Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:15, реферат
Языком культуры мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции ( носители смысла)». Проблему языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере, по трем основаниям.
1. Культура как мир знаков и символов ……………………………………… 2
1.1. Естественные знаки …………………………………………………….. 3
1.2. Функциональные знаки ….………………………………………………4
1.3. Иконические знаки и символы …………………………………………5
1.4. Конвенциональные знаки ………………………………………..…….. 6
1.5. Вербальные знаки …………………………….......……………………..7
1.6. Знаковые системы записи ……………………………………………….8
2. Особенности развития западной цивилизации ХХ в. ………………………9
3. Список используемой литературы …………………………………………. 18
2) Германии предоставлялся
3) Французские войска по
требованию США должны были покинуть территорию
Германии в районе Рура.
4) США брали на себя обязательство
предоставить кредиты также другим странам
Европы. Локкарнская конференция (1925 г.)
закрепляет «план Дауэса». Соглашение
между Францией, Германией, Бельгией и
Англией фиксируют западные границы. В
этот же период начинается полоса признания
западными державами Советской России.
Положительные сдвиги
в экономике и международных отношениях
не могли не сказаться положительно и
на внутриполитической обстановке стран
Европы и Америки. Относительно высокие
темпы развития производства привели
к сокращению безработицы, что, в свою,
очередь, способствовала сглаживанию
социальных проблем, снижению уровня социальной
напряженности.
Однако уже в 1929—1933 гг. экономику
Запада охватил самый крупный, разрушительный
кризис в истории капитализма. В период
этого кризиса мировое производство товаров
упало на 44%, разорилось тысячи банков,
более 100 тыс. предприятий, началась массовая
безработица. Наивысшего уровня безработица
достигла в Германии — около 50% активной
рабочей силы. В США в период пика кризиса
насчитывалось 17 млн. безработных. В охваченных
экономическим кризисом странах капитала
наблюдались высокие темпы инфляции, развитие
«черного рынка», захлестнул вал преступности.
В этот период резко растет социальная
напряженность, активизируются крайне
левые и крайне правые политические организации,
усиливается давление на демократические
институты.
В капиталистических
странах Европы и США были выработаны
различные модели выхода из кризиса. В
США возобладал неолиберальный подход.
В 1933 г. после победы на выборах демократов
был провозглашен «Новый курс» Франклина
Рузвельта. «Новый курс» означал признание
необходимым определенное участие государства
в регулировании экономических отношений,
проведение государством активной социальной
политики. Рузвельт выступил за определенное
ограничение власти монополий, перераспределение
материальных благ через систему налогов
и государственных социальных программ
в пользу бедных слоев общества.
«Новый курс» реализовался
в системе конкретных экономических мероприятий.
На первом месте стояла проблема финансовой
стабилизации. С этой целью был создан
Резервный валютный фонд, уцелевшим в
ходе кризиса банкам был выдан целевой
кредит, все финансовые операции Резервного
валютного фонда государство взяло под
свою гарантию, был наложен запрет на биржевые
финансовые спекуляции. Таким образом
закреплялся финансовый контроль и контроль
за сферой обращения со стороны государства.
В области промышленности государство
установило контроль над объемом производства,
ценами, трудовыми отношениями, применялось
принудительное укрупнение предприятий
— картелирование, вводился государственный
арбитраж. В области социальной политики
правительство устанавливало продолжительность
трудового дня, легализировало деятельность
профсоюзов: профсоюзы получили право
юридического лица. Широко оказывалась
помощь безработным. В целях поднятия
уровня занятости развивалась сеть общественных
работ, в особенности дорожное строительство.
В аграрном секторе экономики:
1) погашалась фермерская задолженность
в форме списания долгов, либо растягивания
их уплаты на долгие годы; 2) производился
плановый подъем цен на сельскохозяйственную
продукцию за счет снижения объемов производства.
Государство стимулировало это снижение
за счет дотаций. Реализация всех этих
мер стабилизировала экономику США и начиная
с 1935 г. она начинает выходить из кризиса.
Принципиально иным путем происходило
преодоление экономического кризиса в
Германии. Особенность германского пути
выхода из кризиса обусловлены многими
причинами, но главной из них было поражение
Германии в первой мировой войне и унизительные
для нее условия Версальского мира. Под
воздействием всех этих условий в Германии
победил фашизм (от лат. fascia — пучок, связка
— символ мощи и порядка в Римской империи).
Фашизм зародился в Италии.
Идейным отцом фашизма является бывший
лидер итальянских социалистов Б. Муссолини,
создавший первую фашистскую организацию
«фаши ди комбиваленти» в 1919 г.
Германский фашизм вырос
из кружка под названием «Свободный рабочий
комитет за достижение доброго мира».
Этот кружок был создан рабочим Антоном
Дрекслером. На базе этого кружка в 1919—
1925 гг. под руководством А. Гитлера сформировалась
национал-социалистическая партия Германии
(НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была
предпринята попытка путча, которая с
позором провалилась. Партия временно
перешла на нелегальное положение.
В 1923—1933 гг. в период экономического
кризиса начинает складываться массовая
база фашизма. Под влиянием кризиса растут
антикапиталистические и антидемократические
настроения. В общественном сознании Германии
того времени отчетливо выкристаллизировались
три идеи:
1. Идея сильной власти, которая могла бы
установить и обеспечить порядок.
2.Идея справедливой социальной политики.
3.Идея национального самоутверждения.
Эти идеи были подхвачены
А. Гитлером, легли в основу политической
программы национал-социалистической
партии и помогли ей легальным путем прийти
к власти. 30 января 1933 г. А. Гитлер был назначен
рейхсканцлером Германии. Германия вступила
в период господства фашизма.
Разберемся же более внимательно,
что за общественное явление фашизм. В
идейном плане фашизм представляет собой
национал-социалистическую идеологию.
Теоретическим основанием национал-социалистической
идеологии являются идеи расизма и элитаризма.
Фашизм выдвинул теорию о превосходстве
определенных народов над другими. В частности
германский фашизм утверждал приоритетное
положение в современном мире культуросозидающей
расы — ариев, к которой были отнесены
прежде всего немцы и ряд северных народов
(шведы, норвежцы, датчане). Целостность
расы, создание возможностей для ее развития
объявлялись непреходящей ценностью.
Поэтому личностное начало расценивается
в фашизме как вторичное по сравнению
с расово-этническим, национально-государственным
началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма
существенное место занимает вождизм
или принцип фюреризма, требующий безусловного
подчинения масс своему конкретному руководителю,
а создателей фашистских партий и государств
наделяет сверхъестественными способностями.
Значительную роль в идеологических построениях
играет ницшеанская идея сверхчеловека,
который в интересах своей расы имеет
право преступать нормы общественной
морали, созданной якобы для того, чтобы
слабые могли господствовать над сильными.
На базе фашизма в Германии
устанавливается тоталитаристский политический
режим правого толка. Понятие «тоталитаризм»
происходит от латинского слова «totalis»
(весь, полный, целый) и означает стремление
власти контролировать все сферы общественной
жизни и личную жизнь граждан.
Характерные
черты тоталитаризма:
1. Всеобщая политизация и идеологизация
общества. Обязательная для всех граждан
государства официальная идеология, в
центре которой находится представление
о совершенном обществе, над строительством
которого они призваны работать. Отклонение
от этой идеологии карается как государственное
преступление.
2. Законодательная, исполнительная и судебные
системы контролируются из одного центра
— политического и идеологического института
— правящей партии.
3. Правящая партия является единственной
партией в данном государстве. Эта партия
строго иерархизирована и руководима
одним человеком — вождем.
4. Политические свободы и права граждан
зафиксированы формально, но реально отсутствуют.
Законы защищают только интересы государства.
5. Легальная политическая оппозиция отсутствует.
Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно
в форме диссидентства (инакомыслия).
6. Существует строгая цензура над всеми
средствами массовой информации, запрещено
критиковать представителей власти.
7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с
функциями обеспечения правопорядка выполняют
функции карательных органов государства
и выступают в качестве инструмента массовых
репрессий.
8. Власть держится преимущественно на
насилии. Вместе с тем, правящая партия
прилагает большие усилия для внедрения
государственной идеологии. Это обеспечивает
поддержку власти со стороны абсолютного
большинства населения.
С помощью инструментов
тоталитаристского государства Германия
приступила к преодолению экономического
кризиса. В основе фашистской программы
выхода из кризиса лежала идея государственного
регулирования экономики. В качестве одного
из важных инструментов этого регулирования
был признан народнохозяйственный план.
В гитлеровской Германии был разработан
4-летний план (1936— 1940) развития народного
хозяйства. Инструментами
регулирования, применяемыми в Германии,
были также государственные заказы, фиксированные
цели и зарплата. Большое значение придавалось
расширению государственного сектора
экономики, в котором преобладала военная
отрасль производства. Бюджетное финансирование
направлялось прежде всего в эти отрасли.
В Германии был популярен лозунг «пушки
— вместо масла».
Социальная политика
фашистского государства была направлена
на создание так называемого «народного
общества», «общества социального равенства
и богатства» для своей высшей, избранной
нации. Богатство такого общества предполагалось
создавать как за счет принуждения к труду
своих граждан, так и нещадной эксплуатации
тех народов, которые были объявлены второсортными,
неполноценными. Отсюда вытекала идея
о необходимости установления Германией
мирового господства.
Реализация этой идеи во
внешней политике привела к экспансионизму,
венцом которого явилась вторая мировая
война. Германия, как известно, потерпела
поражение во второй мировой войне. После
второй мировой войны в мире установился
новый экономический и политический порядок.
Изменились отношения собственности.
В капиталистических странах произошел
переход от преимущественно индивидуализированной
частной собственности к коллективным
формам владению собственностью: акционерной,
кооперативной и т. д. При этом собственность
остается частной со всеми ее признаками
и гарантиями.
Широкое акционирование
предприятий за счет продажи акций мелким
вкладчикам, в том числе рабочим и служащим
этих предприятий, привело к сглаживанию
социально-классовой дифференциации общества.
Доминирующее положение занял «средний
класс». Этот класс заинтересован в социальной
стабильности общества, в демократии и
охране прав личности. Укрепились политические
институты, расширилась возможность для
влияния каждого гражданина на жизнь общества.
Возрастают интеграционные процессы во
всех сферах жизнедеятельности обществ,
создаются многонациональные политические,
экономические, религиозные и иные объединения
и организации.
Список используемой литературы.
1. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций.
2. Васин А.С. Культурология. – М.: Фобос, 2004
3. Романов Ю.М. Культурология. – С-П.: Юристь, 2006.
Информация о работе Культура и особенности развития западной цивилизации ХХ века