Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:23, научная работа
Таким образом, видно, что по отдельным проблемам духовной культуры древних германцев существуют отдельные работы; однако не имеется в отечественной историографии обобщающего исследования по данной проблеме.
Исходя из этого, определилась цель данной курсовой работы - изучить духовную культуру древних германцев.
Для реализации этой цели задачи поставлены следующие:
1) дать общую оценку уровня развития древнегерманских племен;
2) исследовать религиозные воззрения древних германцев;
3) изучить устную и художественную культуру древних германцев.
Введение 3
Глава I. Религиозные воззрения древних германцев 8
§1. Картина мира 8
§2. Архаические пережитки в религии 11
§3. Пантеон богов 12
§4. Жреческая организация 15
Глава II. Культура древних германцев 17
§1. Устная и песенная культура 17
§2. Художественная культура 19
Заключение 24
Список источников и литературы 26
Примечания 28
В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве - уже на том свете.
С
другой стороны пиры воинов в обители
бога войны - своеобразный милитаризированный
рай - также отражает мировоззренческую
парадигму сознания древних германцев.
§2. АРХАИЧЕСКИЕ
ПЕРЕЖИТКИ В РЕЛИГИИ
Распространенная в отечественной литературе морфологическая классификация ранних форм религии, наиболее последовательно разработанная С. А. Токаревым и принимаемая в той или иной мере в работах Ю. П. Францева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Шаревской, И. К. Крывлева и др., выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще раннепервобытной общине - прежде всего тотемизм.34
Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма.
Пережитками тотемизма можно считать прежде всего названия некоторых племен - херуски от heruz (молодые олени), эбуроны - от Eber (вепрь). Есть мифы о происхождении отдельных племен и родов от деревьев, предание о происхождении рода Меровингов (знатного франкского рода, к которому принадлежал первый франкский король Хлодвиг) от водяного чудовища.
Можно видеть отзвуки тотемизма и в мифе о происхождении всех людей вообще от деревьев: мужчин - от ясеня, женщин - от ольхи35 (миф о происхождении людей от потомка богов Манна, о котором сообщает Тацит,36 на наш, взгляд, более позднего происхождения, так как Манн - прародитель людей - выступает в нем в уже в антропоморфном облике).
Пережитки тотемизма видятся и в почитании священных животных, из которых иные превратились в живые атрибуты богов: волк и ворон - животные, посвященные Одину; вепрь с золотой щетиной в скандинавских мифах и т. д.
Церковные писатели упоминают также о священных деревьях и источниках, о почитании священного огня, которому приписывалось очистительное и лечебное действие.37
Очень
архаичный облик, по мнению А. С. Токарева,
имела также вера в многочисленных духов
природы: таковы духи земли эльфы, горные
тролли, водяные никсы, поземные гномы
и др., нередко любители подшутить и посмеяться
над человеком. Сюда же относится и вера
в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования,
как считает А. С. Токарев, были отражением
быта охотничьего народа, жившего в окружении
суровой, но порой и щедрой природы. Эти
верования оказались наиболее живучим
элементом древнегерманской религии и
сохранились в народных поверьях, а отчасти
в фольклоре до наших дней.38
§3. ПАНТЕОН
БОГОВ
Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь.39 В качестве последних чаще всего почитались священные рощи, о которых сообщают римские авторы, и, в частности, Тацит, сообщающий о священной роще,40 которая находилась, по данным современных исследователей, на острове, где ныне расположен Копенгаген, или на одном из близлежащих островов.41
Из племенных божеств-покровителей известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами целых племенных союзов. Тацит упоминает следующих племенных богов: Танфан, богиня марсов и родственных им племен;42 Бадугенн - богиня фризов;43 Нертус - богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова, святилище которой находилось на одном из островов;44 боги-близнецы Алки - у племени наганарвалов.45
По поводу Нертус стоит заметить, что некоторые ученые придерживаются мнения, что эта богиня носила хтонические черты, была связана с землей и плодородием, наподобие Геи и др. богинь плодородия;46 боги-близнецы Алки вообще имеют множество параллелей в мифологии индоарийских народов - литовские братья-близнецы (боги зари),47 древнегреческие Диоскуры (Кастор и Поллидевк),48 древнеиндийские Ашвины (Насатья и Дасра), ассоциирующиеся с предрассветными и вечерними сумерками.49
На нижнем Рейне почиталась богиня Негаления, имя которой известно из многочисленных (26) надписей и изображений; видимо, это было божество батавов.50
Однако в это же время формируется и общегерманский пантеон.
М. А. Коган считает, что главными божествами германцев был Вотан, или Водан (один у скандинавов) - бог неба, создатель людей, бог победы и войны, его супруга Фрея (Фригг у скандинавов) - покровительница брака и семьи, бог Доннар - повелитель грома (Тор у скандинавов) - главные божества ряда германских племен.51
Это подтверждают и данные лингвистики: имена языческих богов сохранились в названиях дней недели у германских народов Европы: Donnerstag - день Доннара (четверг) у немцев, Torstag - у шведов; Freistag - день Фреи (пятница) - у немцев, Friday - у англичан, Fredag - у шведов; Wednesday - день Вотана (среда) - у англичан.52
Вероятно, о воинственном боге грома Донаре говорит Тацит, сообщая следующее: «Говорят, что Геркулес побывал и у них [германцев], и, собираясь сразиться, они славят его как мужа», с которым никто не сравнится в отваге».53 С тем, что здесь имеется в виду именно Донар, согласен А. С. Бобович, составитель комментариев к «О происхождении германцев и местоположении германцев».54
На наш взгляд, это мнение вполне обоснованно, так как можно провести немало мифологических параллелей между Геркулесом и Донаром; конечно, более обоснованно здесь можно было бы говорить об их тождестве, если бы Донара Тацит назвал Юпитером (богом-громовержцем в Древнеримском пантеоне); однако можно предположить, что, в отличие от «царственного» античного Зевса-Юпитера, древнегерманский Донар имел больше «боевых», «воинских» функций, совпадая во многих чертах с богом войны Аресом-Марсом, что объясняется, несомненно, милитаристским характером древнегерманского общества.
По сообщениям Тацита, древние германцы также славили порожденного землей бога Туистона55 (возможно, бог неба, поскольку именно небо выступает обычно в роли одного из демиургов в большинстве религий; кроме того, похожий сюжет мы находим в древнегреческой мифологии, в мифе о рождении Геей (Землей) Урана (Неба))56.
Интересен миф о гибели прекрасного Бальдера - бога весны и плодородия - от коварного излого Локи; по наущению последнего Бальдер был убит стрелой, сделанной из безобидной ветки омелы. Ассоциации с древнегреческим Адонисом, шумерским Думмузум, древнеегипетским Осирисом очевидны. Однако Дж. Фрэзер истолковывает этот миф более глубоко: как знак связи культа плодородия с почитанием дуба и его паразита - омелы, в которой будто бы магически заключена жизнь демона плодородия.57
Конечно,
здесь мы упомянули далеко не о всех богах
и охарактеризовали далеко не все космогонические
мифы, а только самые характерные для древних
германцах. Однако и на основании сказанного
можно заключить, что религия древних
германцев имела много общего с другими
религиями древнего мира, что, несомненно,
объясняется их общими индоевропейскими
корнями.
§4. ЖРЕЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Воевавший с германцами римский император Юлий Цезарь видел важнейшее их отличие от кельтов как раз в том, что у германцев «нет друидов, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях».58
По словам Цезаря, гадание и узнавание воли богов находилось в руках старых женщин, что, по мнению С. А. Токарева, свидетельствует о сильных пережитках матриархата.59
Однако уже через 150 лет после Цезаря Тацит сообщает о весьма влиятельном положении германских жрецов, в руках которых находится суд, которые распоряжаются племенными сходками и т. д.60
Однако и при Таците оставались пережитки матриархата: роль женщин и в общественной, и в религиозной жизни германцев была очень большой. «Они думают, - писал Тацит, - что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний».61
С. А. Токарев указывает, что определенные пережитки матриархата в жречестве сохранилось в таком специфическом обычае, как переодевание жрецов племени наганарвалов в женскую одежду (это явление трансвестизма, связанное с женским шаманство, как пережиток матриархата известен еще у ряда народов, например, Сибири и Северной Америки).62
В то же время появляются и такие специфически мужские жреческие обряды, как тот, о котором сообщает Тацит: «Есть у них и такие заклинания, возглашением которых, называемых «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь… причем принимаются во внимание не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести».63
Этот факт говорит о росте значения мужской силы, милитаризации общества, утверждения доминирования мужчины в обществе.
Жестоки были и жертвоприошения: в жертву нередко приносили людей, преимущественно военнопленных, а по крови и внутренностям жертв гадали об исходе войны.64
Этот кровавый варварский культ был опять-таки порождением воинственного быта эпохи.
ГЛАВА
III. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ
§1. УСТНАЯ
И ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА
«В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом…»,65 - пишет Тацит, обобщая в этой фразе сущность устной и песенной культуры древних германцев.
Конечно, древние германцы знали такую специфическую письменность, как руническую - сначала она имела чисто магический характер, но в III - IV вв. получает более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии.66
Тацит сообщает также, что «… некоторые памятники и могилы с начертанными на них греческими письменами и посейчас существуют на границе Германии с Рецией»67 (правда, по мнению комментатора, речь идет по всей видимости, о надписях на кельтском языке, так как кельты пользовались греческим алфавитом68).
Таким образом, определенные зачатки письменности древним германцам были известны. Тем не менее письменной культуры они не оставили; все то великое в сфере литературы, что нам известно, из поколений в поколения передавалось устно, чтобы в конце концов быть записанным в виде двух «Эдд», оставшихся нам как памятник поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей.
Трудность изучения литературных этих памятников состоит в том, что все их записи произведены в христианское время, то есть намного позднее периоды их возникновения и полноценного бытования.
Необходимо заметить, что обычно героический эпос у древних германцев тесно срастается с мифологией. Однако в «Старшей Эдде», наиболее полном и художественном собрании германской поэтической мифологии, песни о героях довольно четко отделяются от песней о богах. Тем не менее в ряде существенных моментов граница между мифом и эпоом германцев оказывается расплывчатой или вовсе исчезает. Прежде всего обращает на себя внимание тенденция возводить роды германских и скандинавских королей и знати к асам (таковы генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, англосаксонских королевских династий),69 что, впрочем, находит параллели у других народов (например, древних греков и римлян).
Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистические различия, но в то же время для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемы кеннинг, то есть замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным (типа «дорога китов» вместо «море», «раздаватель золота» - «князь»).
Для стиля древнегерманской поэзии также характерно обилие собственных имен, что, с одной стороны, придает стилю конкретность, а с другой - нередко затрудняет понимание. Немало в не1 традиционности выражений, характерной для фольклора - повторяющихся формул, словесных клише и т. д.
Стиль песен германцев - это аллитерационный стих, форма стихосложения, которая возникла у германцев в глубокой древности, вероятно, еще до нашей эры, и сохранилась всего дольше в Исландии. Сущность этой формы стихосложения - в аллитерации, в регулярном повторении начального звука основы в слогах, несущих смысловое ударение.70
Характерно для древнегерманской поэзии компактность, лаконизм, стремительность - при ярком буйстве фантазии, рисующей «мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир, который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк поглотит солнце».71