Культура и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 06:26, контрольная работа

Краткое описание

Слово "культура" в обиходной речи не вызывает никаких затруднений, им пользуются широко, и его смысл интуитивно ясен всем вне зависимости от того, о чем идет речь: говорится ли об античной культуре, или о культуре производства, или о культуре личности и т.д. но эта ясность исчезает, едва мы пытаемся выработать научное определение культуры. Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, мы должны подчеркнуть одно важное в свете рассматриваемой в данной работе проблематики обстоятельство: культура - это грань, граница, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……..…3
1 Что такое культура…………………………………………...……………………….4
2 Что такое личность………………………...……………………………...………….10
3 Как культура влияет на личность и как личность влияет на культуру…..…...….19
Заключение………………………………………………………………………..…….24
Список используемой литературы…………………………………………………….25

Файлы: 5 файлов

5 Заключение.docx

— 20.83 Кб (Открыть, Скачать)

6 Список используемой литературы.docx

— 20.69 Кб (Открыть, Скачать)

2 содержание.docx

— 19.08 Кб (Открыть, Скачать)

3 Введение.docx

— 19.72 Кб (Открыть, Скачать)

4 текст.docx

— 51.51 Кб (Скачать)

1 Что такое  культура

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества". Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

 

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться, как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой. Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, неразрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. С другой стороны, пирамиды Древнего Египта не восстанавливались но, тем не менее служат предметом материальной культуры, так как сохранились определенные элементы нематериальной культуры: метод их постройки, дошедшие до нас знания о духовных ценностях, заставивших фараонов возводить такие сооружения. Вместе с тем ценности исчезнувшей нематериальной культуры утратили для нынешних поколений свое культурное значение. Поэтому мы называем пирамиды Древнего Египта монументами мертвой культуры, утратившей актуальность своего нематериального содержания.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

 

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах.

Когда мы говорим «культура», мы можем подразумевать под этим понятием разные объемы: говорят о культуре национальной, о культуре исторически сложившегося общества, о культуре разных групп в нем, наконец, о культуре личности. Это последнее понятие и является ключевым для понимания культурных процессов. Следует твердо уяснить, что о реальной целостности культуры можно говорить только по отношению к конкретной личности. Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности. При этом, как легко понять, с увеличением объема культуры возрастает степень ее внутренней разнородности, а при научном ее рассмотрении усиливается степень абстрактности основных понятий и ценностей. Иными словами, чем большее количество отдельных личностей входит в данное культурное объединение, тем менее цельным является это объединение и тем более условны выделяемые в нем свойства.

Культура – понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации.

Таким образом, в разные эпохи человечества существовало разное понимание понятия культуры. И каждое из них справедливо в чем-то, относящемся к культуре. Действительно, культура – это и образованность, и воспитанность индивида. Культура – это (в другом случае) духовная сторона общества (наука плюс искусство). Культура представляет собой и совокупность духовных и материальных ценностей. Можно было бы и должно отнести к культуре также обычаи, ритуалы, традиции той или иной нации. В культуру включаются также культура чувств, культура диалога. Культура – это и культура жилища, и спортивная культура, и культура здравоохранения. Культура, бесспорно, а быть может, даже преимущественно – это идеалы жизни и духовные ценности (индивида, социальной группы, общества). Сами ценности, их понимание и восприятие людьми пронизывают собой все те компоненты культуры, которые только что были отмечены. Наличие единой системы ценностей в культуре обусловливает ее историческую устойчивость и ее изменчивость в определенном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Что такое  личность

Что  такое  личность?  По  этому  вопросу  велись  и  ведутся   долгие,

нескончаемые споры.

Существует также точка зрения, согласно которой  вопрос  этот  праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит,  совершает  поступки,  находится  в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Во-первых,  крайне  трудно,  практически  невозможно  представить  себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего  ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным  «лицом»,  без потребности  в  выработке  собственного  цельного  мировоззрения,  уходящего корнями в толщу  мировой  культуры,  без  по-своему  активного  отношения  к сколько-нибудь  значительным   явлениям   действительности.   Личность   без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания  -  нонсенс.

Если подобные люди и  встречаются,  то  в  этих  случаях  мы  имеем  дело  с индивидами,  влачащими  социально   и   духовно   зависимое   существование, живущими, как говорится, чужим  умом,  а  это  свидетельствует  о  невысоком уровне собственно личностного развития.

 Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который  не вынуждается  вступать  в  какие-либо  общественные   отношения   отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды  не  служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

Наконец, еще один  признак  личности  состоит  в  непременном  обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той  или  иной  сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не  только «в себе»,  субъективно,  в  собственных  представлениях,  но  и  объективно, вовне,  «для  других».  Всем  перечисленным,   конечно,   не   исчерпываются

характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о  личности,  по меньшей мере, странно.

Идеал человеческой личности - это представление о совершенном  человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства,  народном  творчестве. Посмотрите  на  героев  сказок,  песен,  народных  былин  и  сказаний.   Они обязательно включают в себя такие  качества  как  ум,  красота,  трудолюбие, физическая сила, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы  многих  педагогов  уже  с глубокой древности, с античных времен.  Однако  там  гармоничное  соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние  века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она  монополизировала все  дело  воспитания  в  этот  период)  считала,  что  физические   радости отвлекают человека от церковных догм,  и  объявило  их  греховными.  В  этих условиях  идея   сочетания   духовной   и   физической   красоты   считалось еретической, и совершенно заглохла.

Идея  гармонического  развития  человека  вновь  прозвучала  и  получила дальнейшее развитие в трудах  педагогов-гуманистов  эпохи  Возрождения.  Эта эпоха подарила миру много разносторонне  образованных  людей,  развивших  до высокого   совершенства   свои   природные   задатки.   Они   видели   идеал разностороннего  воспитания  в  соединении  обучения  с  трудом,  в  котором принимают участие все члены общества.  Сейчас  идея  всестороннего  развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром.

И, тем не менее, ни одна страна  не  может  похвастаться  ее  достаточно полной  реализацией,  да  и  понимается  она   разными   педагогическими   и философскими школами, мягко говоря, неоднозначно.

Следует  иметь  в  виду,  что   в   любом   обществе   существует   два

педагогических идеала личности. Один -  высокий,  широко  рекламируемый,  но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром,  высшим образом, к которому следует подвести воспитуемого как  можно  ближе.  Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет  реальное  воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный  идеал  - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте  которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень  многие  желают своим детям.

Личностью  в  психологии  называют  человека  как  носителя   сознания. Считается, что личностью не рождаются,  а  становятся  в  процессе  бытия  и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя,  человек  сравнивает себя  с  другими,  выделяет  свое  «Я».  Психологические  свойства   (черты) личности полно и ярко раскрываются в  деятельности,  общении,  отношениях  и даже во внешнем облике человека.

Информация о работе Культура и личность