Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 08:08, реферат
Актуальность этой темы обуславливается тем, что исторические события оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Без этого фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.
Введение………..…………………………………………………………………………………………………. 3
Быт Древней Греции……………………………………………………………………………… 4
Жилища Древних греков……………………………………………………………….. 4-6
Обстановка в греческом доме……………………………………………………. 7-10
Одежда древних греков……………………………………………………………. 11-13
Образование и воспитание в Древней Греции………………………….. 14-15
Культура гомеровской Греции……………………………………………………………. 16
Мировоззренческие основы культуры……………………………………… 16
Религия…………………………………………………………………………………………….. 17
Письменность и поэзия………………………………………………………………. 18-20
Керамика и живопись………………………………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы…………………………………………………………….. 23
Другим видом одежды была хламида. Она представляла собой короткий плащ, скреплявшийся с помощью застежки на шее и свободно спадавший на плечи и на спину. Ее носили во время охоты, в дороге и на войне. Она была обычным костюмом для юношей в Афинах и для взрослых граждан в Спарте. В городах греки обычно ходили с непокрытыми головами. В деревнях и в дороге они защищались от солнца или с помощью пилоса, войлочной шапочки без полей или с очень маленькими полями (петас), или настоящей войлочной шляпы, только более плоской, чем наши, снабженной ремешком для укрепления ее на голове и для придерживания при закидывании ее за спину.
Самой распространенной обувью являлись сандалии, прикреплявшиеся к ногам ремнями. Кроме того, грекам были известны также и настоящие сапоги из кожи или валяной шерсти, доходившие до середины голени и зашнуровывавшиеся спереди. Но чаще всего они ходили босиком.
Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.
Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения». Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом.
Спартанки носили хитон — пеплос; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.
Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.
Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.
Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.
Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой.
Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.
Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.
В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, инталии, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.
Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.
Именно так выглядели костюмы греческих мужчин и женщин.
В Греции существовали две системы воспитания детей. «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться. У афинян воспитание было более нежное; их упрекали в том, что они воспитывали своих детей, как сказали бы мы, на вате. Однако и в Афинах были сторонники спартанской системы воспитания — лакономаны. Кормилиц обычно брали из местностей, сохранивших старый уклад жизни, например из Фессалии. Но строгие люди сильно упрекали за это эгоистическое нововведение, отрывавшее мать от ребенка и передававшее его в чужие руки. Философы проповедовали желательность кормления ребенка самой матерью и стыдили молодых женщин за их недопустимое кокетство, леность. Но, по-видимому, большинство не обращало на это никакого внимания».
До шести или семилетнего возраста ребенок занимался только играми. Начальное обучение в Афинах не находилось ни в руках государства, ни в руках каких-либо особых учреждений. Оно было совершенно свободно и осуществлялось частными лицами и в частных помещениях.
Но свобода обучения не означала, тем не менее, свободу учить чему угодно. Учитель не должен был никогда забывать, что в его руках находились будущие граждане, и он не имел права развивать их ум только по своему усмотрению. В его обязанности входило развитие в них не только любви к отечеству, но также и любви к народным учреждениям. Такой учитель, который при демократическом образе управления стал бы внушать нелюбовь к демократии, подвергся бы преследованиям. У Сократа не было, собственно говоря, школы, и он распространял свои идеи только беседами. Однако он был обвинен в развращении молодежи, т. е. в стремлении внушить ей вражду к принципам установленного в Афинах демократического правления, и за этот факт приговорен к смерти.
Существовало также еще и высшее образование, которое, никогда не становясь слишком значимым, все более и более распространялось к концу V и в течение IV века.
Античная культура средиземноморья считается величайшим творением человечеств. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н.э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью естественно научного и философского знания.
Греческая культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становиться незыблемым принципом греческого искусства.
Мир - «космос» - понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности. «Ничего сверх меры!» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Пластичность - основа греческого миропонимания, поэтому греки отдавали предпочтение пластическим видам искусства - архитектуре и скульптуре.
Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных, а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека.
Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые, как ему кажется, представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит.
В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников. В ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще.
На протяжении XXX-XII вв. до н.э. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую Богиню, ведавшую плодородием растительного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы.
Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахейцы видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, властвующий над всем миром. Подчиненные ему члены пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе искусство письма было доступно немногим посвященным, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса. В отличие от слогового письма, новая система письменности представляла собой универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов. Например, широко известна эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируемая третьей четвертью VIII в. до н.э., что позволяет отнести заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIII в., либо к концу предшествующего IX столетия до н.э.
Приблизительно в это же время (вторая половина VIII в.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история греческой литературы.
Греческая поэзия гомеровского времени отличается тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический и эпос дидактический.
Получает широкое распространение и лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.
Отличительной особенностью греческой поэзии во всех ее видах и жанрах следует признать гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его "Илиаду" и "Одиссею" произведением навеки вечной ценностью".
Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический "кикл" (цикл, круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.
Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме "Труды и дни".
Сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого поэта-лирика, как Архилох, воспевающий человека, сбросившего тесные узы древней родовой морали, противопоставляющего себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам.
Другой поэт - Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за отечество (призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VI вв. вела почти непрерывные войны со своими соседями).
Еще один выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать "золотую середину". В его понимании только умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и пресыщения богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в государстве "благозаконие" (евномию).
В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение богов", попробовал представить существующий миропорядок в его историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с XI–X вв. до н.э.
В своей работе, ориентированной на широкого потребителя, мастера-вазописцы мало зависели от заданных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты.