Культура и особенности развития западной цивилизации ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Языком культуры мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции ( носители смысла)». Проблему языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере, по трем основаниям.

Оглавление

1. Культура как мир знаков и символов ……………………………………… 2
1.1. Естественные знаки …………………………………………………….. 3
1.2. Функциональные знаки ….………………………………………………4
1.3. Иконические знаки и символы …………………………………………5
1.4. Конвенциональные знаки ………………………………………..…….. 6
1.5. Вербальные знаки …………………………….......……………………..7
1.6. Знаковые системы записи ……………………………………………….8
2. Особенности развития западной цивилизации ХХ в. ………………………9
3. Список используемой литературы …………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

2) Германии предоставлялся кредит  на льготных условиях в размере 800 млн. марок. 
     3) Французские войска по требованию США должны были покинуть территорию Германии в районе Рура. 
     4) США брали на себя обязательство предоставить кредиты также другим странам Европы. Локкарнская конференция (1925 г.) закрепляет «план Дауэса». Соглашение между Францией, Германией, Бельгией и Англией фиксируют западные границы. В этот же период начинается полоса признания западными державами Советской России. 
      Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться положительно и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что, в свою, очередь, способствовала сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряженности. 
     Однако уже в 1929—1933 гг. экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44%, разорилось тысячи банков, более 100 тыс. предприятий, началась массовая безработица. Наивысшего уровня безработица достигла в Германии — около 50% активной рабочей силы. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. безработных. В охваченных экономическим кризисом странах капитала наблюдались высокие темпы инфляции, развитие «черного рынка», захлестнул вал преступности. В этот период резко растет социальная напряженность, активизируются крайне левые и крайне правые политические организации, усиливается давление на демократические институты. 
      В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. В 1933 г. после победы на выборах демократов был провозглашен «Новый курс» Франклина Рузвельта. «Новый курс» означал признание необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение государством активной социальной политики. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества. 
    «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий. На первом месте стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции. Таким образом закреплялся финансовый контроль и контроль за сферой обращения со стороны государства. 
    В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий — картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство. 
     В аграрном секторе экономики: 1) погашалась фермерская задолженность в форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы; 2) производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет дотаций. Реализация всех этих мер стабилизировала экономику США и начиная с 1935 г. она начинает выходить из кризиса. 
    Принципиально иным путем происходило преодоление экономического кризиса в Германии. Особенность германского пути выхода из кризиса обусловлены многими причинами, но главной из них было поражение Германии в первой мировой войне и унизительные для нее условия Версальского мира. Под воздействием всех этих условий в Германии победил фашизм (от лат. fascia — пучок, связка — символ мощи и порядка в Римской империи). 
     Фашизм зародился в Италии. Идейным отцом фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Б. Муссолини, создавший первую фашистскую организацию «фаши ди комбиваленти» в 1919 г. 
      Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919— 1925 гг. под руководством А. Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была предпринята попытка путча, которая с позором провалилась. Партия временно перешла на нелегальное положение. 
    В 1923—1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии того времени отчетливо выкристаллизировались три идеи: 
1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок. 
2.Идея справедливой социальной политики. 
3.Идея национального самоутверждения. 
     Эти идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. 30 января 1933 г. А. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. Германия вступила в период господства фашизма. 
     Разберемся же более внимательно, что за общественное явление фашизм. В идейном плане фашизм представляет собой национал-социалистическую идеологию. Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире культуросозидающей расы — ариев, к которой были отнесены прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялись непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями. Значительную роль в идеологических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными. 
     На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаристский политический режим правого толка. Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. 
          Характерные черты тоталитаризма: 
1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Обязательная для всех граждан государства официальная идеология, в центре которой находится представление о совершенном обществе, над строительством которого они призваны работать. Отклонение от этой идеологии карается как государственное преступление. 
2. Законодательная, исполнительная и судебные системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — правящей партии. 
3. Правящая партия является единственной партией в данном государстве. Эта партия строго иерархизирована и руководима одним человеком — вождем. 
4. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. 
5. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства (инакомыслия). 
6. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти. 
7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. 
8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем, правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. 
     С помощью инструментов тоталитаристского государства Германия приступила к преодолению экономического кризиса. В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея государственного регулирования экономики. В качестве одного из важных инструментов этого регулирования был признан народнохозяйственный план. В гитлеровской Германии был разработан 4-летний план (1936— 1940) развития народного хозяйства.        Инструментами регулирования, применяемыми в Германии, были также государственные заказы, фиксированные цели и зарплата. Большое значение придавалось расширению государственного сектора экономики, в котором преобладала военная отрасль производства. Бюджетное финансирование направлялось прежде всего в эти отрасли. В Германии был популярен лозунг «пушки — вместо масла». 
      Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так называемого «народного общества», «общества социального равенства и богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества предполагалось создавать как за счет принуждения к труду своих граждан, так и нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией мирового господства. 
     Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела поражение во второй мировой войне. После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок. 
     Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью: акционерной, кооперативной и т. д. При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями. 
     Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности. Укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций.

2. Васин А.С. Культурология. – М.: Фобос, 2004

3.  Романов Ю.М. Культурология. – С-П.: Юристь, 2006.

 


Информация о работе Культура и особенности развития западной цивилизации ХХ века