Культура и особенности развития западной цивилизации ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Языком культуры мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции ( носители смысла)». Проблему языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере, по трем основаниям.

Оглавление

1. Культура как мир знаков и символов ……………………………………… 2
1.1. Естественные знаки …………………………………………………….. 3
1.2. Функциональные знаки ….………………………………………………4
1.3. Иконические знаки и символы …………………………………………5
1.4. Конвенциональные знаки ………………………………………..…….. 6
1.5. Вербальные знаки …………………………….......……………………..7
1.6. Знаковые системы записи ……………………………………………….8
2. Особенности развития западной цивилизации ХХ в. ………………………9
3. Список используемой литературы …………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

Содержание.

1. Культура как мир  знаков и символов ……………………………………… 2

     1.1. Естественные знаки …………………………………………………….. 3

      1.2. Функциональные знаки ….………………………………………………4

      1.3. Иконические знаки и символы …………………………………………5

      1.4. Конвенциональные  знаки ………………………………………..…….. 6

      1.5. Вербальные  знаки …………………………….......……………………..7

      1.6. Знаковые  системы записи ……………………………………………….8

2. Особенности развития  западной цивилизации ХХ в.  ………………………9

3. Список используемой  литературы …………………………………………. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура как мир знаков и символов.

Языком культуры мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная  форма осмысления реальности, в которую  «организуются все вновь возникающие  или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции  ( носители смысла)». Проблему языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере, по трем основаниям.

Во-первых, проблема языка  культуры – это проблема ее смыслов. В XVII-XVIII веках произошло разбожествление культуры и точкой отсчета для осмысления бытия стал разум. Но разум и рациональное начало, организуя и структурируя жизнь человека и человечества, не дают понимания ее смысла. Кризис просвещенческой идеи прогресса заставил искать новые смыслы. Эти поиски привели к культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой  ее языков.

Во-вторых, язык культуры синтезирует  разные аспекты жизни человека –  социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др. Но чтобы событие  жизни стало явлением культуры, оно  должно быть переведено в текст. Следовательно, язык – это ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности – все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык культуры – это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.

В-третьих, понимание языка  культуры и овладение им дает человеку свободу, придает способность к  оценке и самооценке, к выбору, открывает  пути включения человека в культурный контекст, помогает осознать свое место  в культуре, ориентироваться в  сложных и динамичных социальных структурах.

Понимать какую-либо культуру –  значит понимать ее семиотику, уметь  устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой  объект – произведение искусства, вещь, обычай и т.д., - рассматриваемый как  носитель информации. Каждому человеку более или менее понятна семиотика  его родной культуры. Что же касается чужой культуры, то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находится понимание  родной культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому  знать их необходимо для понимания  любой культуры. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно  выделить 6 основных типов знаков и  знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные (естественные языки), знаковые системы  записи. Кратко охарактеризуем эти  типы, уделив главное внимание вербальным знаковым системам – естественным, национальным языкам, которые образуют семиотический базис культуры.

1.1. Естественные знаки.

Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Не все  предметы выступают как знаки, а  только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются  в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и  поэтому дает информацию о последнем.

Естественные знаки – это  знаки-признаки. Простейший пример: дым  как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они  являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» эти  знаки. В обыденном опыте огромное множество естественных знаков обычно не подвергается систематизации. Построение систем естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки. Примеры таких систем: система медицинской диагностики, описывающая естественные знаки – симптомы заболеваний; спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; астронавигация, основанная на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.

 

1.2 Функциональные знаки

Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и  тем, на что он указывает, возникает  в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его  употребления человеком.

Функциональные знаки – тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена  не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют  в деятельности людей. Эти знаки  создаются человеком для практического  использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используясь  по прямому назначению, они заодно выполняют и знаковую функцию. Они  могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы извлечь из них  эту информацию, требуется иметь  какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности. Примеры систем функциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь – знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является); предметы обстановки; одежда; «язык тела» - мимика, жесты, позы и т.д.

 

 

 

 

1.3. Иконические знаки  и символы

Иконические знаки – это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они  обозначают. Иконические знаки –  знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в  качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как  бы «по совместительству», то для  иконических знаков эта функция  является главной и основной.

Особое место среди иконических  знаков занимают символы.

Символы – это знаки, которые  не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные  с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо.

Символ имеет двухслойное строение. Его внешний, «первичный» слой –  наглядный образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический  слой – мысленно сопрягаемая с  этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него).

Символом является, например, герб города. В гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря  – морской и речной. Это знаки-образы. Если бы смысл их этим исчерпывался, то герб был бы просто рисунком двух якорей. Рисунок воспринимается не только как наглядный образ якорей, но и как символический образ  города. Но это лишь первый слой символического смысла герба. За ним стоит еще  один смысловой уровень: скрещенные якоря символизируют роль Санкт-Петербурга как центра морского и речного  судоходства (в гербе есть еще  скипетр – символ города как центра державной власти). Если же принять во внимание, что река, на которой стоит Санкт-Петербург, течет из российской земли, а море соединяет Россию с зарубежным миром, то вырисовывается еще более глубокий смысловой уровень герба: он символизирует идею, которую Пушкин выразил известными словами «здесь нам суждено в Европу прорубить окно», идею, которая определяет лицо Санкт-Петербурга как города, где происходит встреча России с Западом, пересечение русской и западноевропейской культуры («все флаги в гости будут к нам»). К тому же якорь – это символ спасения, что наводит на мысль о значении Петербурга в судьбе России. Добавочные смысловые ассоциации возникают при сравнении герба Санкт-Петербурга с гербом Рима и Ватикана. Якоря (лапами вверх) заменяют собою изображенные там перекрещенные ключи апостола Петра (бородками вверх). Таким образом, в петербургском гербе использованы мотивы римского герба. Это символически выражает идею о Санкт-Петербурге как новом Риме. Таким образом, уровень понимания символа может быть различным, и чтобы добраться до более глубоких его смысловых слоев, надо задумываться над его содержанием. Смысл символа зачастую складывается исторически: со временем в нем на первоначальный смысл наслаиваются новые смыслы. Глубинный историко-культурный смысл такого символа может быть понятным только тому, кто знает его происхождение и жизнь в развитии культуры.

1.4. Конвенциональные знаки

Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать  его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с  тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются  специально для того, чтобы выполнять  знаковую функцию, и ни для какой  другой цели не нужны. Простейшие примеры  конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине «скорой  помощи»; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует два основных вида конвенциональных знаков – сигналы и индексы. Сигналы  – знаки извещения или предупреждения. Индексы – условные обозначения  каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообразимый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других.

 

1.5. Вербальные знаковые системы – естественные языки

Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных  языков. Любой из нескольких тысяч  естественных языков – это исторически  сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем  народа. Никакая другая знаковая система  не может сравниться с ним по своему культурному значению. Человеческий язык сложился на основе возможностей, заложенных в биологической природе  человека. Естественный язык – открытая система. Он (в отличие от строгих  формализованных систем, о которых  разговор пойдет ниже) способен к неограниченному  развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Но эволюция языка не является просто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем  же в течение столетий, и дети понимают своих предков, а деды –  внуков и правнуков. Дело в том, что  наряду с быстро изменяющимся слоем  лексики в языке имеется основной словарный фонд – лексическое  «ядро» языка, которое сохраняется  веками. Сюда входят все корневые слова. Они понятны всем носителям данного  языка, отличаются высокой частотностью употребления и служат источником для  новых словообразований. Это, например, такие слова, как «вода», «дом», «мать», «работа», «десять», «я», «твой» и т.п. Основной словарный фонд со временем тоже изменяется (так, наши предки говорили не «пахать землю», а «орать землю»). Но эти изменения совершаются очень медленно – иначе люди разных поколений не могли бы понять друг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре.

 

 

1.6. Знаковые системы  записи

Важнейшая из них – письмо, система  записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны по отношению к ним.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила, создается нормированный литературный язык, появляются приемы обработки  текста. В результате совершенствуются способы выражения мысли в  языке, повышаются точность и глубина  передачи ее нюансов. Неизмеримо возрастает количество циркулирующей в обществе информации. Бесписьменные языки  могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в  фольклоре и ограничивался возможностями  памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать  информацию, количество которой намного  превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие  функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной  коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга  и в разное историческое время. Одним  из важных направлений развития систем записи явилось создание формализованных  языков, играющих большую роль в  современной логике и математике, а следовательно, и во всех науках, использующих логико-математический аппарат. С разработкой формализованных языков связано развитие электронно-вычислительной техники, которое ныне во многом определяет судьбы дальнейшего культурного прогресса человечества.

 

 

 

 

2. Особенности развития  западной цивилизации ХХ в.

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии  называют эпохой  Новейшей истории. Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась Великая Октябрьская социалистическая революция. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием XX в., изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во всем мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчете времени новой исторической эпохи. Рассмотрению вопросов подготовки к первой мировой войне, ее ходу и исходу будет посвящена специальная тема. В данной теме мы хотели бы сконцентрировать внимание на обобщенной оценке места XX в. во всемирно-историческом процессе. 
 
Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение монополистического капитализма. Уже во второй половине XX в. развитие производительных сил общества, изменение их характера привело к переходу капитализма на качественно новый уровень развития — стадию монополистического капитализма. 
Характерные черты монополистического капитализма: 
1) Рост концентрации экономической организации, создание качественно нового уровня такой организации. Еще в конце XIX в. в передовых странах Запада в массовом порядке сформировались такие организационные экономические объединения, как синдикаты, картели, тресты. В начале XIX в. появляются концерны. Синдикаты и картели предусматривали существование относительно самостоятельных экономических организаций, которые договаривались друг с другом о регулировании цен, рынков сбыта, сырья и т. д. На уровне трестов интеграция предприятий носила более тесный характер, предусматривая единое руководство субъектов экономики. Концерны же предполагают полное объединение предприятий. Концерны стремятся монополизировать производство и сбыт выпускаемой продукции, диктовать свои цены. После второй мировой войны широкое распространение получили мировые монополии как национальные, так и транснациональные (ТНК). 
2) Наряду с концентрацией и монополизацией производства и сбыта происходят укрупнение и монополизация банковского капитала, так как большое производство требует огромных единовременных финансовых затрат. 
3) Одновременно осуществляется слияние банковского капитала с промышленным и образование крупных финансово-экономических групп. 
4) Важным признаком монополистического капитализма является широкое применение практики экспорта капитала. Крупные монополии имеют большие финансовые ресурсы, которые не в состоянии освоить национальные экономики и капитал устремляется за пределы своей страны. Именно на этой основе образовываются и крупные транснациональные корпорации. В результате этой тенденции экономики стран оказываются переплетены тесным образом. 
5) Процесс экономической экспансии сопряжен с политической экспансией. Монополистический капитализм стимулировал борьбу за передел мира, завоевание сырья, рынков сбыта, дешевой рабочей силы и т. д. Политическая экспансия и раньше проходила в виде дипломатического давления, локальных войн. Особенностью этой экспансии эпохи монополистического капитализма является то, что она приняла характер мировых войн. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий лежат в основе первой и второй мировых войн. 
      Первая мировая война (1914—1918) была наиболее крупным историческим событием начала XX в. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части своей территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония. 
     В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный кризис. Рухнули многие абсолютные ценности XVIII—XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия, в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т.д. Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверия в будущее, страх перед ним. 
      Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Европы», первая часть которой вышла в мае 1918 г. В этой книге О. Шпенглер грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма. Он показал, что угроза цивилизации исходит не извне, а изнутри самой культуры, того общества, в котором жил европейский человек. «Закат Европы» О. Шпенглера за короткое время стал самой читаемой книгой в Европе и Америке, символом своего времени. 
     Кризис западной цивилизации — это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 г. сразу после подписания перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношения Запада с побежденной Германией). 
      С 1923 по 1929 г. начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами осуществляются обновление основных фондов, капиталистическая модернизация производства в форме его индустриализации, растет производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного уровня, либо даже превосходит его. Ускорителем развития и стабилизации в этот период выступают США. Используя свое преимущество от позднего вступления в первую мировую войну и исключения территории из зоны военных действий, США обогнали по уровню производства ведущие страны Европы и всех их поставили от себя в экономическую зависимость. Совокупный долг европейских стран США превышал 10 млрд. долларов. 
      Развитие Германии и Италии определялось «планом Дауэса». Этот план позволял укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дауэса: 
       1) США брала на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии.

Информация о работе Культура и особенности развития западной цивилизации ХХ века