Культура древнейших цивилизаций Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

У культуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая, консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Понятие цивилизаций. Возникновение древнейших цивилизаций в Индии (Хараппская культура), Египте и Междуречье (Шумер, Вавилон, Ассирия).
Общие черты древнейших цивилизаций. ……………………………………………………...5
. Духовная культура Древнего Востока. Своеобразие восточного типа миропонимания и символизм. Тотамичность религии и каноничность искусства……………………………………………………………………………….... ……..10
Памятники древнейших цивилизаций на территории Урала……………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы..…………………………

Файлы: 1 файл

культ.docx

— 67.17 Кб (Скачать)

Древняя  Месопотамия

Месопотамия — район между Тигром и Евфратом. Двуречье — район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.

Шумеры  — древнейшие обитатели Месопотамии создали клинопись, представлявшую собой идеограммы, обозначающие целые слова, слоги (600 знаков). Тематика шумерских текстов охватывает широкий диапазон: от административных актов до литературных произведений. Со временем аккадский язык стал вытеснять шумерский.

Месопотамия была бедна не только деревом, но и камнем. Поэтому материалом для строительства монументальных зданий служила глина. Для монументальных храмовых сооружений характерны цоколи на высоких искусственных платформах, отсутствие окон, использование отдушин под потолком, группировка помещений вокруг внутренних дворов, глухие фасады с выступающими лопатками-контрфорсами. Интерьеры украшались геометрическим орнаментом, стены расписывались.

Искусство Шумера и Аккада

Города-государства  основываются прибывшими с севера семитскими племенами, которые основывают города Эриду, Ур, Урук, Ниппур.

Центром городов  был храм, который из-за частых наводнений, иногда носивших катастрофический характер, возводили на холмах — теллях. Холмы  были   прямоугольными  или овальными в плане, имели открытый двор, в глубине которого находилась статуя храмового божества. В конце 3 тыс. до н.э. появляются новые типы храмов — зиккураты. Зиккурат города Ура стоял на платформе, поднятой над уровнем долины на 10 м. Его прямоугольное в плане основание имело площадь 65 на 34 м, общая высота около 21м. Наклонные стены были облицованы кирпичом, расчленены вертикальными выступами-лопатками и нишами. Зиккурат имел четыре яруса, каждый ярус определенного цвета: нижний был облицован битумом, следующий — красным кирпичом, третий — побелен, верхний покрыт глазурованным голубым кирпичом. Внутри зикккурата нет помещений, он не предназначался для посещения верующими, а был домом божества.

Памятников  изобразительного искусства от раннего  периода осталось немного. Необыкновенное развитие получила глиптика — резьба на каменных печатях.

К XXIV веку власть приходит к семиту, который взял тронное имя Саргон (это имя было тронным у нескольких царей Месопотамии), сделавшему город Аккад своей столицей. Памятников искусства от этого времени сохранилось немного, они сильно отличаются от шумерских. Так, в скульптурных портретах точно передается этнический тип, а облик портретируемых героизирован и идеален.

В отличие от храмов Южного Двуречья зиккурат не занимал центрального положения в храмовом комплексе. Тип дворцовых построек — так называемый бит-хилани, известный также как хеттам. Бит-хилани — тип сооружений с длинными узкими помещениями, параллельными фасаду. Первое представляло собой портик с 1 или 3 колоннами, с двух боков от которых располагались выступы-башни, а к ним вела лестница. Вторая комната представляла тронный зал, к нему примыкали жилые помещения.

Искусство Ассирии

Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские  города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с XIV века до н.э. Город Ашшур стал крупным центром ассирийского государства. Со временем Ассирия стала крупной военной державой. Мощь государства, захватившего огромные территории Передней Азии и Египта, возвеличивание царской власти способствовали формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские владыки стремились превзойти все, что было создано до них. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя и храмы, и зиккураты. Так, храмовый ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами, напоминающими горные вершины. Дворец включал в себя 200 помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.

Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов, битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, фиксировали жизнь и быт дворца. Яркость цветов, четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.

Ниневия, о которой в книге Бытия говорится: «Из сей земли вышел Асур и построил Ниневию» (букв, «великий город перед лицом Бога»), была очень большим городом. Его основателем считается Синна-ххериб, который перенес столицу Ассирии из Дур-Шаррукина в Ниневию, обустроив город с невиданным доселе размахом.

Во  дворце Ашшур-бана-пала в Ниневии  рельефы изображали мчащихся коней, сцены царской охоты. Смелость и простота приемов, укрупненность силуэтов и форм раскрывали напряженность действий.

Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздания почестей. Дворцовое убранство включало и рельефы из алебастра и известняка с изображением мифологических сцен, сцен придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича, украшения из металла. В 612 г. до н.э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.

Искусство Вавилона

Искусство Вавилона мало изучено из-за частых разрушений.

Центральная часть Вавилонии располагалась  вниз по течению Евфрата от того места, где Евфрат и Тигр сближаются. Развалины Вавилона находятся в 90 км от столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии сказано: «Город великий... город крепкий». В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Его площадь равнялась 450 га, прямые улицы   с   двухэтажными домами, системой водопровода и канализации, каменным мостом через Евфрат. Город окружало двойное кольцо крепостных стен толщиной до <>,5 м, через которые в город вели восемь ворот. Самыми важными были

двенадцатиметровые  ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, сложенные  из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков. Весь город пересекала дорога процессий, идущая через северные ворота, посвященные богине Иштар. Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». Она состояла из семи разноцветных этажей. В ней находилась золотая статуя Мардука.

По  приказу Навуходоносора для его  жены Амитис были разбиты «висячие сады». Дворец Навуходоносора был воздвигнут на искусственной платформе, на насыпных террасах разбиты висячие сады. Этажи садов поднимались уступами и соединялись пологими лестницами.

Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение древних традиций зодчества. Все постройки возводились из сырцового кирпича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Духовная культура Древнего  Востока. Своеобразие восточного  типа миропонимания и символизм.  Тотамичность  религии и каноничность  искусства.

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока  во многом определены способом коллективного  выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в  тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма (см.: Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм. — (Препринт Г-563). Воронеж, 1995).

Индия.

Религия арийцев  представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). Ведические боги группируются в две группы: асуров и дэвов. В позднейшее время асуры стали злыми духами, а дэвы — добрыми. В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматривавшиеся как кормление богов. Исследователи считают, что в ведизме был заложен момент магии. Представление о загробном мире были неразвиты. Не было изображений , богов, их святилищ и храмов.

Около начала 1 тыс. до н. э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмы). В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами, или варнами (по-санскритски это слово означает цвет), были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья), вайшьи, (земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии, этнически отличавшихся от завоевателей.

С новым богом Брахмой стали связывать кастовое устройство. Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его появиились брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Каста брахманов имела наиболее высокий статус в обществе. Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Выделяется Троица главных богов: Брахма, Шива и Вишну. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии, причем у многих мужских божеств появляется своя женская пара. Все культовые действия выполняли только брахманы, причем главным богом брахманов был сам Брахма, а у кшатриев — единственный из ведических богов, сохранивших свое значение, Индра.

Именно в  брахманскую эпоху формулируются  основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души реинкарнация. Нарушая же правила, можно оказаться не только в более низкой касте, но и превратиться в животное.

Значительное  влияние в брахманский период получила религиозно-философская литература, в первую очередь многочисленные богословские трактаты, называемые Упа-нишадами. Одна из этих философских систем получила особое развитие в Индии и за ее пределами. Йога является аскетическим учением, применяющим религиозные и философские принципы для самоусовершенствования. Целью практики йогов стало усовершенствование души и сохранение чистоты тела, ими были разработаны приемы дыхания и специальные упражнения-асаны. Учение йоги позволяет человеку добиться поразительного психологического контроля над своей телесной природой.

На рубеже VI—V вв. до н. э. в Индии распространяется новая религия буддизм. Основоположником учения считается принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо же, если встретится со страданием, проповедником. Однажды в момент мистического озарения он становится Буддой — Просветленным и открывает четыре истины:

  1. вся жизнь — страдание; человек рождается в страданиях, живет — страдая, умирает, также страдая;
  2. причина страданий заключается в желаниях человека;
  3. чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;
  4. путь избавления от страданий — это путь Будды, путь самоуглубления, ведущий к просветлению духа.

Открыв свой путь, Будда начал проповедническую деятельность и провел так 40 лет. У него было множество учеников и последователей по всей Индии. Буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма, как реинкарнация, сансара и карма. Но теперь уже сансара не рассматривается как вечное колесо перерождений. Целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев). Как учение буддизм весьма оригинален. Его иногда называют религией без бога, и в этом есть доля истины. Будда не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.

Буддистские общины представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно  за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма, который как учение был несравненно демократичнее брахманизма, что и способствовало широкому успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов, а буддизм простотой своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, не мог не снискать себе сторонников.

Информация о работе Культура древнейших цивилизаций Востока