Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:26, контрольная работа
Индоарии. Ведическая культура индоариев. Комментарии к ведам.
Социальная структура: варны и касты. Мир и человек в системе ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия «сансара», «карма», «нирвана»).
Искусство как путь к освобождению духа.
Веды довольно туманно
Среди обрядов древних
Во второй половине I тыс. до
н. э. была завершена редакция
Брахман — комментариев к
ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия «сансара», «карма», «нирвана»).
В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, — варны (санскр. качество, цвет). Захватив монополию на прежде выборные общественные должности, родо-племенная знать составила две привилегированные варны—брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью варну — вайшиев — составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая варна — шудр — состояла из «чужаков», потомков покоренных племён, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых варн.
Процесс формирования варн оказался довольно длительным. В период Риг-Веды их еще не было, но с окончанием складывания рабовладельческих государств деление всех свободных на четыре варны объявляется результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается религией.
Согласно легенде, брахманы-жрецы, призванные говорить от имени бога, своим происхождением обязаны устам бога Брахмы, наиболее почитаемого в это время. Варна кшатриев создана из рук бога, варна вайшиев — из бедер, из ног Брахмы возникли шудры. Каждой варне соответствовал цветовой символ: для брахманов — белый, кшатриев — красный, вайшиев — желтый и шудр — черный. Это деление общества на варны закреплялось законодательно «Законом Ману» (по имени полулегендарного правителя Индии V в. до н. э.), определившим права и обязанности представителей разных варн.
В условиях упадка рабовладельческих отношении важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты (португ. casta от лат. castus — чистый, санскр. джати) — это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. В отличие от варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т. д. И если варны возникли в результате развития общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты — результат разделения труда. В их основе — место в экономической жизни общества, однако в условиях существования варн. К примеру, к варне вайшиев вначале были отнесены касты, члены которых, с точки зрения оседлого земледельца, занимались благородным занятием (земледелие, обслуживание государства и рабовладельческой знати экономически независимым и классифицированным трудом): земледельцы и скотоводы, купцы и зажиточные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши и др. Менее привилегированные ремесленники (кузнецы, гончары, ткачи и др.) и обслуживающие земледельческие касты (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и пр.) вошли в варну шудр. Остальные — отверженные, пребывающие вне каст, общение с которыми членам «чистых» каст запрещалось, представлены поденщиками, метельщиками улиц, уборщиками нечистот, работниками кладбищ, палачами, бывшими рабами.
Брахманизм
В начале I тыс. до н. э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведичеекой религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведичеекой религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н. э. составили религиозное течение — брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.
Согласно новой
Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога — хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.
Освещая общественное
Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение пьяницы в моль, убийцы — в хищное животное, вора — в крысу и т. п.
В более поздней литературе, особенно в Упанишадах, содержатся попытки переосмыслить религиозные верования, свести их в единую религиозную систему – брахманизм. Упанишады ищут ответ на вопрос о том, каково же начало, от которого родятся все вещи, чем они поддерживаются и куда возвращаются. Этим начальным принципом является Брахман – интуитивно постигаемая действительность, а всякая бесконечно изменчивая картина мира – майя, самовыражение Брахмана. Человек как отдельная личность должен стремиться к освобождению из рабства чувственного и индивидуального, чтобы слиться со всеобщим и изначальным.
Таким образом, начав с осмысления отношений между богами и людьми, древние индийцы пришли к рассуждениям о соотношении между природным и сверхприродным, духовным и материальным, т.е. вышли на определенный уровень абстрактного мышления, что должно было неизбежно привести к появлению религиозно-философских школ, затрагивающих различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру, различные способы миропонимания. К этим школам относятся: Санкхья, Веданта, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса.
Однако эти философские учения, строившиеся на почве брахманизма, признававшие авторитет Вед, не соответствовали новым условиям развивающегося общества. Назревал пересмотр традиционных представлений, и середина I тыс. до н.э. ознаменовалась в Индии духовным брожением, появлением странствующих мудрецов, аскетов, проповедующих новое учение, новый путь к спасению. В спорах и столкновениях между различными учениями выделился буддизм. Его создателем считается Сиддхартха Гаутама (623-544 до н.э.), кшатрий из племени шакьев, живших на границе современного Непала и Индии. В возрасте 29 лет Гаутама ушел в аскеты и через 7 лет начал свою проповедническую деятельность. Он имел много учеников и последователей, которые звали его Буддой (буддха), что означает «просветленный». За его учением утвердилось название «буддизм», а за верующими – «буддисты».
Первая проповедь Гаутамы называлась «Поворот колеса закона» и была обращена к небольшой группе аскетов. В ней говорилось о существовании двух путей – пути самоудовлетворения и пути самоистязания (аскезы). Гаутама выбрал средний путь, который дает прозрение, познание и ведет к высшему знанию, просветлению, нирване. Нирвана понималась как высшее состояние духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Всем буддистам вменялось выполнять пять заповедей: не убивать живого, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не пить опьяняющих напитков. Члены монашеской общины (сангхи) должны следовать таким заповедям: есть не более одного раза в день в положенное время, не участвовать в увеселениях, не пользоваться украшениями и благовониями, не спать на удобной кровати, не принимать золота и серебра.
Буддизм
оказался приемлемым для различных
слоев и разных народов, в частности
получил большое распространение в I в.
н.э. в Китае, Тибете, Японии. Однако в Индии
буддизм не вытеснил другие культы и уступил
индуизму – новой форме брахманизма.
Победа индуизма свидетельствовала о
важнейших культурных ориентациях в духовной
жизни Индии в первые века новой эры. Вместо
традиционной иерархии богов появляется
триединство трех главных божеств – Брахмы,
Вишну и Шивы. В повседневных обрядах и
ритуалах на первый план выходят «личные
боги» – Вишну, Шива, Шакти (супруга Шивы),
поддерживающие человека и помогающие
ему в различных сферах жизни, поэтому
индуизм разделяется на вишнуизм, шиваизм,
шактизм, которые не исключают друг друга,
а мирно сосуществуют.
Мокша - освобождение. В традициях, где нет личностного Бога, мокша считается высшей целью жизни. Желание мокши появляется после того, как истощены и обыграны остальные цели жизни. Прожив множество жизней, каждая душа ищет освобождения от уз смерти, посредством самоореализации воспринимает Божественное и, в итоге, достигает мокши - освобождения от цикла рождений и смертей.
Религии
Индии уникальными своим
Термин "мокша" происходит от корня "муч" или "мокш", имеющего различные значения: "терять, освобождать, избавлять, позволить потерять, позволить идти", а также: "сберегать, позволить жить, разрешить уйти, отправить, отпустить" и даже: "отдыхать, тратить, даровать, отдавать и открывать". Таким образом, это слово означает "освобождение от мирского существования, трансмиграции" или "высшее, вечное освобождение".
Мокша - это не состояние прекращения существования души, не состояние небытия; не является она и бессознательным состоянием. Под ней понимается совершенная свобода, неописуемое состояние единства, близости к Божественному внутри нас самих. При достижении мокши прекращается воплощение души в физическом теле на Земле, но это можно оценить и как начало нового этапа (подобно окончанию университета). "Кайвалья" - еще один подходящий термин для описания этого невыразимого словами состояния совершенной отрешенности, свободы и единения.
Чтобы достичь этого состояния, находящегося за пределами всех радостей и печалей, различий и разрушений, душа должна устранить последовательно одну за другой следующие преграды: карму, которая является "энергией причин и следствий, действий и возникающих в ответ реакций"; майю, являющуюся "энергией проявления" и иногда называемую иллюзией, и анаву, "энергию эгоима", завесу двойственности. Милостью Господа освободившись однажды от этих уз (которые не перестают существовать, но теряют способность связывать), душа переживает состояние нирвикальпа-самадхи. Приходит реализация вневременного, внеформенного, внепространственного Атмана, Ататтва-парабрахмана, переживается чувство единения, выходящего за пределы мира перемен и разнообразия. Самореализация является естественным состоянием человека, к которому, согласно своей природе, идет каждая душа. В то время, как конечной целью земного существования является опыт (или же, что более точно, отсутствие такового, "неопыт") Самореализации, его побочным продуктом выступает мокша. Эти два термина не являются синонимами.
Информация о работе Культура Древнего Востока. Индобуддийский тип культуры