Культура и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 06:26, контрольная работа

Краткое описание

Слово "культура" в обиходной речи не вызывает никаких затруднений, им пользуются широко, и его смысл интуитивно ясен всем вне зависимости от того, о чем идет речь: говорится ли об античной культуре, или о культуре производства, или о культуре личности и т.д. но эта ясность исчезает, едва мы пытаемся выработать научное определение культуры. Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, мы должны подчеркнуть одно важное в свете рассматриваемой в данной работе проблематики обстоятельство: культура - это грань, граница, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……..…3
1 Что такое культура…………………………………………...……………………….4
2 Что такое личность………………………...……………………………...………….10
3 Как культура влияет на личность и как личность влияет на культуру…..…...….19
Заключение………………………………………………………………………..…….24
Список используемой литературы…………………………………………………….25

Файлы: 5 файлов

5 Заключение.docx

— 20.83 Кб (Открыть, Скачать)

6 Список используемой литературы.docx

— 20.69 Кб (Открыть, Скачать)

2 содержание.docx

— 19.08 Кб (Открыть, Скачать)

3 Введение.docx

— 19.72 Кб (Открыть, Скачать)

4 текст.docx

— 51.51 Кб (Скачать)

Личности  бывают   разные   -   гармонично   развитые   и   реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные  и  подлые,  но  при  этом каждая  личность  неповторима.  Иногда  это  свойство  -  неповторимость   - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не  тождественны  по содержанию: каждое из них раскрывает  специфический  аспект  индивидуального бытия человека. Личность может быть  понятна только  в  системе  устойчивых межличностных  связей,  опосредованных  содержанием,   ценностями,   смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные  связи,  формирующие  личность   в   коллективе,   внешне выступают в форме общения или  субъект  -  субъектного  отношения  наряду  с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт  и особенностей, образующих ее  индивидуальность  -  сочетание  психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие  от  других людей.  Индивидуальность  проявляется  в  чертах  характера,   темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов,  в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в  многообразии качеств и свойств, присущих  данной  личности,  лишь  социально  устойчивое, социально    типичное,    характеризуя    общественное     содержание     ее индивидуальности, раскрывая  человека,  стиль  его  поведения,  потребности, предпочтения,  интересы,   вкусы   не   со   стороны   его   психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со  стороны  тех  свойств  и черт  его  личности,  которые  заданы  самим  фактом  его существования   в определенном обществе. Но  если  под  индивидуальностью  подразумевается  не особенность внешнего облика или  манеры  поведения  человека,  а  уникальная форма существования и неповторимого проявления  общего  в  жизнедеятельности

личности, то  индивидуальное  есть  тоже  социальное.  Поэтому  образ  жизни личности   выступает   как   глубоко    индивидуализированная    взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром,  то  есть представляет     своеобразное     единство     социально     типизированного (унифицированного) и индивидуального  (уникального)  в  поведении,  общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе  говоря,  мировоззрение  личности   приобретает   общественно  - практическое  и  полноценное  в  нравственном  плане   значение   постольку,

поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки  зрения  признаком  личностного  развития  человека выступает  его  способность  поступать  по  внутреннему  убеждению  в  самых сложных житейских ситуациях, не перелагать  ответственность  на  других,  не полагаться  слепо  на  обстоятельства  и  даже  не  просто   «считаться»   с

обстоятельствами,  но  и  противостоять  им,  вмешиваться  в  ход   событий,

проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании  личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом  А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать  это  надо со всей серьезностью,  не  отказывая  воспитуемым  в  признании  возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель  говорит  как  о  высоких образах достижения исключительных результатов в области производства,  науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не  все молодые  люди,  с  которыми  имеет  дело  воспитатель,  окажутся  достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь  идет  о  другом. Все  они  наверняка  будут  облагорожены  отношением  к  ним  как  к  высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим  при  надлежащем  развитии  явить миру все доступные человеку  достижения  творческого  духа.  В  худшем случае творческая личность может не  получиться,  но  сформируется  человек, который,  как  минимум,  не  будет  препятствовать  становиться  творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться  лишь убогие односторонности. Строительство собственной  личности  не  может  быть осуществлено по  какому-то  типовому  проекту.  Как  максимум,  здесь  можно получить только общие установки.  Надо  всегда  рассчитывать  на  предельную реализацию человеческих возможностей, никогда  не  говоря  заранее:  «Это  у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления  личности  под  влиянием внешних и внутренних, управляемых и  неуправляемых  социальных  и  природных факторов. Развитие проявляется  как  прогрессивное  усложнение,  углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от  незнания  к  знанию,  от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но  породила  слабым.  Чтобы  сделать его сильным, вполне самостоятельным,  надо  еще  много  потрудиться.  Прежде всего,  обеспечить  физическое  развитие.  В  свою  очередь,  физическое   и физиологическое  развитие  лежит  в  основе  психологического  развития  как развитие духовное. Постоянно усложняются и  углубляются  процессы  отражения человеком  действительности:   ощущения,   восприятия,   память,   мышление, чувства,  воображение,  а  также  более  сложные  психические   образования: потребности,  мотивы   деятельности,   способности,   интересы,   ценностные ориентации.  Социальное  развитие  человека  есть  продолжение  психического  развития.  Оно  состоит  в  постепенном  вхождении  в  его  общество   -   в общественные,  идеологические,  экономические,  производственные,  правовые, профессиональные и  другие  отношения,  в  усвоении  своих  функций  в  этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в  них,  человек  становится членом общества. Венцом является духовное развитие  человека.  Оно  означает осмысление  им   своего   высокого   предназначения   в   жизни,   появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями,  понимание  сложной природы   мироздания    и    стремление    к    постоянному    нравственному совершенствованию.   Мерой   духовного   развития   может    быть    степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое  и социальное развитие. Духовное развитие  все  более  признается  сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя  человечество  обеспечивает  через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание  -  в  широком  смысле  представляет  собой  целенаправленный процесс  формирования  интеллекта,  физических  и  духовных  сил   личности, подготовки  ее  к  жизни,  активному  участию   в   трудовой   деятельности.

Воспитание  в  узком  смысле  слова  -  систематическое  и  целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них  желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Новорожденному родители передают опыт вертикального  хождения,  речевого общения,  младшему   школьнику   -   опыт   математических   преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт  разнообразной  деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то  опыт  и  лишь  на  его основе  создает  свой.  Только  став  наследником  прошлого,  он  становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть  культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания  человека  идет  его  развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его.  Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом  опять  влияет на воспитание.  На  протяжении  всей  жизни  человека  эти  явления  взаимно обеспечивают друг друга.

Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Методы социализации личности в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека -- значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное - независимость от внешнего мира, «безмятежность». В Новое время Руссо, пытаясь сочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел в конце концов к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания. «Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можно воспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «для других». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором - со своей собственной природой, поэтому приходится выбирать одно из двух - воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм со своей стороны разовьет его идеи об одиночестве, о «Других», которые противопоставлены «Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, как принято жить.

Сегодня специалисты продолжают спорить о том, какой же фактор является главным для процесса формирования личности. По-видимому, все они в комплексе осуществляют социализацию личности, воспитание человека как представителя данного общества, культуры, социальной группы. В соответствии с современными представлениями, взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следует добавить и роль самовоспитания, т. е. собственных усилий личности на основе внутреннего решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевого начала - сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструментом в достижении личностью профессиональных навыков, карьеры, материального благополучия.

Мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и - включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Как культура влияет на личность и как личность влияет на культуру

 

Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

Система  ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей.  Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Информация о работе Культура и личность