Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 02:28, реферат
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (интеракция-взаимодействие). Во-первых, диффузия ахейской культуры (ахейцы прибыли в Грецию в XX в. до н.э.) и критской (ахейцы завоевали Крит в XVI н.э.), как результат- возникновение микенской культуры. Во-вторых, взаимодействие с дорийской культурой. В-третьих, оживленная морская торговля способствовала обогащению культуры.
По окончании
мусического и гимнастического
образования учеников ждала
Поменялись уклад и программы гимнасий. Они превратились в государственные учреждения. Меньше внимания в них стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе.
Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасий: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфебии составлял год.
Вершиной
образования считались
В Греции, как и во всем эллинском мире, образование было в ведении общественных, государственных организаций, что, впрочем, не исключало частной инициативы.
В эллинскую
эпоху возникают новые центры
просвещения. К ним в первую очередь
следует отнести Александрию - египетскую
столицу династии Птолемеев (305 - 30 до
н. э.). Как и во
всем эллинском мире, в Александрии насаждалась
греческая образованность, существовали
школы низшего и среднего типов.
Греко-римский период I-IV вв. н.э.
Образование
Тот, кто хочет составить себе общее представление о воспитании римлянина в те времена, пусть прочтет у Плутарха описание того, как воспитывал своего сына Катон Старший. У Катона был ученый раб, на обязанности которого лежало обучение детей, но он не хотел доверять ему своего сына. Он сам взял на себя заботы о ребенке, сам учил его грамоте и праву и руководил его физическими упражнениями. Он имел терпение написать собственноручно большую тетрадь, чтоб обучить сына письму. Но больше всего учил он собственным примером: как садиться на лошадь, как владеть оружием, бороться, как перебраться вплавь через речку, как переносить холод и зной — все это отец сам показывал своему сыну, никому не уступая чести научить его сделаться гражданином и солдатом, достойным имени римлянина. Такая чисто практическая система воспитания долгое время была обычной в хороших семействах. Если даже у ребенка не было отца, то всегда находилось какое-нибудь почтенное лицо зрелого возраста, которое его воспитывало и направляло. Сын находился под постоянным наблюдением отца. Даже когда тот отправлялся куда-нибудь на званый обед, он брал его с собой.
В конце трапезы,
в праздничные дни, было обыкновение
петь песни, восхвалявшие подвиги великих
людей; весьма вероятно, что в этом
пении принимали участие и
дети. При этом всякий поступок, который
бы мог осквернить чистоту и невинность
ребенка, вызывал суровую кару. Катон,
будучи цензором, исключил из сената Манлия
за то, что тот среди бела дня поцеловал
свою жену в присутствии дочери.
Наступило, впрочем,
время, когда греческое влияние
заронило в эти здравые и ограниченные
умы зачатки мировоззрения
Начальное образование. Настоящее название для римской школы было ludus(людус), а не schola(схоля). Открытие такого рода заведения не было обставлено никакими формальностями. Каждый желающий сделаться школьным учителем нанимал себе лавочку где-нибудь на краю улицы, как и всякий другой ремесленник. Государство воздерживалось от какого бы то ни было вмешательства в это дело, в виде ли поощрения, или запрещения, или хотя бы даже надзора за школами. Отец должен был сам позаботиться о том, чтобы знать, кому он доверяет своего ребенка. В таких первоначальных школах обучали читать, писать и считать.
Лавочка школьного
учителя заключала в себе весьма
несложную мебель: столы да скамьи,
и только. Часто урок продолжался
на открытом воздухе: учитель уводил всю
ватагу куда-нибудь в предместье или усаживался
на перекрестке, на откосе рва, и начиналось
чтение. Читать учились по складам. Сначала
дети выучивались называть буквы, потом
складывать их по слогам, потом разбирать
целые слова, наконец, связные предложения.
Для письма употреблялись навощенные
дощечки и заостренная палочка (стиль),
которой выцарапывались буквы. Ребенок
приносил с собой из дому эти принадлежности,
иногда их нес сопровождавший его раб.
При обучении письму
сначала водили руку ребенка, или же учитель
писал образцы, по которым тот уже сам
наводил; позднее ученика заставляли копировать
слова и предложения. Счету учились, распевая
громко: один да один — два и т. д.; затем
упражнялись в умении считать по пальцам,
также на счетах, в заключение производили
арифметические действия на дощечках.
Среднее образование. Среднеучебный курс проходился в школе грамматика. Ребенок, поступивший в первоначальную школу около семи лет, переходил к грамматику лет в 12—13. Помещение грамматика, по-видимому, было более комфортабельно и более богато мебелью, чем ludus учителя грамоты.
Первое, что бросалось в глаза в школьном помещении, это место, на котором восседал учитель. Его cathedra(кацедра) со спинкой иногда прямой, чаще же всего закругленной, помещалась на подмостках. Отсюда учитель господствовал над своей аудиторией. Около него помещался его помощник. Учитель говорил обыкновенно сидя; только непреодолимый порыв красноречия заставлял его иногда вскочить и стоять перед слушателями, но это случалось очень редко. Ученики точно так же сидели. Они поднимались со своих мест только для того, чтобы ответить урок или прочитать свою работу. Они помещались на скамьях без спинок; иногда ноги их опирались на маленькие скамейки, но столов перед ними не было: древние считали всякое положение удобным для письма, и ученики писали в школе на собственных коленях. Стены часто увешивались таблицами из мрамора или гипса, на которых изображены были важнейшие сцены из мифологии и из классических поэм. Можно думать, что в школах были также стенные географические карты.
У ученика были свои особые принадлежности. Главное место среди них занимала capsa(капса), цилиндрическая коробка из дерева, в которую клали учебные книги. Эти книги представляли собой рукописные свитки; заглавие писалось на отдельном кусочке кожи, прикрепленном к свитку. Вначале книги были очень редки и дороги, приходилось поэтому диктовать ученикам содержание учебника.
Школьник
должен был вставать очень рано.
Петухи еще не пели, наковальня кузнеца
и челнок ткача еще молчат, весь
Рим еще погружен в сон, а дети
уже бегут в школу, — зимой при
свете фонаря. Сумку ученика несет слуга,
а если ребенок принадлежит к хорошей
фамилии, то особый раб, так называемый
capsarius(капсариус). По прибытии в школу ученики
здоровались со своим учителем и садились
на места, затем начиналось учение. Сколько
времени оно продолжалось — неизвестно.
Мы знаем только, что школьник возвращался
домой к завтраку около полудня, а
затем снова шел в школу. Весьма вероятно,
что все учение, и утреннее, и вечернее,
продолжалось шесть часов. Уроки или, по
крайней мере, большая часть их приготовлялись
на глазах учителя, а не дома. Главным
предметом обучения в школе грамматика
было чтение и толкование поэтов, письменные
и устные упражнения в греческом и латинском
языках. Грамматик сначала был сам латинянин
и преподавание вел по-латыни; с произведениями
греческой литературы знакомились по
переводам: с Гомером, например, ученики
долго знакомились лишь по подражаниям
Ливия Андроника, а с греческими комедиями
по переделкам Плавта и Теренция. Но, по
мере того как в Риме распространялось
употребление греческого языка, греческих
авторов стали читать в подлиннике. Во
времена империи в школах существовали
особые преподаватели для каждого языка
и каждой литературы отдельно. По-гречески
читали Гомера, немного Гесиода, Менандра,
басни Эзопа, избранные места из лириков;
по-латыни — «Одиссею» Ливия Андроника,
Энния, Нэвия, Пакувия, Акция, Афрания,
Цецилия, Плавта и Теренция. История была
в некотором пренебрежении. Существовал,
впрочем, обычай заимствовать выдержки
из новых и даже современных авторов: Тита
Ливия, Саллюстия, Вергилия, Горация, Овидия,
Лукана и Стация. Обыкновенно начинали
изучать греческий язык раньше латинского.
Школьник старался лишь записать как можно
более и принести домой кругом исписанные
таблички. Впрочем, его роль
не была исключительно пассивной. У него
были также работы, которые он должен был
выполнить: письменные упражнения в классе,
переложение стихов в прозу, развитие
какой-нибудь сентенции, составление маленького
рассказа на мифологическую или поэтическую
тему. Перевод, по-видимому, не входил в
программу преподавания грамматика.
Ученики одной и той же школы делились на несколько групп, сообразно своему возрасту и способностям. Во главе каждого из этих отделений стоял лучший ученик. Он первый объяснял автора, первый читал свою работу, первый отвечал на предложенный учителем вопрос; он служил товарищам репетитором, а иногда заменял и учителя. Свое место первый ученик занимал лишь до поры до времени. Учителя Квинтилиана устраивали для учеников каждого отделения ежемесячные работы. Первый ученик оставался во главе своего класса лишь до следующей работы. Веррий Флакк, чтобы подстрекнуть соревнование, давал лучшему ученику книгу; отсюда ведет свое начало наш обычай раздавать награды.
Каникулы продолжались четыре месяца от июньских ид до октябрьских. Кроме того, были дни отдыха и в течение учебного года. Месяца через два после начала учения, 16 дней до январских календ, начинался праздник Сатурналий, который продолжался три дня. Нашим пасхальным каникулам соответствовал праздник Квинкватрий. Продолжаясь сначала всего один день, они постепенно растягивались и в конце концов стали продолжаться от 14 дней до 10 дней до апрельских календ. В эти дни происходило празднество в честь Минервы — покровительницы всех искусств; школы также почитали ее как свою покровительницу. Каждые девять дней давался отдых в день нундин. Наконец, учения не было и во время религиозных торжеств. Было высчитано, что в I веке до н.э. было по крайней мере 62 праздничных дня в году. Весь этот досуг не казался для древних потерянным временем. В дни правильного труда также были свои часы радости и веселья. Такое количество детей, собранных вместе, не могло обойтись без игр. Они не расставались тотчас по окончании учения. Напрасно слуги тащили их домой. Они поджидали друг друга, чтобы вместе поиграть. Игры их не всегда были мирные: споры переходили часто в драку, а их ссоры принимали иногда вид настоящих сражений. В их схватках играла некоторую роль даже политика: партийная борьба родителей на форуме или в сенате делила также их детей в школе.
Высшее образование. После школы грамматика юноша лет в 16 переходил к ритору, хотя часто уже и грамматик вторгался в область последнего. Целью ритора было дать своим ученикам ряд указаний, которые приготовили бы их к практической деятельности политического и судебного оратора. Ввиду этого задаваемые им сочинения не представляли собой развития какой-нибудь общей идеи; их заставляли писать нечто вроде обвинительной речи против определенного какого-нибудь преступления или порока: против игры, гордости, святотатства или тирании. Очень часто они составляли вымышленные речи какого-нибудь знаменитого человека, героя или даже бога на определенную тему; например, Юпитер, упрекающий солнце, зачем оно уступило свою колесницу Фаэтону; речь Медеи о принесении в жертву своих детей; Ниоба, оплакивающая своих детей; Ахилл, давший волю своей ярости против Агамемнона, и т. д.