Министерство
спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение
образование
Белорусский
Государственный Университет Физической
Культуры
РЕФЕРАТ
На тему:
”Культура Германии”
Минск 2011
Разумное,
доброе вечное –
культурная сцена
в Германии!
Страна
поэтов и мыслителей. В Германии
родились Гёте, а также Бах и Бетховен.
И, тем не менее, Германия как культурная
нация не обладает реальной общенациональной
культурной компетенцией. Культура
– дело земель, так записано в Основном
законе. Но почему вопросы культуры –
это нечто такое, что нация как единое
целое не может или не должна регулировать?
Немецкая культура как способ самовыражения
германской нации со времен кайзера Вильгельма,
т.е. с конца XIX века, подозревалась в мании
величия. Катастрофа национал-социализма
привела в итоге к последовательной переориентации.
После Второй мировой войны углубилось
понимание того, что Германия сможет вернуться
в мировое сообщество лишь в том случае,
если избежит любой видимости чрезмерного
национального культурного пафоса.
Вот почему
при основании Федеративной Республики
Германия в 1949 г. вспомнили также
о традициях федерализма и
передали в руки земель суверенитет
в области культуры. Лишь с 1999 г. в
Берлине существует пост госминистра
по делам культуры и СМИ в Ведомстве
федерального канцлера. И с тех
пор Германия снова воспринимает
тот или иной вопрос в сфере
культуры как задачу, стоящую перед
всей нацией.
Была
реорганизована система содействия
кинематографу на уровне федерации,
учрежден Федеральный фонд культуры.
Берлин при этом все больше
становится магнитом для «креативного
класса», является сегодня
культурным силовым полем, плавильным
тигелем культур, в чьих музеях
отражается история человечества.
Мемориал, напоминающий о холокосте,
– это высеченная в камне
проверка на зрелость, демонстрирующая
то, как такая культурная нация,
как немцы обращается со своей
историей. Впечатляющее доказательство
того, что в XXI веке общенациональная
культурная политика стала необходимой.
Культурный федерализм в свою
очередь пробуждает честолюбие
у федеральных земель. Культурная
политика – это политика создания
благоприятных условий для экономики.
Горняцкая и сталелитейная Рурская
область, входящая в состав
Северного Рейна-Вестфалии, уже
давно успешно превращается в
культурный ландшафт и благодаря
Руру в качестве европейской
культурной столицы 2010 г. наглядно
демонстрирует, как креативное
окружение открывает дорогу в
будущее.
Образование
Народное
образование в Германии бесплатное, всеобщее
и обязательное для детей в возрасте от
6 до 18 лет. До 1990 в восточной части страны
действовала совершенно иная система
образования. ГДР имела единообразную,
финансируемую государством общенациональную
систему образования. Подразумевалось,
что она должна быть доступна всем гражданам,
независимо от социального происхождения,
профессии и экономического положения.
Частные школы в ГДР отсутствовали. После
объединения западногерманская модель
образования была распространена на всю
страну. Ответственность за систему образования
и обучения несут федеральные земли. Они
обеспечивают 80% финансирования, а федеральное
правительство доплачивает остальное.
Система образования имеет различия в
отдельных землях, но обладает и рядом
общих черт. Западногерманская система
образования традиционно способствовала
усилению классовых различий в обществе.
Ее отличают строгое разделение "теоретического",
гимназического (гуманитарного и естественнонаучного)
и "практического" (профессионально-технического)
образования, с чем связана ранняя специализация
среди учащихся - они либо получают "теоретическое"
образование, позволяющее записаться
в университет, либо, в большинстве своем,
- базовое среднее образование, а вслед
за ним профессионально-техническое.
Дошкольное
воспитание.
В
ГДР воспитание, обучение и социализация
детей начинались довольно рано.
В 1989 80% всех детей в возрасте
от одного до трех лет посещали
ясли, фактически все из них
по программе полного дня, а
89% детей в возрасте 3-6 лет - детские
сады. В объединенной Германии
дошкольное воспитание находится
вне государственного сектора.
В 1996 лишь 176 тыс. детей в возрасте
до шести лет были охвачены
дополнительными программами и
системой организованных детских
садов. Возможности оставлять
детей в детских садах на
целый день при этом практически
отсутствуют; не развита и система
продленных групп в школах. В
немецких школах детей, как
правило, не кормят завтраками
и в середине дня отпускают
домой пообедать. Стоимость места
в дошкольных учреждениях составляет
как минимум 250-300 марок на ребенка
в месяц, а в отдельных районах
ФРГ - до 1500 марок в месяц (в
1997 среднемесячный доход трудовой
семьи из 4 человек составлял 7
тыс. марок, а на востоке
Германии 5,8 тыс. марок).
Начальное
и среднее образование.
В ГДР
большинство детей посещало десятилетние
политехнические школы. Учебные
планы таких школ предусматривали
особый акцент на изучении математики,
естественных наук и иностранного языка.
Уже в начальных классах, в
дополнение к базовым предметам,
таким как чтение и письмо, все
школьники должны были осваивать
на уроках т.н. трудового воспитания
еще и профессионально-технические
навыки прикладного характера. Начиная
с седьмого класса школьники проходили
производственную практику на промышленных
предприятиях или в сельскохозяйственных
кооперативах. Около 15% выпускников десятилетних
школ направлялись на двухгодичные курсы
подготовки, - в т.н. абитуриентскую школу.
Обучение в ней завершалось сдачей экзаменов
на аттестат зрелости (Abitur), который открывал
дорогу к высшему образованию. Все остальные
выпускники десятилетних политехнических
(средних) школ шли в профессионально-технические
училища, большей частью прикрепленные
к промышленным предприятиям. По истечении
двух лет профессионально-технической
подготовки они могли продолжить учебу
еще один год уже по академической программе
"абитуриентской школы", идти на работу
либо поступить в специализированные
технические школы. Обладатели аттестата
зрелости также могли начинать работать
или идти в специализированные технические
школы, но, кроме того, они имели право
поступать в университеты. Около 10% 18-19-летних
юношей и девушек в ГДР сдавали экзамен
на аттестат зрелости, но многие граждане
получали его значительно позднее, благодаря
хорошо развитой системе обучения взрослых.
Рабочим и служащим выделялось свободное
от основной работы и оплачиваемое время,
чтобы они могли посещать занятия. Во многих
случаях желающим засчитывали окончание
таких курсов в качестве квалификационного
минимума для приема в специализированные
технические школы и университеты. Особенно
поощрялось продолжение обучения женщин,
с отрывом или без отрыва от производства.
Предприятиям и учреждениям вменялось
в обязанность разрабатывать и реализовывать
программы повышения квалификации работников.
Многие из руководителей промышленных
предприятий Восточной Германии выросли
из рядов рабочих и стали квалифицированными
управленцами, пройдя через школу обучения
взрослых. Большинство детей в объединенной
Германии поступают в школу в шесть лет
и четыре года учатся в общеобразовательной
начальной (т.н. "основной") школе.
По истечении четырех лет учебы родители
и учителя решают, подготовлен ли десятилетний
ребенок для обучения в гимназии или в
обычной средней, "реальной школе",
либо он будет посещать т.н. "главную"
общеобразовательную школу, дающую среднее
профессиональное образование. В значительной
степени именно эта ранняя дифференциация
учащихся предопределяет их дальнейший
жизненный путь. От нее прежде всего зависит,
станет ребенок рабочим или специалистом
с высшим образованием. Впоследствии изменить
направление образования и профессионального
роста крайне трудно. В 1996 около 46% школьников
в возрасте от 14 до 21 года обучались в профессиональных
школах. Около 70% учащихся "главной"
школы проводят 3-4 дня в неделю в качестве
учеников по выбранной профессии на промышленных
предприятиях или в иных местах их будущего
приложения труда, совмещая эту деятельность
с учебой в течение 3 лет. 30% продолжают
учебу с отрывом от работы. Вне зависимости
от осваиваемой профессии все подростки
до 18 лет должны продолжать учебу. Школьники,
пошедшие по пути получения "теоретического"
образования, учатся в гимназиях, как правило
с углубленным изучением либо классических
и современных языков, либо математики
и естественных наук. Учащиеся гимназий
и "реальных школ" могут в возрасте
16 лет переключиться на профессиональное
образование, поступив в специализированные
технические училища, а могут продолжить
гимназическое обучение, с тем чтобы, закончив
гимназию в возрасте 18-19 лет и получив
аттестат зрелости, поступить в университеты
или высшие технические школы. В 1996 аттестаты
зрелости получили лишь 30% учащихся, и
лишь 69% из них записались в университеты
и высшие технические школы. Приобрести
аттестат зрелости могут и взрослые люди,
для которых существуют специальные образовательные
программы.
Университеты
и высшие технические
школы.
Высшее
образование в ГДР финансировалось
государством. Критериями для приема
абитуриента в вуз были вступительные
отметки и персональные рекомендации,
содержавшие в том числе и оценку его политической
лояльности режиму, поведения и общественной
активности. Вскоре после образования
ГДР были учреждены специальные "рабоче-крестьянские"
учебные программы, призванные покончить
с традициями привилегированного высшего
образования и подготовить из больших
групп студентов пролетарского происхождения
кадры дипломированных специалистов.
Обучение в вузах было бесплатным, и большинство
студентов получали государственную стипендию,
а некоторые студенты - и разного рода
именные, повышенные стипендии за особые
заслуги. Кроме того, студенты в ГДР пользовались
различными льготами на проезд, обеспечивались
общежитиями, получали государственные
субсидии по уходу за детьми. В Западной
Германии была сохранена (с некоторыми
изменениями) традиционная немецкая университетская
система, при которой профессорско-преподавательский
состав и студенты пользовались большой
свободой. Эта система после объединения
Германии была распространена на всю страну.
Профессоры вели те лекционные курсы,
какие они считали нужными, а студенты
имели право слушать те курсы, какие представляли
для них интерес, и могли учиться столь
долго, сколько они хотели. В систему высшего
образования входят университеты, технические
вузы и университеты, художественные и
музыкальные, педагогические, специализированные
(экономические, медицинские, ветеринарные,
спортивные) вузы, теологические и церковные
высшие школы. Контингент студентов удвоился
в период с начала 1960-х до начала 1970-х годов
из-за выросшего спроса на дипломированных
специалистов с высшим образованием; университетская
сеть расширилась, к 1972 в Западной Германии
имелись 61 университет (включая теологические
семинарии) и 225 высших технических школ;
все они финансировались государством.
В университетах были осуществлены важные
внутренние реформы, в том числе и как
ответ на подъем студенческого движения
конца 1960-х годов: студенты и служащие
получили право голоса в решении университетских
дел, появились кафедры, объединившие
профессоров и преподавателей, которые
ранее читали курсы по индивидуальной
системе, каждая кафедра стала разрабатывать
свой учебный план. Для многих специальностей
были сняты ограничения на количество
обучающихся студентов. В период между
серединой 1970-х годов и 1990 контингент студентов
в западногерманских вузах снова удвоился,
в то время как численность работающих
сотрудников и профессорско-преподавательского
состава осталась практически неизменной.
В 1997-1998 в 320 немецких вузах обучались 1,8
млн. студентов. Крупнейшие университеты
расположены в Кельне (60 тыс. студентов),
Мюнхене (60 тыс.), Мюнстере (46 тыс.), Хагене
(44 тыс.), Берлине (Свободный университет,
42 тыс.), Гамбурге (42 тыс.), Бонне (37 тыс.)
и т.д. В 1995 четверть немцев в возрасте
45-54 лет имели дипломы высшей школы; по
этому показателю Германию уступала в
рамках ЕС только Швеции. К 1995 штатный
профессорско-преподавательский состав
в немецких вузах вырос до 152 тыс., что понизило
соотношение числа студентов к числу преподавателей
до уровня 12 : 1. Первостепенной задачей
для большинства студентов является сдача
экзамена по избранной специальности.
Студентам приходится готовиться к нему
как минимум на протяжении 8 семестров,
но большая часть студентов учится в университетах
10-12 семестров, а некоторые значительно
дольше, что, в частности, объясняется
высоким уровнем безработицы в ФРГ и сложностью
трудоустройства специалистов в области
гуманитарных и социальных наук. Аспирантам,
готовящим докторские диссертации, требуется
еще несколько лет для их написания. Желающие
и далее продолжать академическую карьеру
должны в течение еще нескольких лет преподавать
в университете, прежде чем получают возможность
защитить вторую диссертацию, необходимую
для занятия должности профессора. Обучение
в основном бесплатное, отдельные взносы
невелики, студентам выделяются ссуды
от государства.
Научные
исследования.
В 1996 в
Германии было израсходовано 53,6 млрд.
долларов на научные исследования и
опытно-конструкторские работы, две
трети этой суммы предоставили промышленные
корпорации, а остаток распределился
почти поровну между системой
высшего образования, государственным
и некоммерческим сектором. Вне промышленного
сектора около 95% финансирования осуществлялось
федеральными и земельными правительствами.
Немецкое научно-исследовательское
общество финансирует научные исследования
в университетах. Фундаментальные
исследования поддерживаются в основном
16 крупными некоммерческими организациями.
Самая известная из них - институты
имени Макса Планка, которые специализируются
на междисциплинарных проектах, не
вписывающихся в университетские
программы. В 1998 в 80 институтах имени
Макса Планка работали 10 700 сотрудников
(в том числе 2880 научных работников);
общий бюджет этих институтов составлял
1,2 млрд. долларов. Вместе с ними работали
6500 аспирантов, исследователей, ведущих
работу после защиты докторской диссертации,
приглашенные специалисты и ученые.
К другим крупным исследовательским
организациям относятся научные
центры имени Гельмгольца, институты
Фраунгоферовского общества и др.
Единственными крупными фондами, поддерживающими
научные исследования и конструкторские
работы, являются Фонд концерна "Фольксваген",
Фонд имени Александра Гумбольдта и
Фонд Фрица Тиссена.
Учреждения
культуры.
В Германии
культурная инфраструктура щедро финансируется
из общественных фондов. В 1995 федеральные
и земельные бюджеты выделили
1,5 млрд. долларов на финансирование музеев,
4,5 млрд. на поддержку театров и
музыкальных учреждений, и 2,3 млрд. на
поддержку других видов искусств,
культурной и координационной деятельности.
Берлин, с его всемирно знаменитым оркестром
Берлинской филармонии, новым Оперным
театром и многочисленными менее крупными
театрами, первоклассными музеями, стал
крупнейшим культурным центром Германии.
Гамбург, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен
не уступают Берлину по той роли, которую
они играют в культурной жизни Германии.
На попечении западногерманских земельных
и муниципальных властей находятся музеи,
оркестры, театры, оперные труппы и библиотеки.
В Германии в конце 1990-х годов имелось
почти 600 театров драмы и комедии, множество
оперных трупп, 141 профессиональный симфонический
оркестр. В 1996 в ФРГ насчитывалось 12 727
библиотек и 4143 музеев.
Музыка
– живой спектр стилей