Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:09, контрольная работа
Общество представляет собой целостное образование, и каждая страна неповторимо своеобразна, имеет собственную уникальную историю и культуру. Это предполагает наличие системообразующих факторов, интегрирующих разрозненные социальные подсистемы в некоторое качественно определенное единство. В современной философии целостная характеристика общества дается в понятиях цивилизации и культуры.
Введение
1. Понятие цивилизации. Возникновение древнейших цивилизаций в Индии (Хараппская культура), Египте и Междуречье (Шумер, Вавилон, Ассирия, Иран). Общие черты древнейших цивилизаций.
2. Духовная культура Древнего Востока. Своеобразие восточного типа миропонимания и символизм. Тотемичность религии и каноничность искусства.
3. Памятники древнейших цивилизаций на территории Урала.
Заключение
Список литературы
Древняя Месопотамия
Современное восприятие следов цивилизации Древней Месопотамии разительно отличается
от восприятия цивилизации Древнего Египта: если пирамиды египтян высятся и сегодня, то города Месопотамии давно обратились в груды развалин. Житель Древней Месопотамии всегда знал, что дни человека недолги; что бы человек ни делал, он всего лишь ветер. Катастрофическое мировосприятие во многом определялось особыми климатическими условиями среды обитания. Тигр и Евфрат, в отличие от Нила, разливаются бурно и непредсказуемо, сметая дамбы и затопляя посевы. В древности в Месопотамии дули знойные ветры и шли проливные дожди. И дух месопотамской цивилизации отражал несдержанность и непредсказуемость природы.
Космический порядок здесь не представлялся столь прочным и несокрушимым, каким он казался египтянину. Конечно, космос был упорядоченным, но за этим порядком стояло множество индивидуальных божественных воль. Космос считался особым космическим государством. Поэтому понимание окружающего мира означало понимание тех личностей, которые стояли за явлениями, г пение направленности их воль и пределы их власти.
Боги Месопотамии противостоят магическим силам земли. Земля - Тиамат, утверждается в теогоническом эпосе II тыс. «Энум элиш», умерщвляется богами и становится подножием их небесного мира. Суть богов проявляется как произвол, ограничиваемый равновесием сил. Человек магической связи с землей не имеет потому что бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Человек ничтожен перед произволом богов, но, взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с лишенным магической защиты миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятеричная система счета, установилось деление часового циферблата на двенадцать частей. Вавилонские жрецы умели вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.
Высшей властью во Вселенной обладало собрание богов. Председатель этого собрания — бог Ану, исполнительные функции принадлежали его сыну богу Энлилю. Мы не располагаем ни одним ранним шумерским мифом, темой которого был бы фундаментальный вопрос: почему Вселенная представляет государство? Идея мирового государства считалась самоочевидной.
Основные же сюжеты шумерских мифов представляют собой две группы: происхождение какого-либо существа или группы существ (богов, людей, животных, растений), организация, т.е. каким образом тот или иной бог приобрел свои функции и обязанности, по какому праву то или иное существо занимает свое место в мире, и ответ один: «По воле богов».
Цивилизация, которая рассматривает всю Вселенную как государство, первой добродетелью человека считало послушанием и безоговорочное принятие власти. Индивидуум стоял в центре все расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший из этих кругов был властью отца и матери, старших братьев и сестер. В каждом доме существовало также маленькое святилище для личного бога, где владелец жилища поклонялся ему и совершал ежедневные жертвоприношения.
Что же получал человек в качестве награды за послушание? Обычно наградой была защита, прежде всего со стороны личного бога. Если человек был болен, что по месопотамским представлениям связывалось с деянием демона, по силе превосходящего личного бога, то последнего просили воспользоваться своими связями в божественных кругах для борьбы с демонами. Таким образом, жизнь полна опасностей, послушанием следует завоевать благорасположение личного бога, который может использовать свое влияние среди высших богов для достижения тех или иных целей.
На религию Месопотамии
Урарту, Эддам, Египет, малые
государства Палестины,
Как видим различия мироощущениями древних египтян и жителей Месопотамии достаточно глубоки. И в тоже время оба народа разделяли основополагающею предпосылку, а именно: человек – часть общества, общество включено в природу, а природа – есть проявление божественного начала. Эти взгляды разделялись почти всеми древними народами за исключением древних евреев.
3.Памятники древнейших цивилизаций на территории Урала.
Почти полвека прошло с того момента, как в 70 километрах от Сибая крупномасштабная аэрофотосъемка зафиксировала систему древних поселений, позже названную под общим именем Аркаим. Но сенсация произошла много позднее - фактически открытие Аркаима датируется весной 1987 года. До этого фотографии имели гриф повышенной секретности, и ученые не имели к ним доступа. Потерей для науки бесценного памятника могло обернуться строительство крупной оросительной системы на юге Челябинской области. При строительстве водохранилища весь Аркаим (свыше десятка городов!) мог уйти под воду. В упорной борьбе ученых, общественности с Минводхозом РСФСР уникальный археологический объект удалось спасти. Однако события в стране заставили лабораторную обработку материалов отложить надолго. Только сейчас этим стали заниматься по-настоящему. И почти сразу ученые стали говорить об общности древних поселений человека на Южном Урале. По мнению исследователей, Аркаим вполне может быть не последним открытием такого плана: большой интерес представляет Башкирское Зауралье Республики Башкортостан.
Летом нынешнего года в Учалинском районе близ деревни Новый Байрамгул шли археологические работы, организованные ВЭГУ. Экспедиция стала продолжением исследования астроархеологического объекта, открытого в 2004 сотрудниками этого института. Остатки древних сооружений датируются примерно III тысячелетием до нашей эры. Это частично скрытые в земле крупные строения, по периметру которых установлены каменные столбы. Скорее всего, здесь велись астрономические наблюдения. Аналогичные наблюдения, что уже почти доказано, велись в Аркаиме и на так называемых курганах баишевских древних поселений человека близ села Баиш Баймакского района. Но открытие, сделанное в Учалинском районе, по масштабности сооружений заставляет проводить аналогию со знаменитым Стоунхенджем. Сходство поразительное.
Как и в случае с Аркаимом, учалинский древний археологический объект был открыт дважды. Еще 40 лет назад на берегу реки Урал, в устье речки Миндяк, недалеко от деревни Новый Байрамгул начались раскопки. Но во времена СССР масштабные земельные работы были запрещены: они были видны на военных картах при детальной аэрофотосъемке, и западная разведка могла решить, что под видом раскопок строятся военные объекты. Действительно, тогда строилось достаточно подземных бункеров и шахт для стратегических ракет и иных военных объектов. Имелись такие объекты и на территории Южного Урала.
Сегодня эта территория в археологическом плане изучена примерно на 40 процентов. В Башкирском Зауралье предстоит еще исследовать свыше 30 памятников древних цивилизаций. Это работа на многие годы.
Заключение
Таким образом, изучая культуру древних цивилизаций Востока, можно прийти к выводу, что культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Культура Древнего Востока внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.
На почве древневосточной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому древневосточная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура Древнего Востока явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Список литературы