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не проводиться разница между видами работ. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным достойным способом. Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым - харам, наоборот, честно и справедливо заработанное считается чистым - халал.
В исламе право собственности охраняется и гарантируется шариатом. В современных исламских государствах собственность подразделяется на две формы: частную и государственную. Посягательство на собственность карается достаточно сурово. Наказание в шариате классифицируется на: худуд, касас, дийат и тазир.
Худуд на языке религиозно-правовых норм означает определение наказания согласно божественному праву. Цель худуда согласно мусульманским нормам есть устрашение. К худуду относятся: избиение камнями, отсечение частей тела, телесные наказания, распятие. Эта группа наказаний применялась, например, за совершение умышленного убийства, хищение, изнасилование.
Тазир- система видов
2.5
Этикет принятия пищи,
запреты, предписания
и обряды
В исламе существует свой кодекс приличий. Особенно детально разработан он в отношении еды. Брать еду и питье полагается только правой рукой. Левая считается «нечистой» - ею сморкаются. Только правой рукой следует передавать блюда и другие приборы сотрапезникам. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. Резать хлеб ножом запрещается нужно его ломать руками.
Широко известно, что в исламе существует как бы «сухой закон»: мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки, и в этом есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление вина, но даже присутствие при пьяном застолье. Один из хадисов гласит: «Вино - источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум. Он не знает бога, не признает ни чьих прав, никого не уважает, даже своих родных и близких…» Существуют и пищевые запреты. Мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей.
К
числу предписаний шариата
Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым - на замену жен. Жена права на развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика побивания неверной жены камнями - это норма адата, чем официально канонизированного шариата. Однако в случае, если неверность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к провинившейся. Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права женщины - как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи рабыни), если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым - это тоже практика адата, чем каноническая норма шариата, женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники часто продавали, дарили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену. Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательное затворничество женщин. Одежда мусульманки должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является абсолютно необходимым:
1.)Женская
одежда должна скрывать все
тело женщины за исключением
лица и ладоней. Закрывать
2.) Женское одеяние не должно быть прозрачным и материал для него следует подбирать плотный, через который нельзя рассмотреть цвет кожи или нижнюю одежду.
3.) Одежда должна быть широкой и просторной, а не узкой и облегающей.
4.) Женская одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза.
Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности.
Из всех предписаний ислама, которые наиболее строго соблюдаются населением мусульманских стран - это обряд обрезания. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и 'считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль-дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником, на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.
Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина - свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемониал, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.
Торжественно,
опять-таки со специальными ритуальными
обрядами, отмечается в семье мусульманина
и рождение ребенка, особенно сына. И наконец,
последний из серии обрядов, сопутствующих
мусульманину на протяжении всей его жизни,
- похороны. Этот мусульманский погребальный
обряд сохранил многое из доисламских
традиций. «Спешите хоронить своих мертвых,-
говорил Мухаммед.- Они скорее достигнут
вечного блаженства, если были праведны
в земной жизни. А если они были порочны,
то тем самым вы скорее удалитесь от них,
осужденных гореть в пламени ада». Поэтому
тело покойного в мусульманских странах
обычно предают земле в течение 24 часов
после смерти. Умершего обмывают, натирают
благовониями, заворачивают в саван (кафан)
из белого полотна. Саван завязывается
у головы и ног. Гроб или погребальные
носилки накрывают черным покрывалом,
несут головой вперед. Покойника кладут
в могиле по- разному, исходя из местных
народных обычаев. Но если хоронят в гробу,
тело должно лежать либо головой, либо
правым боком к Мекке. Памятников на могиле
обычно не ставят, ограничиваясь строгим
каменным надгробием в виде круглого или
четырехгранного столба.
2.6
Праздники в исламе
Как правило, все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в исламе существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников - ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста: насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу, укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д. Если он допустил нарушение поста, то обязан в возмещение уплатить штраф, чаще всего в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме.
Другой большой мусульманский праздник приходится на 70-ый день после окончания поста. Это курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Праздник курбан-байрам - наиболее длительный, он тянется не менее четырех дней. Остальные праздники короче. Так 12 числа месяца раби-альавваля отмечается день рождения пророка. В мечетях в этот день совершается богослужение. Правоверные в честь пророка устраивают пиршества, собирают пожертвования.
Заключение
Итак, несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом представляет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя все элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были арабская культура и арабская государственность.
Ислам показал себя одной из наиболее значительных сил среди мировых религиозных систем. Его сила состояла и состоит в том, что он пронизал все поры мусульманского общества, определил характер социально-экономических
Отношений, культуру и быт правоверных.
Таким образом, сила ислама заключается в основах, которые были заложены еще Мухаммедом. Ислам и сегодня живая, развивающаяся религия, которая активно вторгается в социально-политическую жизнь исламских стран и в мировую политику.
Литература: