Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 08:08, реферат
Актуальность этой темы обуславливается тем, что исторические события оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Без этого фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.
Введение………..…………………………………………………………………………………………………. 3
Быт Древней Греции……………………………………………………………………………… 4
Жилища Древних греков……………………………………………………………….. 4-6
Обстановка в греческом доме……………………………………………………. 7-10
Одежда древних греков……………………………………………………………. 11-13
Образование и воспитание в Древней Греции………………………….. 14-15
Культура гомеровской Греции……………………………………………………………. 16
Мировоззренческие основы культуры……………………………………… 16
Религия…………………………………………………………………………………………….. 17
Письменность и поэзия………………………………………………………………. 18-20
Керамика и живопись………………………………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы…………………………………………………………….. 23
Содержание
Введение………..……………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
История древней Греции делится на несколько периодов: микенский или крито-микенский, гомеровский, архаический, классический периоды и период эллинизма. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам той или иной деятельности.
Более подробно я рассмотрю гомеровский период, а точнее его культуру и быт.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что исторические события оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Без этого фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.
В течение долгого времени греческие города признавали роскошь только по отношению к общественным зданиям. Частные жилища были удивительно жалкого вида и страдали отсутствием самого элементарного комфорта. Городские улицы, узкие и извилистые, еще более стеснявшиеся выступами и балконами первых этажей, едва были доступны для солнечных лучей. Таким образом, роскошь проникала в частные жилища очень медленно.
Архитектор Гипподам Милетский произвел настоящую революцию в постройке городов. При своих работах в Пирее, Фуриях и на Родосе он старался расположить улицы по правильному плану и выравнивал дома в линию.
Греки никогда не знали в своих жилищах того обилия вещей, которое нередко превращает наши квартиры в какое-то подобие комиссионных магазинов. Обстановка даже в самых богатых домах вплоть до очень поздних времен была весьма скромной. Главным ее элементом было ложе, которое выполняло в греческом жилище поистине универсальные функции. На нем и спали, и ели (греки-мужчины обычно принимали пищу полулежа), вели беседы в непринужденной домашней обстановке, занимались чтением и письмом. Дополняли обстановку греческого дома столы и стулья обычно самой простой формы, а так же сундуки и ларцы, в которых хранили одежду и ценные вещи. К этому можно добавить глиняную и медную посуду, корзины, переносные жаровни, с помощью которых греки обогревали свои дома и готовили пищу. Другой домашней утвари они не знали.
В их домах не было ни водопровода, ни канализации. Воду доставляли в амфорах и кувшинах из ближайшего источника или фонтана на городской площади. Во многих греческих домах не было даже кухни: пищу готовили прямо под открытым небом во внутреннем дворике. Иначе дело обстояло с домами богатых людей. Перед их домами обыкновенно находилась загородка, захватывавшая часть улицы. Свободное пространство между этой загородкой и дверью составляли стены, часто украшавшиеся живописью, надписями, имевшими целью отвратить от дома воров и злую судьбу, первобытными изображениями Гекаты и Гермеса и жертвенником Аполлона Агиейя. Направо и налево от входа располагались конюшни и лавки, выходившие непосредственно на улицу. В конце прихожей находилась дверь. Посередине двора возвышался памятник Зевсу, а в глубине, с правой или левой стороны, по углам двора или в боковых комнатах, находились жертвенники богам собственности и семейным. По обеим сторонам галереи располагались различные комнаты для гостей.
Почти все греческие дома, особенно в Афинах, имели второй этаж. Для постройки домов употреблялись различные материалы: для фундамента – тесаный камень или песчаник, а для стен – кирпич-сырец или дерево. Такие стены было легко проломить.
Внешние украшения долгое время отличались большой простотой. Ограничивались тем, что покрывали стены слоем извести. Но в гомеровский период стены стали украшаться бронзовыми пластинками, золотом и слоновой костью, стенной живописью. Во внутренней галерее развешивались ковры, вышивные работы, роскошно вымащивался пол. Вот в таких домах и жили богатые люди.
Кроме частных домов и домов богатых людей так же стоит выделить дома в которых жили цари, дворцы времен Гомера. В царских жилищах только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Полом была утоптанная земля. Стены и потолки комнат, двери, наличники и иногда даже пороги у дверей делались из сосны, дуба, ясеня или оливкового дерева. Посредством полировки или, быть может, с помощью лака столяры придавали видимым поверхностям бревен и досок некоторый глянец.
Действительно, в помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили посередине помещения или около стены, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши.
Вот описания трех основных типов жилищ, которые были распространены в Древней Греции.
В первой главе было описано три вида жилищ древних греков и было бы уместно в этой главе рассмотреть обстановку в их домах.
Итак, начнем с мебели, на которой они сидели. Во-первых, это был дифф - низкий стул без спинки на четырех ножках, расположенных или в виде буквы X, или перпендикулярно сидению. В первом случае он легко складывался, так как само сиденье состояло из переплетенных ремней; во втором же - он не складывался, и сиденье было наглухо приделано к ножкам. Прибавляя к нескладывающемуся диффу спинку, получали клисмос, очень похожий на наши стулья.
Дроносом назывался стул, несколько больший по величине, со спинкой и подлокотниками. В храмах седалища для богов назывались тронами, в частных домах они были почетным местом хозяина дома и его друзей. Так как эти троны из-за их внушительных размеров передвигать было затруднительно, то иногда они наглухо прикреплялись к стенам. Их, как правило, делали из твердого дерева, а троны для богов и правителей часто из мрамора. Почти все они были богато украшены орнаментами. Обычно их покрывали мягкими шкурами, коврами или подушками. Для того чтобы взобраться на них, часто приходилось пользоваться особой скамейкой.
Теперь же рассмотрим мебель, на которой спали древние греки. Деревянное основание для античного ложа представляло собой удлиненный дифф. Если удлиняли дифф с перекрестными ножками то, получали походную кровать; если удлиняли дифф с прямыми ножками, получали нечто похожее на скамью без спинки. Прибавляя одну спинку в изголовье, другую в ногах и, наконец, третью по длине, получали мебель, отчасти, похожую на наши диваны. В качестве материала использовали сосну, клен и бук. Мебель делалась из бука или целиком, или им оклеивали более простой материал. Деревянные части кроватей, которые не закрывались тканями,— ножки и спинки — делались особенно тщательно. Ножки украшались резьбой или вытачивались; остальные части часто покрывались инкрустацией из золота, серебра или слоновой кости. У Гомера нигде не говорится о подушках или других предметах роскошного ложа. Постель богатого человека состояла, во-первых, из толстых шерстяных покрывал, служивших для подстилки вместо матраца. Иногда под покрывала подстилали овечьи шкуры. Вместо одеял использовали плащи или особые покрывала. Спали без одежды, часто ею же и укрывались.
Следующей нужной вещей в доме был стол. Столы использовались только для того, чтобы во время еды ставить на них посуду. Их делали квадратными, круглыми или овальными, на трех ножках или на одной, и в общем они походили на наши, но были значительно ниже, так что их верхняя доска едва достигала высоты ложа. Ножки столов выполнялись с большим вкусом. Им охотно придавали форму ног животных или заканчивали их копытами. Столы изготовлялись главным образом из бука и впоследствии стали украшаться бронзой, благородными металлами и слоновой костью.
Так же неотъемлемой частью в доме были сундуки разных размеров. В них греки хранили свою одежду. Изображения такого рода мебели встречаются на памятниках только более поздней эпохи. Сундуки для хранения одежды, часто упоминающиеся у Гомера, имели, без сомнения, некоторое сходство с нашими старинными сундуками. Их покрывали изображениями и резными украшениями в виде инкрустаций из металла и слоновой кости. Изображения таких сундуков редко встречаются на памятниках, но зато часто попадаются изображения маленьких ручных ящичков для хранения различных предметов туалета и драгоценностей. В эпоху Гомера вместо замка служила полоска материи, завязывавшаяся узлом. Впоследствии концы этой полосы стали склеивать с помощью особой мастики или воска и опечатывать перстнем-печатью. Позже стали запирать эти ящички замками.
Стоит так же отметить и хозяйственную утварь. Среди посуды, предназначавшейся для хранения запасов провизии, пифос занимает первое место по своей величине. Это круглый глиняный сосуд без ножек, оканчивавшийся внизу или заостренным концом, или плоским дном. В первом случае его не делали большим, и он закапывался в землю для устойчивости; во втором — он достигал больших размеров и делался с широким горлом. В таком сосуде хранили вино, масло, фиги (инжир), различные соления.
Амфорой называлась ваза с двумя ручками, с широким овальным туловом, с шейкой более или менее длинной и с горлышком, пропорциональным объему; она стояла на подставке, но часто заканчивалась острым дном, и тогда ее приходилось или прислонять к стене, или ставить на особую подставку. Гидрией назывался род кувшина с третьей ручкой, дававшей возможность погружать сосуд в воду и вынимать его затем оттуда, чтобы поставить на голову. Кофон употреблялся в дороге, а также воинами в походах; это была бутылка с узким горлом, с ручками и с довольно выпуклым туловом; она делалась из особого сорта глины, очищавшей воду от примесей.
Лекифами назывались сосуды на подставке; они были продолговатой формы, имели ручку и предназначались для хранения благовоний. Алабастр — маленький цилиндрический сосуд, немного суженный к горлышку и снабженный двумя ушками, в которых иногда делались отверстия: при помощи нити, продетой в эти отверстия, его подвешивали. Этот сосуд предназначался для хранения благовонных эссенций.
Сосуды, употреблявшиеся для смешивания вина с водой за трапезой и при возлияниях, носили одно общее название — кратеры. Кратер представлял собой очень выпуклую вазу с широким горлом, двумя ручками по бокам и с подставкой, придававшей ему устойчивость.
Были сосуды для питья: фиала — плоская чаша без ручки и без подставки, с несколько выпуклым дном; скифос — большая чаша с двумя ручками, с плоским или заостренным дном; кантара — чаша с высокими ручками и на высокой подставке; и, наконец, ритон или керас, имевший форму рога.
Что касается кухонной посуды, то от нее не осталось никаких следов, кроме нескольких вещей.
Хитра — котел или большой горшок с двумя ручками; в нем варили мясо и овощи. Иногда ее делали на трех ножках, но обычно она ставилась на треножник. В наших музеях имеется несколько экземпляров старинных блюд; все они очень массивны, а рыбы, изображенные на них, красноречиво говорят об их прошлом назначении.
Калат представлял собой корзину, сплетенную из тростника или камыша. В нее клали шерсть для ткания ковров и вышивания. Можно было также класть в нее цветы, фрукты и прочие овощи и плоды.
Кроме всего этого были факелы и светильники. Для освещения и обогревания комнат греки уже со времен Гомера пользовались жаровнями на высоких ножках для сжигания сухих дров или стружек. У них были также смоляные факелы, состоявшие из длинных и тонких сосновых лучин, связанных корой тростника или папируса. Точное время появления в Греции масляных светильников или ламп неизвестно; во всяком случае, в конце V века они уже были в употреблении. Они делались из глины или металла и были самых разнообразнейших форм; у них имелись два отверстия: одно для заливания масла, в другое вставлялся фитиль. Ночью для освещения улицы пользовались факелами или фонарями — светильниками, вставленными в прозрачный рог. Огонь зажигали от углей, тлевших под пеплом очага; впрочем, греки умели добывать огонь быстрым трением двух кусков дерева, из которых один, заостренный в виде колышка, входил в другой.
Такая обстановка царила в домах древних греков.
По дошедшим до нас памятникам искусства, можно судить о внешнем облике греков, об их костюме, начиная с VI века до н. э.
Итак, главным предметом мужской одежды являлся хитон; он надевался прямо на тело без рубашки. Хитон представлял собой кусок ткани, охватывавший все тело человека сверху донизу. С одной стороны он был весь цельным и имел только одно отверстие для руки. С другой стороны верхние концы ткани скреплялись вместе на плече посредством застежки или пряжки. С этой стороны хитон или сшивался по всей своей длине, или, что было реже, оставлялся несшитым. Пояс позволял подбирать его по желанию. Первоначально афиняне носили его очень длинным. Часто к нему приделывались рукава или полурукава. Хитоны для рабов и слуг (эксомис) имели лишь одно отверстие для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным. Поверх хитона набрасывали на себя просторную длинную одежду, называвшуюся гиматион. Один угол этой ткани укрепляли на груди пониже левого плеча; затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой, или сверху ее, вновь закидывалась на левое плечо, с которого спадала другим концом на спину. Разновидность этого плаща составлял трибонион, отличавшийся меньшими размерами и первоначально употреблявшийся только в дорийских городах.