Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:15, реферат
Языком культуры мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции ( носители смысла)». Проблему языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере, по трем основаниям.
1. Культура как мир знаков и символов ……………………………………… 2
1.1. Естественные знаки …………………………………………………….. 3
1.2. Функциональные знаки ….………………………………………………4
1.3. Иконические знаки и символы …………………………………………5
1.4. Конвенциональные знаки ………………………………………..…….. 6
1.5. Вербальные знаки …………………………….......……………………..7
1.6. Знаковые системы записи ……………………………………………….8
2. Особенности развития западной цивилизации ХХ в. ………………………9
3. Список используемой литературы …………………………………………. 18
Содержание.
1. Культура как мир
знаков и символов ………………………………
1.1. Естественные знаки …………………………………………………….. 3
1.2. Функциональные знаки ….………………………………………………4
1.3. Иконические знаки и символы …………………………………………5
1.4. Конвенциональные знаки ………………………………………..…….. 6
1.5. Вербальные
знаки …………………………….......………………
1.6. Знаковые
системы записи ………………………………………
2. Особенности развития западной цивилизации ХХ в. ………………………9
3. Список используемой литературы …………………………………………. 18
1. Культура как мир знаков и символов.
Языком культуры мы называем
те средства, знаки, формы, символы, тексты,
которые позволяют людям
Во-первых, проблема языка культуры – это проблема ее смыслов. В XVII-XVIII веках произошло разбожествление культуры и точкой отсчета для осмысления бытия стал разум. Но разум и рациональное начало, организуя и структурируя жизнь человека и человечества, не дают понимания ее смысла. Кризис просвещенческой идеи прогресса заставил искать новые смыслы. Эти поиски привели к культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой ее языков.
Во-вторых, язык культуры синтезирует разные аспекты жизни человека – социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др. Но чтобы событие жизни стало явлением культуры, оно должно быть переведено в текст. Следовательно, язык – это ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности – все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык культуры – это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.
В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, придает способность к оценке и самооценке, к выбору, открывает пути включения человека в культурный контекст, помогает осознать свое место в культуре, ориентироваться в сложных и динамичных социальных структурах.
Понимать какую-либо культуру –
значит понимать ее семиотику, уметь
устанавливать значение используемых
в ней знаков и расшифровывать
тексты, составленные из них. Под словом
«текст» в культурологии
1.1. Естественные знаки.
Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и поэтому дает информацию о последнем.
Естественные знаки – это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» эти знаки. В обыденном опыте огромное множество естественных знаков обычно не подвергается систематизации. Построение систем естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки. Примеры таких систем: система медицинской диагностики, описывающая естественные знаки – симптомы заболеваний; спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; астронавигация, основанная на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.
1.2 Функциональные знаки
Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.
Функциональные знаки – тоже
знаки-признаки. Но в отличие от естественных
знаков связь функциональных знаков
с тем, на что они указывают, обусловлена
не их объективными свойствами, а теми
функциями, которые они выполняют
в деятельности людей. Эти знаки
создаются человеком для
1.3. Иконические знаки и символы
Иконические знаки – это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконические знаки – знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков эта функция является главной и основной.
Особое место среди
Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо.
Символ имеет двухслойное
Символом является, например, герб города. В гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря – морской и речной. Это знаки-образы. Если бы смысл их этим исчерпывался, то герб был бы просто рисунком двух якорей. Рисунок воспринимается не только как наглядный образ якорей, но и как символический образ города. Но это лишь первый слой символического смысла герба. За ним стоит еще один смысловой уровень: скрещенные якоря символизируют роль Санкт-Петербурга как центра морского и речного судоходства (в гербе есть еще скипетр – символ города как центра державной власти). Если же принять во внимание, что река, на которой стоит Санкт-Петербург, течет из российской земли, а море соединяет Россию с зарубежным миром, то вырисовывается еще более глубокий смысловой уровень герба: он символизирует идею, которую Пушкин выразил известными словами «здесь нам суждено в Европу прорубить окно», идею, которая определяет лицо Санкт-Петербурга как города, где происходит встреча России с Западом, пересечение русской и западноевропейской культуры («все флаги в гости будут к нам»). К тому же якорь – это символ спасения, что наводит на мысль о значении Петербурга в судьбе России. Добавочные смысловые ассоциации возникают при сравнении герба Санкт-Петербурга с гербом Рима и Ватикана. Якоря (лапами вверх) заменяют собою изображенные там перекрещенные ключи апостола Петра (бородками вверх). Таким образом, в петербургском гербе использованы мотивы римского герба. Это символически выражает идею о Санкт-Петербурге как новом Риме. Таким образом, уровень понимания символа может быть различным, и чтобы добраться до более глубоких его смысловых слоев, надо задумываться над его содержанием. Смысл символа зачастую складывается исторически: со временем в нем на первоначальный смысл наслаиваются новые смыслы. Глубинный историко-культурный смысл такого символа может быть понятным только тому, кто знает его происхождение и жизнь в развитии культуры.
1.4. Конвенциональные знаки
Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны. Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине «скорой помощи»; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.
Существует два основных вида конвенциональных
знаков – сигналы и индексы. Сигналы
– знаки извещения или
1.5. Вербальные знаковые системы – естественные языки
Это важнейшие из созданных людьми
знаковых систем. Их называют «естественными»,
чтобы отличить от искусственных
языков. Любой из нескольких тысяч
естественных языков – это исторически
сложившаяся знаковая система, образующая
основу всей культуры говорящего на нем
народа. Никакая другая знаковая система
не может сравниться с ним по своему
культурному значению. Человеческий
язык сложился на основе возможностей,
заложенных в биологической природе
человека. Естественный язык – открытая
система. Он (в отличие от строгих
формализованных систем, о которых
разговор пойдет ниже) способен к неограниченному
развитию. История развития культуры
отражается в истории развития языка.
Но эволюция языка не является просто
следствием перемен в общественной
жизни. Несмотря на изменения, происходящие
в языке, он остается одним и тем
же в течение столетий, и дети
понимают своих предков, а деды –
внуков и правнуков. Дело в том, что
наряду с быстро изменяющимся слоем
лексики в языке имеется
1.6. Знаковые системы записи
Важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны по отношению к ним.
С возникновением письменности начинают
складываться языковые нормы и правила,
создается нормированный
2. Особенности развития западной цивилизации ХХ в.
В соответствии с общепринятой периодизацией
XX век в отечественной
Экономической основой важнейших событий
Новейшей истории, а значит и перехода
общества на качественно новый этап в
своем развитии является утверждение монополистического
капитализма. Уже во второй половине XX
в. развитие производительных сил общества,
изменение их характера привело к переходу
капитализма на качественно новый уровень
развития — стадию монополистического
капитализма.
Характерные черты монополистического
капитализма:
1) Рост концентрации экономической организации,
создание качественно нового уровня такой
организации. Еще в конце XIX в. в передовых
странах Запада в массовом порядке сформировались
такие организационные экономические
объединения, как синдикаты, картели, тресты.
В начале XIX в. появляются концерны. Синдикаты
и картели предусматривали существование
относительно самостоятельных экономических
организаций, которые договаривались
друг с другом о регулировании цен, рынков
сбыта, сырья и т. д. На уровне трестов интеграция
предприятий носила более тесный характер,
предусматривая единое руководство субъектов
экономики. Концерны же предполагают полное
объединение предприятий. Концерны стремятся
монополизировать производство и сбыт
выпускаемой продукции, диктовать свои
цены. После второй мировой войны широкое
распространение получили мировые монополии
как национальные, так и транснациональные
(ТНК).
2) Наряду с концентрацией и монополизацией
производства и сбыта происходят укрупнение
и монополизация банковского капитала,
так как большое производство требует
огромных единовременных финансовых затрат.
3) Одновременно осуществляется слияние
банковского капитала с промышленным
и образование крупных финансово-экономических
групп.
4) Важным признаком монополистического
капитализма является широкое применение
практики экспорта капитала. Крупные монополии
имеют большие финансовые ресурсы, которые
не в состоянии освоить национальные экономики
и капитал устремляется за пределы своей
страны. Именно на этой основе образовываются
и крупные транснациональные корпорации.
В результате этой тенденции экономики
стран оказываются переплетены тесным
образом.
5) Процесс экономической экспансии сопряжен
с политической экспансией. Монополистический
капитализм стимулировал борьбу за передел
мира, завоевание сырья, рынков сбыта,
дешевой рабочей силы и т. д. Политическая
экспансия и раньше проходила в виде дипломатического
давления, локальных войн. Особенностью
этой экспансии эпохи монополистического
капитализма является то, что она приняла
характер мировых войн. Политическая экспансия,
борьба за передел сфер влияния и обретение
новых территорий лежат в основе первой
и второй мировых войн.
Первая мировая война
(1914—1918) была наиболее крупным историческим
событием начала XX в. Она потрясла основы
западноевропейской цивилизации, глубины
бытия капиталистического общества, в
первую очередь Европы. Война привела
к массовому уничтожению людей, крупномасштабным
разрушениям материальных ценностей,
экономических и политических структур
воюющих держав. Непосредственным результатом
первой мировой войны явился распад прежних
государственных образований. Распалась
Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных
государств: Чехословакию, Югославию,
Венгрию и Австрию. В результате социальных
революций прекратили свое существование
в прежнем виде Германская и Российская
империи. Германия лишилась значительной
части своей территории, а из Российской
империи помимо Советских социалистических
республик сформировались независимые
государства: Финляндия, Польша, Литва,
Латвия и Эстония.
В целом можно сказать, что
в результате первой мировой войны западная
цивилизация попала в ситуацию глубокого
кризиса. Разразился духовный кризис.
Рухнули многие абсолютные ценности XVIII—XIX
вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные
силы человека, в способность человека
рационально воздействовать на окружающую
среду для улучшения его бытия, в способность
науки и техники реализовывать вековые
устремления человечества и т.д. Ведущим
общественным настроением послевоенного
времени являлось настроение упадка, разочарования
в возможностях общества справиться со
своими проблемами, неверия в будущее,
страх перед ним.
Господствующее умонастроение
исторического и социального пессимизма
было наиболее ярко выражено в книге немецкого
мыслителя Освальда Шпенглера «Закат
Европы», первая часть которой вышла в
мае 1918 г. В этой книге О. Шпенглер грозящую
гибель западной европейской цивилизации
представлял как естественное, почти биологическое
событие, подобное смерти организма. Он
показал, что угроза цивилизации исходит
не извне, а изнутри самой культуры, того
общества, в котором жил европейский человек.
«Закат Европы» О. Шпенглера за короткое
время стал самой читаемой книгой в Европе
и Америке, символом своего времени.
Кризис западной цивилизации
— это обобщенная характеристика времени
между двумя мировыми войнами. В реальной
истории в этот исторический период происходили
разноплановые события. С 1918 по 1923 г. сразу
после подписания перемирия в первой мировой
войне краткий период торгово-промышленного
бума перерос в затяжной экономический
и политический кризис, включая и кризис
международных отношений (отношения Запада
с Советской Россией, отношения Запада
с побежденной Германией).
С 1923 по 1929 г. начался
период временной частичной стабилизации
в ведущих странах Европы и США. В этот
период достаточно интенсивными темпами
осуществляются обновление основных фондов,
капиталистическая модернизация производства
в форме его индустриализации, растет
производство товаров. В большинстве стран
Европы производство товаров к 1929 г. достигает
довоенного уровня, либо даже превосходит
его. Ускорителем развития и стабилизации
в этот период выступают США. Используя
свое преимущество от позднего вступления
в первую мировую войну и исключения территории
из зоны военных действий, США обогнали
по уровню производства ведущие страны
Европы и всех их поставили от себя в экономическую
зависимость. Совокупный долг европейских
стран США превышал 10 млрд. долларов.
Развитие Германии и
Италии определялось «планом Дауэса».
Этот план позволял укрепить внешнеполитические
позиции США, сделать Германию под эгидой
США противовесом Англии и Франции. В соответствии
с планом Дауэса:
1) США брала на себя
вопрос о регулировании репарационных
платежей Германии.
Информация о работе Культура и особенности развития западной цивилизации ХХ века