Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 02:22, контрольная работа

Краткое описание

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского». Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщения», проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура вызывала при ознакомлении с ней изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет.

Оглавление

Введение
1. Культура Древнего Египта: характерные черты и особенности
1.1 Техника и наука
1.2. Мифология и религия
1.3. Литература
1.4. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
1.5 Музыка
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    1.2. Мифология и религия 

    Для понимания египетского искусства  особенно важен миф об Осирисе  и Горе. Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшем начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, а стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых стал Гор.

    Этот  миф - трансформация древнейшего  сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. А Гор - животворный солнечный свет. Фабула старого мифа была переосмыслена в рабовладельческой монархии Египта и соединилась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Умерший царь, которого бальзамировали, отправлялся в подземное царство, на суд Осириса, там взвешивали его сердце, там он исповедовался перед Осирисом. Художники изображали суд Осириса, здесь же и находим тексты египетской "Книги мертвых" на длинных свитках папируса.

    После суда и очищения наступала загробная  жизнь, похожая на земную - поэтому умершего надо снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его тела, которое должно избежать тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Древние египтяне верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила - Ка. Надо, чтобы Ка мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

    Мало  было сохранить тело - нужно было сохранить богатство умершего: и  рабов, и скот, и семью (в Вавилоне, например, убивали семью, слуг). Но египетская религия была сравнительно гуманной: она не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Статуэтки - ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробниц располагались росписи и рельефы с изображением земных событий: войны, пиры, охота, отдых в кругу семьи и т.д. Этого никто не видел, так как оно находилось в замурованных камерах, и в результате археологических раскопок только в ХЖ в. было обнаружено. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: дарить бессмертие, быть продолжением жизни. Поэтому неважно было - видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Искусство считалось носителем жизни вечной, освобождалось от всего мгновенного, изменчивого. Оно. выработало язык, отвечающий идее постоянства, - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура.

    Среди египетских мифов центральное место занимали основные циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака  в   образе   змея   Апопа,   смерть  и воскресение Осириса и др. Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, который появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По др. версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар    Птах    (или    Хнум).    Цикл   мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в египетских мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями.

    Итак, египетская религия с ее идеей  загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта

    Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития, до сложных теологических систем. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма (напр., поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (напр., священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). (Почти каждое египетское  божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Бает - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Бает изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот — в виде человека с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству привёл к значит, переменам в религ. верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

    В системе заупокойных представлений  все заметней становился этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентации: идеалом оставалось не будущее, высшей ценностью не настоящее, а прошлое, когда сами боги правили людьми, это было и Идеалом и высшей ценностью. В данной системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствует о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире (лишь в неудавшихся реформах Эхнатояа основная миротворческая роль отводилась Солнцу - Атону), а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.

    У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религии представлениям, у каждого человека было несколько душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг («ушебти» — ответчики). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в «Книге мёртвых» - неотъемлемой части погребального инвентаря.  Перед лицом верхнего судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай — «поля  Налу».[1. стр. 36]

    Первоначально в каждом номе чтили своего главного бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т. д. Образовывались божеств, триады (например фиванская: Амон - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия боговй Объединение номов в два гос-ва (Верхний Е. и Нижний Е.), а затем в единую деспотию (около 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегосударственных культов, унификацию религии. Главное место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. 'Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей государства стали Фивы, фиванский бог Амон стал главным божеством Египта  и египетские жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.

    Иерархия  богов во главе с царём богов  представляет собой отражение порядков восточной деспотии. Верховный бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Офиц. религия объявила фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, которое начало оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа  IV   (Эхнатона)  (кон.   15 - нач. 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменён. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Египта  и установили теократию.

    В Египте сложилась богатейшая религиозная и магическая литература. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» и др. религиозные сборники. Примером развития египетской  теологической мысли может служить так называемый Мемфисский богословский трактат (вторичная кодификация относится к 8 в. дон. э.), в котором за много веков до христианства проводилась мысль о Логосе - слове, созидающем мир. Теология Древнего Е. получила большое распространение в религиях античного мира и оказала значит, влияние на христианскую догматику, иконографию, обрядность. Так, например, на христианских иконах встречаются элементы зооморфизма: святой Христофор с головой собаки - потомок Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные обряды; изображение древнеегипетского загробного суда - на христианскую иконографию Страшного суда. 
 
 
 
 

    1.3. Литература   

    Древнейшие  памятники, написанные на египетском языке, датируются 3-м тыс. до н. э., последние составлены в первые века н. э. Произведения литературы Египта дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Литература Египта является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактические произведения, басни, эпос, любовная лирика и др. Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки. Египетские сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончат, победе добра и справедливости над силами зла. Некоторые из них носят явный отпечаток фольклора, например сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена которых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.). Под «повествованиями» подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному историческому фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти «повествования» в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий. Среди «повествований» выделяется папирус середины 11 в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библии - одно из лучших произведений египетской литературы. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных по восточному побережью Средиземного моря, выдержанное в реалистических тонах, это «повествование» является, несомненно, литературной обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобное художественное , произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас сочинения в нескольких экземплярах. «Повествования» исторического характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических произведениях, так называемых поучениях, как правило, упоминается автор - реальный или вымышленный (в последнем случае какой -либо известный мудрец прошедших времён). «Поучения» нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

    Наряду  с памятниками художественной литературы к египетской литературе относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, обладающие литературным достоинством. Литература Египта оказала влияние на литературы народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских   народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Архитектура, изобразительное

    и декоративно-прикладное искусство 

    Призванное обслуживать потребности религии и официально-государственного культа обожествлённого фараона, искусство Египта выражало свои идеи в строгоканоничной форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египтян общества; в нём проявились яркие творческие индивидуальности, местные, локальные художеств, явления и школы. Невиданные до того времени общественно-государственные задачи побуждали египетских художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художественного языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно — в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева — в монументальной и станковой скульптуре. В Египте сложились многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразит, искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.

    Памятники художественной культуры в долине р. Нил восходят к глубокой древности. В 5 - 4-м тыс. до н. э. примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменяются прямоугольными в плане постройками из дерева и кирпича-сырца. Статуэтки людей и животных, росписи на стенах гробниц и сосудах, рельефы на культовых пластинах связаны с заупокойным культом и отражают магические охотничьи верования. Изображения, как правило, геометризованы и упрощены. Пространство заполняется отдельными, не связанными друг с другом фигурами, нередко находящимися в различных планах (росписи в Иераконполе, кон. 4-го тысячелетия до н. э.). Существовавший в это время принцип изображения частей человеческой фигуры в разных аспектах (то в профиль, то в фас) сохранился в искусстве Египта и в дальнейшем. На рубеже 4-3-го тысячелетий до н. э. композиция приобретает большую упорядоченность и разбивается на полосы, появляются попытки выделить размером фигуру вождя, часто представляемого в образе быка. В период Раннего царства начинают складываться принципы древне-египетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Геом. обобщённость, симметрия и статика присущи и скульптуре этого времени (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э.). В рельефах усиливаются ритмичная упорядоченность композиции и графическая чёткость силуэтов, изображения строго подчиняются плоскости камня (палетка фараона Нармера, ок. 3000 до н. э.). В период Древнего царства найденные ранее художеств, приёмы обретают стилистич. законченность. Возникают новые архитектурные типы. Зодчий Имхотеп создаёт архитектурный тип пирамиды. Для фараона Джосера он строит в Саккаре комплекс заупокойных сооружений, центром которого является ступенчатая гробница-пирамида, состоящая из 6 уменьшающихся кверху мастаб. В дальнейшем зодчие Древнего царства лишь совершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая её очертаниям геом. ясность и чистоту. Завершённый тип пирамиды представлен в комплексе в Гизе, включающем пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун), Хефрена и Микерина. Предельная простота форм в сочетании с гигантскими размерами создаёт архит. образ, исполненный отчуждённого сверхчеловеческого величия. Расположенные у пирамид строгие ряды мастабообразных гробниц придворных и величественная фигура сфинкса отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. Находящиеся вблизи пирамид поминальные храмы, огороженные стенами и внешне напоминающие мае-табу, состояли из прямоугольных залов, потолки которых опирались на массивные 4-гранные столбы. Храмы соединялись длинными крытыми ходами с аналогичными зданиями, служившими своего рода вестибюлями. Ритмически чередующиеся простые геометрические формы, гладкие, полированные поверхности стен, пола и потолка, сложенных из различных пород камня, служили фоном для застывших в неподвижности статуй фараона-божества. К концу Древнего царства композиция поминальных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окружённый внутри рядом монументальных, отточенных по форме колонн с обобщёнными капителями, воспроизводящими различные растения Египта - пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.

Информация о работе Культура Древнего Египта