Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 02:22, контрольная работа

Краткое описание

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского». Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщения», проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура вызывала при ознакомлении с ней изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет.

Оглавление

Введение
1. Культура Древнего Египта: характерные черты и особенности
1.1 Техника и наука
1.2. Мифология и религия
1.3. Литература
1.4. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
1.5 Музыка
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    Существенное  место в искусстве Древнего царства занимают настенная живопись, круглая скульптура и рельеф, тесно связанные с заупокойным культом. Статуи фараонов и их приближённых ставились в гробницах и поминальных храмах. Покрывавшие стены гробниц росписи и рельефы воспроизводят подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых - сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами и т. п. В них находят широкое отражение жизнь и быт египтян. Разбитые на полосы, строго подчинённые плоскости, ритмически чередующиеся изображения бытовых сцен на рельефах и росписях отличаются, несмотря на соблюдение основных канонов, относительно большей свободой и непринуждённостью, чем изображения фараонов. В них проявляются свойственные Египту художникам богатая творческая фантазия, чувство ритма, красоты обобщённой  контурной  линии,  силуэта,   локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.). В эпоху Древнего царства  большое  развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами и т. п.), отличающиеся торжеств, статикой портретные статуи этого времени поражают ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича Анххафа, жреца Рано-фера, писца Каи и др.). Виртуозные мастера обработки камня, египетские скульпторы не преодолевают, а выявляют его природные свойства: твёрдость, тяжесть, статику. В произведении всегда угадывается изначальная структура материала. Объёмы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены. Тщательно выполненные детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения играют в статуях роль декоративных  элементов.[1. стр. 38]

    В эпоху Среднего царства в искусстве Египта появляется ряд новых черт. Гробницы фараонов утрачивают грандиозность. Пирамиды имеют теперь, как правило, лишь каменный каркас из стен, расходящихся от центра к сторонам и углам пирамиды, промежутки между которыми заполняются кирпичом, песком, обломками камней. В архитектуре проявляется влияние провинциальных  традиций - мастабы сменяются скальными гробницами, вырубленными в склонах гор, вход в которые обычно оформляется в виде портика с 2 или   4   колоннами.    Последние    нередко имеют каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригацких сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. По остаткам г. Кахун в районе Файюма (нач. 2-го тыс. до н. э.) можно судить о резком классовом неравенстве: кварталы строит, рабочих, отделённые от остальной части города стеной, состоят из маленьких глинобитных хижин; жилища вельмож, как правило, огороженные глухой стеной, строятся из кирпича-сырца и имеют множество прямоугольных помещений с колоннами и портиками, галереи, внутренние дворы; стены и потолки дворцов покрываются росписями; к дворцам примыкают многочисленные служебные постройки.[1. стр. 38]

    В изобразит, искусстве Среднего царства  Осиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц правителей номов (номархов) изображения приобретают большую композицию свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, зверей и птиц (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э., и Бени-Хасане, 20 в. до н. э.). Рост индивидуалистических устремлений проявляется наиболее ярко в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции остро фиксируют индивидуальные и возрастные физические особенности модели. В них появляются элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.). Виртуозная обработка твёрдых пород камня (гранита, диорита) в портретах этого времени как бы отражает борьбу скульптора с материалом. Инструмент скульптора глубоко врезается в массу камня, выявляя чёткую структуру лица и придавая изображению драматическую    экспрессию.

    После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов (1700 - около 1580 до н. э.), искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключит, роскошь быта Египта знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Созданный в начале 15 в. до н. э. архитектором Сенмутом храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри представляет собой развивающийся в пространстве архитектурный комплекс, состоящий из двух ярусов террас, обрамлённых портиками, обнесённого колоннадой открытого двора а вырубленного в скалах святилища. Строгие линии карнизов и колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Исполненные мягкости и изящества статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. Усиление интимно-лирических начал характерно и для стенных  росписей этого времени. В них появляются невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж (росписи гробниц Рехмира, Нахт и Джесеркарасенеба в Фивах, кон. 15 в. до н. э.). В рельефах нарастают изощрённое изящест в о линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, кон. 15 в. до н. э.).

    Наряду  с полускальными храмами в  архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Такие храмы имеют, как правило, обнесённый колоннадой открытый двор и гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн, за которым следует святилище со статуями богов. Вход в храм оформляется в виде двух пилонов с дверным проёмом между ними, перед которыми воздвигаются обелиски и статуи богов или фараонов. К храму ведёт аллея сфинксов. Стены храмов украшаются рельефами со сценами военных побед фараонов (храмы бога Амона-Ра в Карнаке, 16—12 вв. до н. э., и Луксоре, 15—13 вв. до н. э.). В период правления фараона Эхнатона упраздняются культы старых богов, вводится культ бога Атона. Строится новая столица Ёгипта - Ахетатон. Искусство времени Эхнатона отличается полемической заострённостью образов, гротескной утрировкой индивидуальных болезненно-уродливых черт фараона. Разрыв со старыми канонами приводит к появлению новых тем: фараон часто изображается в семейной обстановке,   беседующим  с  женой  и  ласкающим детей (рельеф с изображением семьи Эхнатона, 1-я четв. 14 в. до н. э.). К концу правления Эхнатона гротескная заострённость сменяется аристократической утончённостью и классической ясностью образов.

    Высокого  уровня достигает в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды и блюда из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными  камнями,   резные  и   расписные ларцы, художеств, мебель и др.). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям другого  египетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

    Последний расцвет египетского  искусства происходит при фараонах т. н. Саисской династии (7 в. до н. э.). Для этого времени характерно обращение к древним традициям, эклектич. соединение художеств, приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные, статуи и рельефы этого периода часто отмечены академической отвлечённостью. Вместе с тем к 7 в. до н. э. относится и ряд портретов, выразительных по характеристике (статуя    Мантуэмхета).

    После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.) Египет включается в сферу эллинистической культуры, а позже  культуры Рима Древнего. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античность  и древне-египетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 3—1 вв. до н. э.). Оригинальный сплав древне-египетской  и римской традиций представляют собой живописные портреты 1 - 4 вв. н. э., найденные в оазисе Файюм (см. Фаюмские портреты). С переходом Египта под власть Византии (кон. 4 в.) в стране складывается один из своеобразных местных вариантов христианского  искусства. После завоевания страны арабами (7 в.) Египет становится одной из областей распространения арабской культуры. 
 
 

    1.5. Музыка 

    Музыкальная культура Египта - одна из самых древних. Первые дошедшие до нас материальные памятники музыкальной культуры относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Это различные музыкальные инструменты - трещотки, погремушки, свистки из ракушек и т. д. О распространении музыки в быту свидетельствуют также многочисленные  памятники изобразит, искусства - барельефы на стенах гробниц, росписи с изображением певцов и музыкантов. Музыка была непременным спутником массовых празднеств, религиозных обрядов, сопровождала трудовые процессы. Нотных записей или теоретических трудов, на основе которыхрых можно было бы составить представление о характере музыки Египта, не обнаружено. Но на основании ряда данных исследователи пришли к выводу, что в Египете существовала преимущественно одноголосная музыка, носившая, как и у др. народов ранних цивилизаций,  синкретический характер.

    Она была неразрывно связана с танцем, пантомимой, драматическими представлениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную, которые развивались параллельно и были тесно связаны друг с другом. Обогащался инструментарий, усложнялись формы исполнения, возникали ансамблевые виды исполнительства, зародилось искусство хейрономии (одна из ранних форм руководства хоровым исполнением, прообраз будущего дирижирования).

      В эпоху Нового царства, по-видимому, зародились и примитивные формы многоголосной музыки. Анализ музыкальных инструментов показывает, что большинство из них было способно воспроизводить, звуки звукоряда без полутонов, что подтверждает распространение пентатоники, характерной для большинства стран Востока. Есть основания полагать, что отдельные инструменты, сохранившиеся  в  быту   народов,   населяющих  АРЕ, также происходят из Древнего Египта. В различных музеях мира хранятся многие  инструменты Египта : систры (погремушки), арфы, флейты, гобои, деревянные и бронзовые трубы, свирели, пневматические и гидравлические органы, ударные разных видов. Музыкальная культура Египта испытала влияние соседних народов; в период Нового царства при дворе наряду с местной капеллой была создана и сирийская капелла.

    В Египте  зародились также основы этического понимания музыкального искусства. Египетские источники подразделяют музыку на «полезную» и «вредную». Исполнители музыки – профессиональные  музыканты-поэты пользовались большим почётом, считались родственниками фараонов. В эллинистический и римский  периоды музыка в Египте сохраняла свою самобытность. После завершения периода римского владычества в Египте начался новый период развития музыкальной культуры этой страны, тесно связанный с музыкальным искусством турок,  арабов и других народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Многие  достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь. В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина.

    Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли  в качестве известных тем в мировую литературу.

      Египетская  культура  была  наиболее  яркой  на  фоне культур  других  цивилизаций. Во  время  процветания  египетской династии  египтяне  изобрели  много  полезных  вещей, например, как определять  поверхность  куба, решать уравнение с одним неизвестным и т.п. Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемирную. После  исчезновения  египетской  цивилизации  осталось  много полезных  сведений  и  информации, которыми  люди пользуются до сих пор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 
 

  1. Большая Советская  энциклопедия. (В 30 тома). Г. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1972
  2. Культурология: Учеб пособие/ С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А.Жарикова и др. Под общ. ред. С.В.Лапиной. – Мн.: ТетраСистемс, 2003
  3. Культурология. Учеб пособие для студентов высших учебных заведений. издательство «Феникс», 1995

Информация о работе Культура Древнего Египта