Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 02:28, реферат
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (интеракция-взаимодействие). Во-первых, диффузия ахейской культуры (ахейцы прибыли в Грецию в XX в. до н.э.) и критской (ахейцы завоевали Крит в XVI н.э.), как результат- возникновение микенской культуры. Во-вторых, взаимодействие с дорийской культурой. В-третьих, оживленная морская торговля способствовала обогащению культуры.
Почти каждый ученый эллинистической эпохи был связан с Александрией если не личным контактом, то научной перепиской. В Александрии жили и работали крупные ученые: геометр Евклид, географ и математик Эратосфен, астрономы Конон, Аристарх Самосский и позже Клавдий Птолемей. С Александрией были связаны математик Аполлоний Пергский, астроном Гиппарх и Архимед. Особую роль в эллинистическую эпоху сыграли Евклид и Архимед.
Среди четырех дисциплин, изучаемых в Мусейоне: литературы, математики, астрономии и медицины, - математика занимала особое место. В течение первого периода своего существования математическая школа отличалась интенсивной и блестящей деятельностью. Она началась с систематизации знаний, накопленных в классическую эпоху, - Евклид разработал начала геометрии, а Аполлоний создал общую теорию конических сечений.
Образование в Афинах. Идеал воспитания в Афинах - интеллектуально, эстетично и физически развитый, сочетающий красоту тела и нравственные добродетели гражданин свободного общества Афин. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. Мальчики под надзором своих «педагогов» (то есть дядек, почтенных рабов) шли в школу грамматиста, кифариста и в палестру.
В школе грамматиста они учились читать, писать и считать. Для этого пользовались восковыми табличками- диптихами, т.е. двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Учились понимать и крупными отрывками заучивали наизусть произведения Гомера, язык которого был очень не похож на аттический тех времен, но для всех греков он имел значение как бы церковного языка, так как на нем и Дельфы издавали свои оракулы.
За Гомером
шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучительных
сентенций, и Солон ради его значения
для Афин, а также и басни
Эзопа. Важное место в образовательной
программе занимала подготовка к религиозным
празднествам, на которых присутствовали
свободные жители греческих городов.
Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым
хором или соло, декламировали с ними торжественные
гимны.
В школе кифариста
учились играть на лире или кифаре, незнакомство
с которой считалось признаком необразованности,
и исполнять под ее аккомпанемент как
староафинские гимны в честь Паллады,
так и поэмы Стесихора и Симонида.
С двенадцати
лет мальчики начинали
Палестра требовала для своих
упражнений не скромной комнаты, а широкого
двора с колоннадами, то туда охотно приходили
и родители посмотреть на своих сыновей,
да и другие лица. Там же охотнее всего
и философы вроде Сократа находили свою
аудиторию.
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях. Название "гимнасий" происходит от греческого слова gymnos, что значит "голый, обнаженный". Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Со временем помещения для гимнасиев становились все более обширными, к ним прибавлялись крытые колоннады и стадионы, где можно было упражняться зимой.
Но к этому низшему образованию прибавляются уже элементы высшего. Сюда относится, во-первых, так называемая эфебия — совместное обучение, физическое и духовное, юношей шестнадцати лет и старше под надзором постановленных государством по народному выбору «софронистов» и «косметов»; а затем и вольное прохождение курса высших наук (математических. естественных и особенно этико-политических) у философов (софистов, Платона, Антисфена, Аристотеля) и риторов.
Обучение
девочек. Девочки учились у матери, и
эта наука была довольно сложна: кроме
хозяйства в нее входила и вся домашняя
медицина, так как уход не только за детьми,
но и за челядью обоего пола лежал на обязанности
хозяйки.
Завершалось образование девушек мужем,
который по греческому обычаю был значительно
старше своей жены.
Образование в Спарте. Идеал воспитания - выносливый, смелый, не жалеющий врага воин. Он определяет цель системы воспитания и задания. Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.
Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных общественных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства. Спартанец, имевший трех сыновей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых - от всех существовавших повинностей.
Воспитание ребенка не зависело от воли отца,— он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета.
Кормилицы приучали
детей не есть много, не быть разборчивыми
в пище, не бояться в темноте
или не пугаться, оставшись одни,
не капризничать и не плакать...
Все дети, которым только исполнилось семь лет, собирались вместе и делились на отряды - агелы. На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником агелы становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях. Остальным следовало брать с него пример, исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа эта была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нередко нарочно доводили до драки, ссорили их, причем прекрасно узнавали характер каждого — храбр ли он и не побежит ли с поля битвы.
Воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С летами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя хитон и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Они не брали теплых ванн и никогда не умащались; только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Эврота, причем рвали его руками, без помощи ножа. Зимою клалась под низ подстилка из «ежовой ноги». Это растение примешивалось и в постели, так как считалось согревающим.
На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Все, что они ни приносили, было ворованным. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сисситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора.
Иренами назывались те, кто уже более года вышел детского возраста. Двадцатилетний ирен начальствовал своими подчиненными в примерных сражениях и распоряжался
приготовлениями к обеду. В это время воспитание молодых людей становилось уже не таким строгим — им позволяли ходить за своими волосами, украшать оружие и платье. Радовались, когда они, как кони, горделиво выступали и рвались в битву. В походах гимнастические упражнения молодежи были не так трудны, да и жизнь ее в остальном была не так строга: с них спрашивали меньше отчету, поэтому они были единственным народом, для которого поход мог считаться отдыхом после военных упражнений.
Воспитание
власти кончалось в 18 - 20 лет, когда
юноши учились военному искусству,
посещали философскую и др. школы.
Жесткость и суровость спартанских
методов воспитания сделали их нарицательными.
И если выдержка, твердость и лаконичность
(Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу
и одобрение потомков, то жестокость и
чрезмерное увлечение военной
подготовкой в ущерб умственному и художественному
развитию вызывали порицание уже у современников
спартанцев, обитателей иных городов-полисов,
где царил идеал "калогатии" — красоты
и добра, слитых воедино.
Обучение девочек. До семи лет девочки были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей. Девочек, как и мальчиков, обучали с семи лет. Воспитанием их занимались серьезно – ведь их готовили стать матерями будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.
Воспитательная
традиция Спарты в итоге оказалась весьма
скудной. Гипертрофированная военная
подготовка, фактическое невежество молодого
поколения - таким выглядел результат
одного из первых в истории опытов государственного
воспитания. На древе человеческой цивилизации
спартанские культура и воспитание оказались
малоплодородной ветвью.
Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь
крупного и яркого мыслителя или художника.
Впрочем, не весь педагогический опыт
Спарты оказался забыт традиции физического
воспитания, закаливания подрастающего
поколения стали предметом подражания
в последующие эпохи.
Эллинистический период III-I в. до н.э.